САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Интервью

Рукописи не горят

В Петербурге спустя восемьдесят лет впервые прозвучало утерянное произведение Сергея Прокофьева. Дирижер Антон Лубченко рассказал «СВ», как он разыскал шедевр

РАСШИФРОВАЛИ ПО ПОМЕТКАМ НА ПОЛЯХ

- Большое дело сделали - вернули людям прекрасную музыку.

- И уже не в первый раз. В 2015 году мы восстановили утраченную партитуру последней оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». При его жизни ее не ставили, а после смерти - с  купюрами, но партитуру не издали. Спектакль мы показали в Мариинском театре, даже получили за него премию, записав на диск.

А в 2019 году исполнили ораторию Прокофьева «На страже мира», в которой тоже восстановили одну часть, интересную, ключевую, с чтецами.

- Как тема к киноленте пропала?

- На «Мосфильме» был грандиозный пожар, сгорело несколько пленок, фильм «Пиковая дама» Михаила Ромма, кстати, тоже с музыкой Прокофьева, много других бесценных документов.

- Почему взялись искать именно этот материал?

- Я много дирижирую Прокофьева, занимаюсь его творчеством, хорошо знал и этот фильм - «Партизаны в степях Украины». А вот ноты нигде не мог найти. Оказалось, что их нет. Обратился в архив за рукописью. Сам фильм можно найти в интернете, сюжет незамысловатый, типичная агитка, но музыка очень сильная на основе украинского фольклора. Эта работа для меня - очередная ступень в возрождении наследия Прокофьева. Такой известный русский композитор, а мы многие из его произведений еще не знаем.

- Разве реально было утраченное восстановить?

- Сгорела полная партитура, но осталась рукопись. Она хранилась в Российском государственном архиве литературы и искусства. Это такой расширенный клавир, с подробными пометками композитора, как следует ассистентам расписывать оркестровую партитуру. Вот по ним мне и удалось все расшифровать.

- Провозились, наверное, не один год?

- Примерно месяц. Я же по первому образованию композитор.

В ДОЛГУ ПЕРЕД КЛАССИКАМИ

- Получается, где-то в загашниках прячутся и другие шедевры?

- Честно скажу, еще много сочинений Прокофьева остается в тени. Восстанавливать и восстанавливать! Музыка к фильму «Котовский» тоже не издана, и непонятно, где находятся ноты.

Но и не только Прокофьев. Я один из первых российских дирижеров, которые играют симфоническую музыку Курта Вайля. Это немецкий композитор первой половины XX века, последователь Стравинского и Малера, предтеча Шнитке и  Шостаковича. Его наследие тоже до конца не открыто для публики.

Нужно заниматься и творчеством Валерия Гаврилина. Еще есть идея разобрать архивы Дмитрия Кабалевского - замечательного автора, которого сегодня несправедливо забыли.

Вообще считаю, что мы, русские дирижеры, в большом долгу перед нашими классиками. Работы по возрождению и возвращению этой музыки на сценические площадки хватит на несколько жизней. Призываю всех активнее интересоваться тем, что хранится в сокровищницах отечественной классики.

НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ

- Антон, откуда у вас такая любовь к Прокофьеву?

- Он среди моих любимых авторов. Впервые его услышал во втором или третьем классе музыкальной школы, мне было лет восемь. К нам приезжал известный пианист, играл какую-то из его сонат. Тогда на меня эта музыка произвела странное впечатление…

- Полюбили-то когда?

- Это не в один момент произошло, а постепенно. Когда-то все мое представление о  музыке перевернула опера «Семен Котко» в Мариинском театре. Еще помню постановку Андрея Кончаловского, оперу «Война и мир», тоже в Мариинском. Очень поразила тогда сцена пожара Москвы.

- Сразу вспоминаются балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта» - его визитные карточки. 

- Это вы зря. Список гораздо больше. А как же «Александр Невский», оперы «Война и мир» и «Любовь к трем апельсинам», Третий фортепианный концерт или детская сказка «Петя и Волк»?

- Есть версия, почему балеты известны больше всего?

- Может, потому что этим произведениям чуть больше повезло. А музыка такая же, как и вся, не сложнее и не проще. Балет «Ромео и Джульетта» неоднозначно приняли на премьере. Галина Уланова сказала знаменитую фразу: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». И эта шутка долго гуляла в театральном мире. Она тогда казалась сложной, непонятной. Не сказать, что композитор стремительно входил в жизнь слушателей.

- Современным детям не скучно слушать Прокофьева и того же Кабалевского? 

- Смотря как подать. Год назад мы поставили в Волгограде театрализованный спектакль «Петя и Волк» для детишек от трех до двенадцати лет, он шел днем по воскресеньям. Дети слушали затаив дыхание! А эта сказка - про пионера, написана в 1937 году, почти сто лет прошло! Но и сегодня - слушают, смотрят, нравится, еще и подпевают.

СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ

ФАРФОРОВАЯ ПЕРЕЧНИЦА ИЗ БЕРЛИНА

Дедушка музыканта бывал в Германии в годы войны, а бабушка пережила авианалет.

- Фильм «Партизаны в степях Украины» - про Великую Отечественную. У вас в семье воевали?

- Мой прадедушка Константин Лубченко во время войны был стеклодувом, начальником цеха знаменитого Оптико-механического завода в городе Изюм, выпускающего военную оптику. Известно, что именно этот завод первым как-то раздобыл через разведку технологии немецкой оптики Zeiss и быстро наладил свое производство.

Знаю, что во время войны дед и в Берлине бывал, а в 1945-м привез оттуда фарфоровую перечницу - она до сих пор хранится в нашей семье как реликвия.

Бабушка - его дочь - помнила, как в эвакуацию они с ее мамой ехали в Пензу. Был авианалет, бомбили поезд. Все побежали в лес через поле, а с самолета сверху расстреливали бегущих людей. Прабабушка повалила детей, мою бабушку и ее брата, на землю и прикрыла собой сверху. Слава богу, они не погибли.

- От прадедушки сохранились медали, документы?

- Все погибло в городе Изюм, где жили бабушка и мама. Их дом разбомбили, они две недели просидели в подвале, без света, воды, еды, пока не появилась возможность уехать.

Хорошо, что у меня есть моя профессия, она держит. Когда находишься в мире искусства, в мире музыки, это какое-то врачевание и души, и сердца, и мозгов.

БРАВО!

БЕЗ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

За рубежом русскую классику ценят даже больше, чем дома.

- За границей любят наших композиторов?

- Пару недель назад я дирижировал в Майнингене старейшим немецким оркестром, во втором отделении мы играли симфоническую сюиту, практически симфонию «Шехеразада» Римского-Корсакова - зал аплодировал стоя! Восемь минут продолжалась стоячая овация! Не отпускали со сцены ни меня, ни оркестр. Тогда я поднял над головой партитуру Римского-Корсакова, чтобы показать, что все аплодисменты - этому автору и русской музыке! На Западе очень любят русскую музыку. 

- А у нас?

- К сожалению, меньше. Там и Прокофьева, и Кабалевского, и Скрябина играют, записывают. А мы многие русские сочинения исполняем впервые.

- Почему так?

- Потому что нет пророка в своем Отечестве, как говорится.

- Чувствуете, что ваша миссия - пробить эту стену?

- Если бы я этого не чувствовал, я бы этим не занимался.

- Как привлечь простых людей, с улицы, к Кабалевскому?

- Для этого надо дать им возможность хотя бы это услышать. А потом они уже будут решать, нужно им это или нет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Иркутской области задержали блогершу, оскорблявшую бойцов СВО
  2. Владимир Путин: Наша задача — сформировать новую долгосрочную программу по всему комплексу систем и образцов вооружений
  3. Владимир Путин в День России встретился с участниками программы «Время героев»
  4. Вячеслав Володин: В оценках эффективности вузов важно учитывать востребованность их выпускников
  5. Александр Лукашенко: Беларусь и Китай сделают всё для того, чтобы никакие штормы не могли нарушить наше единство
  6. Вячеслав Володин: Заседание Парламентского Собрания Союза Беларуси и России состоится 16 июня в Бресте
  7. Владимир Путин в Кремле в День России вручил награды Героям Труда и лауреатам госпремий
  8. Александр Лукашенко указал на проблему с кадрами в стране
  9. Александр Лукашенко: На международной арене Россия твердо стоит на страже национальных интересов
  10. Депутаты Парламентского собрания обсудят вопросы сохранения и защиты исторической памяти
  11. Вячеслав Володин: Важно сделать все, чтобы дети росли здоровыми
  12. Вячеслав Володин: Школы ветшают, а требования к ним растут
  13. Вячеслав Володин призвал министерства более самокритично относиться к своей работе
  14. Вячеслав Володин: Если регионы с задолженностью направят средства на обновление ЖКХ и другие важные задачи, задолженность будет списана
  15. Вячеслав Володин обратил внимание на необходимость создания единого реестра организаций отдыха и оздоровления детей

Парламентское Собрание

Парламентское собрание: Пошли на чистое дело

Союзные парламентарии оценили, как работает мусорная реформа в России и что может пригодиться Беларуси

Политика

Вячеслав Володин - председателю Бундестага: Вы толкаете Германию и немецкий народ на вооруженный конфликт с Россией

Спикер Государственной Думы Российской Федерации и Председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России преподал немецким парламентариям урок истории и направил в Бундестаг документальные свидетельства преступлений властей Украины против российских мирных жителей.

МНЕНИЯ

Батальон гуманизма

Равиль Атжанов

Украинские власти используют любые уловки, лишь бы не принять тела своих погибших 

Государство на выдуманной истории не построить

Олег Зинченко

Украина превратилась в суррогат, потому что в фундаменте лежат домыслы больного воображения.

Забыли русский

Анатолий Заусайлов

Эстонцы в очередной раз отличились своей русофобией.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также