20 Ноября 2019 года / Текст:  Вениамин Стрига / К номеру: 53  (875)

Терминатор дает добро

Убрать раздражающие всех очереди на граничных переходах, но в то же время не дать проскочить никакому контрабандисту или контрафактнику - для этого таможенные службы России и Беларуси подключат к работе роботизированные системы и искусственный интеллект

Терминатор дает добро

Арсенал современных мытарей: от новейших умных гаджетов до традиционной работы со служебными собаками. Фото: БЕЛТА

КОМПЬЮТЕРУ НА ЛАПУ НЕ СУНЕШЬ

«Вот еду я по трассе на красивом грузовике, а все декларации, накладные и отчетности сами собой в штабеля укладываются...» Давняя мечта российских и белорусских дальнобойщиков, позаимствованная в слегка измененном виде у Тоси из «Девчат», вот-вот может стать реальностью.

Специалисты из РФ и РБ давно говорят о едином таможенном пространстве в Союзном государстве и упрощении документооборота. И вот в конце октября на международном таможенном форуме в Москве удалось сделать очередной шаг в этом направлении. Причем, как сейчас говорят, шаг инновационный. Россияне и белорусы решили внедрить общую систему электронных пломб, которыми опечатывают фуры с товаром. Пилотный проект, стартовавший в феврале, вполне успешно показал себя в Беларуси.

Что это означает для логистики? Такие пломбы позволят перейти на безбумажный контроль - без всякого участия человека. Но это не все. Дальше еще интереснее, скорость граничного перехода вырастет еще и за счет подключения искусственного интеллекта. Такой пункт пропуска уже разрабатывают. Компьютер сам определит, какие датчики и контрольные приборы необходимо задействовать, а за счет каких можно сэкономить время. Все увяжут в единое целое: стационарные системы «Янтарь», инспекционно-досмотровые комплексы, переносные дозиметры и рентген-установки.

Тут вам и ликвидация очередей на границах, и снижение коррупции вплоть до нуля, поскольку искусственный интеллект взяток не возьмет.

ПРОГУЛКА ПО «ЗЕЛЕНОМУ КОРИДОРУ»

Общее таможенное пространство - не такое простое дело. Так или иначе любое государство регулирует пошлинами трансграничные перевозки товаров. Цели вполне понятны: с получения прибавки в бюджет и до защиты благосостояния граждан своей страны от игры спекулянтов. Демпинг - это как раз их излюбленный инструмент, когда кто-то решает завалить страну товаром по цене ниже себестоимости и разорить целую национальную отрасль экономики. Попутно уничтожив многочисленные рабочие места и предприятия. Такие недобросовестные действия правительства научились пресекать заблаговременно.

Тяжелее обстоят дела с давним бичом экономики любой страны - контрабандой. Проблема для экономики не блок сигарет, спрятанный на дне чемодана, а регулярные поставки самого разнообразного свойства: контрафактные лекарства, запчасти, удобрения. Не говоря уже о наркосодержащих веществах. Такой товар опасен не только для экономики, но и для жизни, здоровья граждан.

Не случайно в процессе интеграции экономик Беларуси и России одним из первых стал вопрос о разработке единого Таможенного кодекса. Законодателям пришлось попотеть, ведь в наших странах и ставки НДС разные, и законы. Процесс притирки занял определенное время. Но в октябре 2007 года Беларусь, Казахстан и Россия подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Приняли единые тарифы и договорились, как делить пошлины.

С момента подписания договора многие предприниматели попали в «зеленый коридор» - транзит без обязательного досмотра. На практике досматривают по случайной выборке одну машину из десяти. Поставки закрутились живее.

В ШЕСТЬ РАЗ БЫСТРЕЕ

Теперь - что изменилось конкретно. Сначала о предпринимательстве. Например, ввозя товар из Китая в Казахстан, предприниматель уже обозначает свою партию в общей для Таможенного союза базе. Декларацию можно заполнить через интернет, минуя долгие ожидания в коридорах. Кроме того, если сведения попали в систему один раз, новый кодекс запрещает их требовать повторно.

Система перестает быть драконовской: если произошли изменения в сделке или ошибка, можно внести поправки в уже поданную декларацию - до момента запроса на проверку. А пошлину можно платить с отсрочкой - до полугода, без процентов, то есть, например, получив выручку после продажи товара. Плюс механизм «единого окна» для оформления всех документов, который действует с 1 января 2018 года.

В итоге время регистрации можно сократить в два раза, а выпуск товаров из зоны контроля ускорить в шесть раз. Что и говорить, ощутимый результат. Чтобы его достичь, законодатели привлекли предпринимателей в качестве экспертов, две трети поступивших предложений учли и внедрили.

БЫЛ СЛУЧАЙ

БЕСПОШЛИННАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА

Бывают курьезные случаи: буквально на днях белорусская таможня задержала партию груш, декларированных для провоза в Россию как полимерная пленка. То ли лень было контрабандистам более подходящие документы искать, то ли спешка.

Были и серьезные примеры, когда злоумышленники пытались подменить партии товара внутреннего производства Беларуси на запрещенный для ввоза продукт из ЕС.

Таможни России и Беларуси ныне сообща успешно справляются со случаями «сквозной» контрабанды. Для этого пришлось много работать. Именно странами Союзного государства первыми создана единая автоматизированная информационная система (ЕАИС). Затем объединили телекоммуникационные сети таможен, унифицировали нормативную базу.

- У нас есть один процесс - процесс развития, - пояснил заместитель Госсекретаря СГ Алексей Кубрин. - В этом процессе каждое государство вносит какие-то коррективы в новые документы. Их надо между собой стыковать. То есть было бы неправильным, если бы одно государство проводило свою политику и только у себя вводило какие-то нормативы. И при этом пыталось так продолжать обеспечивать взаимодействие. Процесс требует постоянной корректировки. Поэтому мы проводим аудит нормативно-правовой базы, ее стыковку.

Дорожные карты, прорабатываемые к двадцатилетию нашего Союзного государства, как раз и призваны создать уникальную модель объединенной экономики двух суверенных государств.

Вопрос таможенной политики - один из тех, которые проработаны наиболее глубоко. Уже заявлено: политика в части таможни окончательно станет единой с 2021 года.

ПОСЧИТАЕМ

И ЖИЗНЬ, И КОШЕЛЕК

Теперь - что получают граждане. Здесь изменения вводятся поэтапно, вплоть до января 2020 года. Предусмотрена защита производителя от ползучего серого импорта, так называемых челноков. Уже в январе 2019 года беспошлинные лимиты ввоза снизились до одной тысячи евро и 50 килограммов. С января их еще ужмут - до 750 евро и 35 кило. Еще через год из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом до четверти центнера.

У тех, кто трамбует коробки с колбасами или белорусской косметикой на полки вагонов, выбор невелик: либо переходить на легальный экспорт-импорт, либо сворачивать лавочку. Впрочем, на самолеты эти нормы пока не действуют - можно «гульнуть» на все десять тысяч евро.

Зато частные покупки через интернет можно будет делать дешевле и больше. Сейчас налоги не распространяются на заказы до 500 евро и весом до 31 кг в течение календарного месяца. Потом лимит возобновляется. С 1 января 2020-го сумма беспошлинной покупки снизится до 200 евро и 31 кг, правда, заказов в месяц может быть сколько угодно. Да и за превышение лимитов кара не такая суровая - всего пятнадцать процентов вместо прежних тридцати от стоимости, но не меньше двух евро за килограмм перевеса.

Для любителей поживиться в duty free - еще одна хорошая новость. Теперь можно устраивать шопинг не только при выезде, но и при въезде. Нужно лишь сохранять чеки - и зеленый коридор ваш.

дословно

Юрий Сенько, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси:

Терминатор дает добро 

Фото: БЕЛТА

- Дай бог, чтобы все министерства и ведомства так проинтегрировались, как сделали наши таможни. У нас единственных есть общий кодекс Евразийского экономического союза в этой сфере, единый тариф. Внутри Евразийского союза границы упразднены. С точки зрения интеграции и сближения у нас работа проделана наиболее эффективно, остается только детали шлифовать.

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Дорог хлеб к обеду

Приведет ли рекордно низкий прошлогодний урожай ржи в России к росту цен на буханку черного?

Деньги есть, а роста нет

«СВ» подводит неоднозначные итоги финансовой жизни страны-2019

Новый товарооборот. Что он нам несет?

Области, районы и даже муниципальные образования России и Беларуси ищут все новые точки соприкосновения практически по всем направлениям. Постоянно предлагают друг другу взаимовыгодные проекты. Такие связи становятся реальной движущей силой развития Союзного государства

Транзит пойдет как шелковый

Ученые Союзного государства разработали транспортные карты глобального проекта «Один пояс - один путь». Получилась целая разветвленная сеть маршрутов, которая позволит нашим странам заработать миллиарды долларов

По пути к большой Евразии

Когда «Москвич» был лучше «Тойоты»? Что хочет Индия и как улучшить отношения с Евросоюзом? Об этом говорили участники VI Евразийского экономического конгресса, который прошел в Москве

Печки строим, на лавочках не сидим

На экономической секции обсудили, что в первую очередь может двинуть развитие хозяйственных отношений наших стран? Транспортная логистическая сеть, наука, внедрение технологий

Читайте также

Туризм

Пять причин поехать в Курган

Название у города - говорящее. Во второй половине XVII века на берегу реки Тобол крестьянин Тимофей Невежин основал слободу как раз у подножия древних курганов

Трибуна депутата

Людмила Макарина-Кибак: Лечатся все болезни, главное - вовремя их распознать

Член Комиссии ПС по соцполитике, науке, культуре и гуманитарным вопросам рассказала «СВ», что удержит молодых врачей на местах, почему в Беларусь едут пациенты со всего мира, и кто у кого учится

Культура

Горы, вулканы, море

Три снимка экс-премьер-министра РФ Дмитрия Медведева представлены на выставке «Первозданная Россия». Она открылась сегодня в Гостином дворе.

Политика

Владимир Путин: Будущее страны зависит от демографической обстановки

Президент России выступил с посланием Федеральному собранию. Он высказался по поводу положения дел в стране и поделился видением главных задач на перспективу. Подробнее – в материале «СВ»

Экономика: интеграция

Дорог хлеб к обеду

Приведет ли рекордно низкий прошлогодний урожай ржи в России к росту цен на буханку черного?

Союзное государство

Трубный вопрос

В последние дни уходящего года Владимир Путин и Александр Лукашенко обсуждали нефтегазовые поставки



Культура

Горы, вулканы, море

Три снимка экс-премьер-министра РФ Дмитрия Медведева представлены на выставке «Первозданная Россия». Она открылась сегодня в Гостином дворе.

Общество

Окунись на Тверской

В выходные пройдет праздник Крещения. Как к нему готовятся в российской и белорусской столицах, о чем надо знать новичкам и где можно будет безопасно нырнуть в крещенскую купель – расскажет «СВ»

Политика

Владимир Путин: Будущее страны зависит от демографической обстановки

Президент России выступил с посланием Федеральному собранию. Он высказался по поводу положения дел в стране и поделился видением главных задач на перспективу. Подробнее – в материале «СВ»

Политика

Владимир Путин о Крыме: Сделано много, но еще не все

Президент России раскритиковал чиновников за проблемы в здравоохранении, экологии и экономике региона

Политика

Александр Лукашенко: Россияне подставят плечо в трудную минуту

Президент Беларуси подвел итоги, очертил планы страны на ближайшее время и пояснил, почему в белорусско-российских отношениях нельзя «рвать по живому»

Экономика: интеграция

Дорог хлеб к обеду

Приведет ли рекордно низкий прошлогодний урожай ржи в России к росту цен на буханку черного?

Спорт

Мяч над сеткой

В Туле в эти дни не по-зимнему жарко от болельщицких эмоций. В столице российских оружейников стартовал Кубок губернатора по волейболу среди женских команд

Экономика: интеграция

Деньги есть, а роста нет

«СВ» подводит неоднозначные итоги финансовой жизни страны-2019

Экономика: интеграция

Новый товарооборот. Что он нам несет?

Области, районы и даже муниципальные образования России и Беларуси ищут все новые точки соприкосновения практически по всем направлениям. Постоянно предлагают друг другу взаимовыгодные проекты. Такие связи становятся реальной движущей силой развития Союзного государства

Экономика: интеграция

Транзит пойдет как шелковый

Ученые Союзного государства разработали транспортные карты глобального проекта «Один пояс - один путь». Получилась целая разветвленная сеть маршрутов, которая позволит нашим странам заработать миллиарды долларов