САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Кристина Хилько

Поможет ли сэкономить Союзному государству уход от бензина или дизеля?

Парламентарии и эксперты обсудили тему на совместном заседании трех комиссий.

Парламентарии с интересом слушали о том, как строили индустриальный парк, а вместе с ним и экономику будущего.
Фото: БелТА


СЛОВНО ЗА ВЕЛИКОЙ КАМЕННОЙ СТЕНОЙ


Осень в Беларуси пока останется формальностью - на календаре сентябрь, а на улице все еще солнечное и жаркое лето. Такой бонус от природы оценили и парламентарии, осматривая масштабы китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». На уникальной территории в получасе езды от Минска прошло совместное заседание трех Комиссий ПС: по энергетике, транспорту, промышленности и торговле. Гостей приветствовал глава администрации «Великого камня» Александр Ярошенко:

- Новых резидентов все больше. Уже 135 из тринадцати стран. И хотя парк называется китайско-белорусским, на самом деле он международный. География участников разнообразная. У нас выгодное географическое положение - до Москвы 650 километров, до порта Клайпеда - пятьсот, чуть больше до Калининграда. Вначале к нам заходили компании, которые занимались преимущественно логистикой и складской деятельностью, а сегодня приоритет отдаем высокотехнологичным производствам.

Территория комплекса - больше ста квадратных метров. Улочки, светофоры, современные застройки - он напоминает мини-город, где предприниматель может воплотить в жизнь бизнес-идею любого масштаба. Самые популярные направления - машиностроение, биотехнологии, фармацевтика и медпродукция.

Льготные условия и преференции не только привлекают проекты в парк, они помогают производствам быстро запуститься, стать эффективными.

- Почему «Великий камень»? - интересуются депутаты.

Оказывается, разгадка в названии деревни, которая находится неподалеку. Кстати, улицы здесь тоже «каменные»: Малахитовая, Сапфировая, Жемчужная, Гранатовая.

АНТИКРИЗИСНОЕ РЕШЕНИЕ


Среди преимуществ газа - экологичность, нетоксичность, эффективность. Его удобно хранить, транспортировать и потреблять.

Заместитель председателя Комиссии ПС по энергетике Павел Завальный задал тон встрече:

- Развитие сектора газомоторного топлива будет способствовать росту энергетической и экологической безопасности Союзного государства, внесет значительный вклад в повышение конкурентоспособности экономики. У России огромная ресурсная база природного газа и значительные возможности добычи, так что потенциал производства можно назвать неограниченным по сравнению с возможностями производства нефтепродуктов. Развитие газомоторного сектора будет иметь синергетический эффект для смежных отраслей наших государств - машиностроения, производства заправочного оборудования. И укрепит технологический суверенитет Союзного государства.

Природный газ, по сути, - антикризисное решение для отраслей, в которых присутствуют большие топливные затраты. В первую очередь это пассажирские, грузовые перевозки, сельхозтехника, службы такси.

- Малый и средний бизнес, такой как таксопарки, активно переходит на использование сжиженного и компримированного природного газа. Это приводит к тому, что Беларусь, например, занимает по результатам 2023 года третье место по дешевизне стоимости транспорта услуг в сфере такси, - привел данные замминистра энергетики Беларуси Денис Мороз.

Например, LADA Vesta создали на универсальной платформе, которая предусматривает применение разных энергоустановок - этот «двойной стандарт» закладывали сразу в процессе проектирования автомобиля. В итоге эксперты подсчитали - при работе на сжатом природном газе снижение затрат на топливо больше чем в три раза. Пробег полностью заправленного автомобиля - больше тысячи километров без дозаправки.

По словам Дениса Мороза, в мире тренд на газомоторное топливо:

- Эксперты прогнозируют, что в 2030 году доля газомоторного топлива составит около десяти процентов общего объема потребления топлива в мире.

На встрече прозвучало предложение о создании союзного седельного тягача совместными силами МАЗа и КАМАЗа. Готовы детально обсудить этот вопрос. Даже если это производство займет несколько лет, для наших стран это будет выгодный проект. Десятки тысяч предприятий будут стоять в очереди за нашим седельным тягачом. При этом ставка должна быть на отечественное производство. Должны создать транспорт своими силами.
Евгений МОСКВИЧЕВ, председатель Комиссии ПС по транспорту


ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ


Транспорт, дорожно-строительную, карьерную и сельхозтехнику нужно модернизировать.


Председатель Комиссии ПС по промышленности и торговле Сергей Митин акцентировал внимание на аграрном секторе. В наших странах отрасль экономики развита, каждая посевная и уборочная кампании требуют огромных объемов топлива, соответственно, переход с дизельного моторного топлива на газомоторное мог бы дать колоссальный финансовый и экологический эффект:

- Россия увеличила экспорт продукции АПК до 45 миллиардов долларов. Что касается техники: из 387 тысяч тракторов 53 процента произвели в Беларуси. Сколько из них сегодня на газомоторном топливе? Каждый год в России тратят около шести миллионов тонн дизеля. А у нас разные климатические условия: когда в Мурманске лежит снег, на юге уже вспахивают землю. И цена на топливо резко растет. Давайте активнее переводить технику на газ. Привезем образцы в частные хозяйства, колхозы и покажем, как все работает и какая выгода получается.

Гордиться есть чем. «Гомсельмаш» не первый год выпускает комбайн на газовом топливе. А представители БелАЗа рассказали, что производственные мощности компании позволяют вместе с российскими и китайскими коллегами производить самосвалы на СПГ. Не отстает и МАЗ.

По мнению парламентариев, следует провести комплексную работу по диверсификации используемых видов топлива на городском пассажирском и магистральном грузовом транспорте, а также в дорожно-строительной, карьерной и сельскохозяйственной технике.

ПЛЮС ЗАВОД


Автопарк на экологичном топливе нужно активно расширять.


На начало 2024 года в России было больше восьмисот газозаправочных станций - почти в четыре раза больше, чем в 2012 году.

Но авто на метане - всего крошечный процент от общего числа техники. Газозаправочные станции особо не загружены. Основная причина нежелания водителей переходить на метан - высокая стоимость установки газобаллонного оборудования. Но, как заверила генеральный директор компании «Газпром гелий сервис» Любовь Бриш, вложения окупаются, можно существенно сэкономить на топливе. Важна и поддержка государства, например, возможность установить спецоборудование за счет госсубсидий. Эксперт также рассказала, что в Беларуси заинтересованы в производстве сжиженного природного газа:

- Договорились с Правительством Беларуси о строительстве завода по аналогии с таким же производством в Волгоградской области.

Ноу-хау расположится на территории «Великого камня». Годовой объем производства СПГ составит 3,6 тысячи тонн, основными потребителями будут МАЗ и БелАЗ. Подписали соглашение о сотрудничестве с БелАЗом и российской компанией «Кузбассразрезуголь» о форматировании газомоторного кластера карьерных самосвалов.

Не обошлось без ложки дегтя. Эксперты сошлись во мнении: тормозит развитие рынка газомоторного топлива недостаточный уровень развития заправочной и сервисной инфраструктуры и загвоздки в нормативно-правовой базе, низкий спрос на технику на экотопливе, дефицит информации о его преимуществах.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ямальские педагоги отправились повышать квалификацию в Беларусь
  2. Вячеслав Володин: Депутаты Госдумы обсудят развитие сельхозмашиностроения
  3. Комитет Госдумы по промышленности и торговле поддержал проект федерального бюджета
  4. Владимир Джабаров: Запад совершенно не стесняется и готов на все, чтобы привести к власти в Тбилиси своих сторонников
  5. Олег Гайдукевич: За «улыбающимися куклами» из США будущего нет
  6. CNN раскрыл список оружия, который поможет реализовать план победы Зеленского
  7. Ольга Германова: Программа «Земский работник культуры» привлечет в малые города и села специалистов культуры
  8. Леонид Слуцкий: Реальная основа для достижения мира закладывается сегодня на фронтах СВО
  9. Посольство РФ: Слова Камалы Харрис о Владимире Путине говорят о бессилии элиты США
  10. Лукашенко и Путин проведут сегодня в Москве двустороннюю встречу
  11. Госпогранкомитет Беларуси сообщил о вооруженном инциденте на границе с Польшей
  12. Александр Лукашенко назвал Уганду перспективным партнером Беларуси в Восточной Африке
  13. Вячеслав Володин: Приоритетом работы Госдумы будет помощь регионам в решении проблем ЖКХ
  14. Силы ПВО за ночь сбили 47 украинских беспилотников над пятью регионами РФ и Азовским морем
  15. Алиев: Опыт Беларуси будет полезен для Азербайджана в подготовке к III Играм СНГ

Парламентское Собрание

Бюджет по осени считали

Удалось решить его главную проблему: профицит направили на новые программы и проекты

Политика

Ядерный прицел Израиля

Военный ученый, политический аналитик и заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков рассказал, как будут развиваться события на Ближнем Востоке

МНЕНИЯ

Саммита мира «по-киевски» не будет

Анатолий Заусайлов

Потому, что обсуждать нечего

Украину возвращают в жестокую реальность

Михаил Васильев

Жителей Незалежной обманули как на фальшивой экскурсии

955 дней не хватило, чтобы заткнуть предателей

Олег Зинченко

Нет сил задавать вопрос: почему такое происходит?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также