Андрей Удальцов: День рождения «Василисы Прекрасной»
Легендарный советский винтокрыл до сих пор радует своей непревзойдённой надёжностью
Летом красные даты идут одна за одной, захватывающим дух косяком. В том числе - винтокрылые. Не далече, как в минувшие выходные свой уже 63-й день рождения отпраздновала легендарная «восьмёрка». Конкретно так - 2 августа 1962 года на заводе при ОКБ Миля в поселке Томилино Московской области летчик-испытатель Николай Васильевич Лёшин впервые поднял в воздух на тот момент еще опытный двухдвигательный вертолет В-8А. Упорство Михаила Миля и гениальные, как показало время, конструкторские решения дали в итоги выдающийся результат. Всего за три года всемирно известному КБ удалось вместо заявленной в начале модернизации старичка-первопроходца Ми-4 создать совершенно новый винтокрылый аппарат. И его без проволочек, не дожидаясь даже окончания госиспытаний запустили в серию решением правительства СССР. Запустили уже под новым именем, которое сегодня знают во всех уголках планеты. А именно - Ми-8. Первые серийные машины сошли со стапелей Казанского вертолетного завода уже в 1965 году.
В НАТО новой советской машине присвоили имя Hip – «Бедро», по-нашему. Смысл искать бесполезно, слово подобрали от балды, лишь начиналось на латинское Н – сиречь, нelicopter. Наши же летуны-острословы называют аппарат – Миколкой. А еще Василисой Прекрасной. Последнее в самую точку. «Восьмерка» - вот уже действительно мастерица на все руки. Как в армии, так и на гражданке. МИ-8 в погонах – это и ударные задачи, и высадка десантных групп в тылу противника, и вывоз раненых, и спасение сбитых летчиков, и подвоз боеприпасов, да еще много чего. Что прикажут, то и сделает. На гражданке – забот у «Василисы» также невпроворот. Только дай задание. Пассажиров отвезти куда-нибудь в тундру, где самолету ни за что не присесть, пожалуйста. Пожары лесные тушить, это разом. Грузы, почта, стройки разные огромные – «Василиса» везде. Пашет безотказно в любую погоду – хоть в жару пятидесятиградусную где-нибудь в африканской пустыне, хоть в пятидесятиградусный колотун, что в Арктике, что в Антарктиде. Другой такой же универсальной машины в мире просто нет. Такая она легендарная «Василиса». Не случайно она стала самым массовым вертолетом в истории – выпущено больше 12 (!!!) тысяч машин 130 модификаций. Все разрекламированные западные хеликоптеры на ее рекордном фоне просто отдыхают.



MAX