25 Сентября 2018 года / Текст:  Валентина Львова / К номеру: 43  (806)

Достаточно одной таблетки

На Новосибирском заводе химконцентратов журналистам показали, как делается топливо для Белорусской АЭС. Первую партию «урановых пилюль» готовы отгрузить уже в конце года

Достаточно одной таблетки

Каждая трубка с этого конвейера может выделить столько же энергии, как 225 тонн нефти. Фото: пресс-служба НЗХК

В ХАЛАТАХ И ЧУНЯХ

- Если начнется непредвиденная реакция, вы услышите сирену. Не такую, как в ролике по безопасности, а совсем другую. Гораздо громче. Тогда вы должны посмотреть на знаки, быстро отыскать выход и выйти за пределы опасного периметра. Потом спуститесь в убежище. Вас обследуют на предмет облучения и при необходимости сделают укол.

Лучезарная улыбка на лице у инструктора отсутствовала, поэтому группе журналистов из белорусских и московских СМИ стало понятно: шутки тут не к месту. Стоит надеть белые халаты, респираторы и чуни (аналог бахил), а потом проследовать туда, где готовится топливо для первой Белорусской атомной электростанции. Не отходя от сопровождающего и не пытаясь затеряться среди станков.

Дело было в Новосибирске, на заводе по производству ядерного топлива - НЗХК. Он же - Новосибирский завод химконцентратов. Предприятие входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ» и сейчас готовит первую партию атомного горючего для АЭС в Островце. Производство началось нынешним летом, а к концу этого года топливо должно будет доехать до пункта назначения по железной дороге на охраняемых платформах. Дату отправки не сообщают из-за вполне понятных опасений, известно лишь, что произойдет это только после того, как Белорусская АЭС пройдет все запланированные испытания и комплексные проверки, включая беспристрастный разбор от МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии).

БЕЗ ЧАСОВ И МОБИЛЬНЫХ

Если вы захотите вдруг последовать примеру нашей группы и проникнуть на территорию Новосибирского завода, чтобы сделать там, к примеру, эффектное селфи в Сквере физиков (есть и такой), то оставьте всякую надежду. Даже если удастся как-то пролезть внутрь, вы не сможете пронести с собой ни мобильники, ни фотоаппараты, ни диктофоны. И даже наручные часы. Как сказали нам во время первого из, кажется, четырех инструктажей по безопасности: «Ну неужели вам непонятно, что легче сразу снять часы, чем доказывать, что там нет микрочипа?» Вопросов нет. Даже риторических.

К слову, впервые в истории завода иностранные журналисты, пусть и из союзной Беларуси, попали на территорию с видеокамерами. Телевизионщики сумели (с оговорками) снять кадры практически в каждом цехе.

Так что же мы увидели в Новосибирске?

 Достаточно одной таблетки

Фото: пресс-служба НЗХК

КАЖДЫЙ ТВЭЛ – С ПАСПОРТОМ

Первое. Одиннадцать ступеней контроля за тем, как идет к финалу обогащенный уран. И это только на заводе, поскольку контроль ждет топливо и в пути, и на месте приемки, в Островце. Кстати, у контейнеров для транспортировки, куда загрузят топливо для перевозки, средство контроля гениальное по своей простоте и даже… остроумное: на пружинках крепятся шарики, и, если тряска в дороге оказывается чрезмерной, шарик просто скатывается вниз. Есть шарик - нужно перепроверять с особой дотошностью. Впрочем, «не особой» дотошности на производстве вообще не наблюдается.

Второе. Жесткая защита от любой диверсии на месте. Досмотр всех посетителей проводится профессионально, как в аэропорту, со сканерами и обязательным предъявлением паспортов. Даже еще тщательнее: здесь на выходе всех ждет «шлюзовая камера», которая покажет, не закатилась ли «случайно» урановая таблетка в карман, ботинок или другие укромные места. Рассказывают, что как-то раз журналистка решила снять «веселую» сценку: дайте мне, мол, одну урановую таблеточку, я как бы попытаюсь ее пронести. Девушке быстро объяснили, что попытаться она, конечно, может, только вот служба безопасности ее шуток не поймет, просто положит лицом на пол, а дальше последует такое разбирательство инцидента, что о завтрашнем билете на самолет лучше сразу забыть.

Третье. Каждый твэл (циркониевая палочка-дудочка с 350 урановыми таблетками) получает паспорт и отслеживается. Все твэлы запротоколированы. Если на любом этапе обнаружится мельчайшее несоответствие стандарту, изделие будет отправлено в переработку.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТОПЛИВО?

Наша группа прошла по всем цехам, в которых в этот день производились ТВС - тепловыделяющие сборки, делающиеся специально для Белорусской АЭС. Все начинается с цеха, в который не то что без бахил и респиратора не зайдешь: туда люди в противогазах спускаются.

За стеклом, с пульта управления, запускается процесс, во время которого гексатофторид урана превращается в черный порошок - диоксид урана. Далее порошок в конусообразных контейнерах перемещается в соседний цех, смешивается со специальными добавками и прессуется в цилиндрические таблетки. И - в печку! При температуре в 1800 градусов таблетку обжигают, дают остыть, снова обжигают, снова дают остыть… И так сорок раз!

 Достаточно одной таблетки

Один из последних этапов сборки: циркониевые решетки в ожидании. Фото: пресс-службе НЗХК

За сутки производится 1200 таблеток, каждая весит пять граммов. И она одна способна выделить столько же тепла, сколько 640 килограммов древесины или 350 килограммов нефти!

Таблетки затем попадают в твэл. Циркониевая трубка запаивается, несколько раз проверяется на герметичность. Следующий этап - сборка из трубок единой конструкции. Именно такие единые конструкции, чем-то напоминающие модель манхэттенских небоскребов, будут загружены в реактор.

В ДЕСЯТЬ РАЗ МЕНЬШЕ

Что поражает на Новосибирском заводе, так это его безлюдность. Автоматизация привела к тому, что основную работу выполняют машины, а люди за мониторами дают команду «пуск» и отслеживают показания техники.

- Видите этот цех? - рассказывает Александр Васильев, начальник отдела защиты информации завода, и показывает на пустое длинное помещение, уходящее куда-то вдаль. - Раньше именно здесь располагался конвейер по загрузке таблеток. Длина у него была 300 метров. Скоро вы увидите, как все изменилось сегодня.

Увидели. Конвейер сократился до 30 метров, и так происходит на всем заводе: производственные помещения становятся более компактными, а перемещения по цехам - более быстрыми и удобными. Освободившаяся площадь перепланируется, собственное конструкторское бюро постоянно предлагает усовершенствованные технологии. Любопытный факт: территория завода за семьдесят лет его существования сократилась раза в четыре. Кстати, юбилей в НЗХК будут отмечать научной конференцией атомщиков. И подготовкой к отправке партии топлива в Беларусь: к концу сентября производство должно быть завершено.

Если все проверки и БелАЭС, и топлива будут пройдены, в следующем году твэлы начнут загружать в реактор станции.

МОГ БЫТЬ «НАЗ», А НЕ «МАЗ»!

 Достаточно одной таблетки

Редкий случай на заводе: ручная работа! Большинство операций автоматизированы. Фото: пресс-служба НЗХК

Когда-то НЗХК, который сегодня производит шесть процентов топлива для ядерных реакторов мира, был засекреченным «почтовым ящиком».

Решение о строительстве завода в Новосибирске приняли 15 сентября 1948 года. Сперва Специальный комитет при Совете Министров одобрил этот проект, а уже 25 сентября Совет Министров СССР обязал начать строительство цехов на бывшей площадке автозавода в Новосибирске.

Сегодня экскурсантам с радостью показывают место, на котором когда-то было оборудование для производства автомобилей.

Оборудование не пропало: его перебросили… в Минск. И стали собирать на нем первые легендарные «МАЗы». Если бы не «атомный» поворот в судьбе Новосибирска, появились бы «НАЗы», но все сложилось иначе.

Как всякое предприятие, связанное с атомной промышленностью, будущий НЗХК существовал в режиме строгой секретности. Изначально предприятие назвали «Государственный союзный завод № 250», а в документах иного уровня доступа числился как «Почтовый ящик 80».

УРАНские ТВЭЛмени

Или как в Новосибирске делают ядерное топливо для Белорусской АЭС


Всего от прежних строителей автозавода осталось пять зданий и незаконченная котельная. И сказать, что место было выбрано «на отшибе», - это ничего не сказать. Ни жилого фонда, ни транспорта, а ближайшая трамвайная остановка находилась в пяти километрах от проходной.

Однако первая продукция была получена уже в 1951 году - тепловыделяющие элементы с сердечником (урановым стержнем), заключенным в тонкую оболочку из алюминия.

Разумеется, все люди, работавшие на заводе, становились практически «бойцами невидимого фронта». Завод обрастал домами, детскими садами, инфраструктурой, необходимой для существования города в городе. А в первой половине шестидесятых в стране появилось шесть реакторов, про которые не принято было писать в газетах, но которые сильно загрузили заказами Новосибирский завод, результатом чего стало присуждение ему ордена Ленина. До сих пор здесь существуют трудовые династии - на предприятии когда-то трудился дед, а сегодня работают отец, мать, сын и невестка.

Сейчас годовая выручка завода превышает семь миллиардов рублей. А вот нештатных ситуаций, которыми так запугивают экскурсантов, здесь не было с прошлого века. Как припомнили старожилы, «просто сработала сигнализация, но все обошлось».

СПРАВКА «СВ»

«ТВЭЛ» - это, с одной стороны, название холдинга госкорпорации «Росатом», занимающегося производством ядерного топлива. С другой стороны, твэл - устоявшаяся аббревиатура, обозначающая тепловыделяющий элемент. Выглядит это, как запаянная тонкая трубка, начиненная таблетками обогащенного урана. Именно в твэлах происходит деление тяжелых ядер урана (или плутония), что сопровождается выделением энергии. Твэлы собираются в единую конструкцию (ТВС), которая далее устанавливается в активную зону реактора. Все оболочки сделаны из циркония.

БОКСАМ УСТРАИВАЮТ СТРЕСС

Сергей НИСТРАТОВ, директор по обращению с ядерными и радиационными материалами - главный инженер «АСЭ», инжинирингового дивизиона «Росатома»:

 Достаточно одной таблетки

Фото: пресс-служба НЗХК

- Начальная загрузка топлива - в зоне ответственности нашей компании. Мы курируем проектные, строительные работы на Белорусской АЭС, участвуем в контроле на всех этапах сооружения объекта. Впереди транспортировка топлива из Новосибирска в Беларусь. Как только строительная площадка получит все необходимые разрешения, будет пройдена комплексная проверка МАГАТЭ и комиссии МЧС, топливо прибудет на станцию.

Алексей ЖИГАНИН, генеральный директор Новосибирского завода химконцентратов:

 Достаточно одной таблетки

Фото: пресс-служба НЗХК

- В России, в топливной компании «ТВЭЛ» - два таких производства: в Новосибирске и в Электростали. Что касается безопасности перевозки топлива, есть множество антистрессовых систем для контейнеров. Моделируется множество внештатных ситуаций, чтобы быть уверенными, что не будет разгерметизации. Например, боксы с кассетами бросают с определенной высоты. И сертификация у них есть на множество видов транспортировки - от авиаперевозок до железнодорожных, как в нашем случае.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

БЕЛАЭС ИДЕТ НА РЕКОРД

В Минске назвали сроки запуска первого реактора станции.

Стройка века - Островецкая атомная станция на западе республики в Гродненской области - на финальном этапе. Пуск первого энергоблока намечен на конец 2019 года, второго - на 2020-й.

Для Беларуси был выбран проект АЭС-2006, типовой для России и уже неоднократно опробованный и уже зарекомендовавший себя. Например, на второй Ленинградской АЭС, первый блок которой прошел все испытания и работает на полную мощность. Глава «Рос-атома» Алексей Лихачев в минувшую субботу посетил Минск, встретился с премьер-министром РБ Сергеем Румасом и сообщил, что во время строительства БелАЭС «устанавливается ряд мировых рекордов» как в области сроков возведения объекта, так и в области качества.

По словам Лихачева, правительство республики уделяет особое внимание проекту на всех уровнях - от Министерства энергетики до Министерства архитектуры. Сергей Румас уточнил: стройка, в том числе, «находится на непосредственном контроле главы государства». Указ «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции» Александр Лукашенко подписал еще в 2007 году.

По сообщению замминистра энергетики Беларуси Ольги Прудниковой, годовой объем производства электрической энергии на БелАЭС составит 18 миллиардов киловатт в час, а всего сегодня республика потребляет 37 миллиардов.

Тем временем соседи - Литва и Польша - объявили будущую АЭС «угрозой для Евросоюза». Литва чуть ли не с момента принятия решения о стройке пытается провести решение о запрете покупки энергии

у Беларуси странами ЕС. Одна из мотивировок: близость Островца к Вильнюсу, между ними всего 50 километров. Стоит отметить, что в Литве уже была своя собственная АЭС (Игналинская), но под давлением Брюсселя работу реактора остановили еще 31 декабря 2009 года. Демонтаж не закончен до сих пор, на это было выделено 820 миллионов евро от ЕС. Но работе еще не видно края, она будет продолжаться до 2020 года.

Пока же БелАЭС готовится к приему топлива из Новосибирска и встречает гостей со всего мира - от Шанхая до Казахстана, убедительно доказывая, что не так страшен атом, как его некоторые малюют.

Недавно атомщики на юбилее Островца (городу исполнилось 550 лет) весьма необычно поздравили горожан. Помимо разнообразной сувенирной продукции победителя одной из викторин ждал эксклюзивный презент - пузырек с грунтом из самого первого ковша экскаватора, который 31 мая 2012 года начал разработку котлована для будущего энергоблока. Вот так раритет!

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

«Торговать – хорошо, но надо переходить к совместным производствам»

В пятницу днем перед Деловым и культурным центром Посольства Беларуси в Москве собралась внушительная очередь – представительства дипмиссий, бизнес-сообщества, журналисты и другие гости пришли поближе познакомиться с Витебщиной.

В теплом бизнес-климате и торговать лучше

Создание единого правового поля и повышение роли науки, исследований и разработок в развитии экономики Беларуси и России обсуждали на заседании Комиссии по экономполитике в Могилеве

Депутаты Перми и Минска: будем дружить городами

Обмен союзным опытом улучшит жизнь в обоих мегаполисах

«Запаслись заказами на год вперед»

В Могилеве десятки компаний подписали контракты на поставку в Россию белорусских тракторов: лифтов, автомобильных шин, а также всеми любимых молочки и колбасы

«Интеграция - единственный способ догнать и перегнать остальной мир»

Объединения усиливают позиции стран в глобальной конкуренции. И без этого сейчас добиться экономического роста трудно. Такой вывод сделали участники сессии Форума регионов «Международная деятельность и экономическая безопасность»

Есть контРакт!

На V Форуме регионов Беларуси и России установлен новый рекорд по общей сумме подписанных соглашений

Читайте также

Трибуна депутата

Артем Туров: Распутываем клубок вопросов

О том, как разрешаются правовые споры союзного строительства, где искать новые точки приложения сил, будет ли единая валюта, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту

Экономика: интеграция

«Торговать – хорошо, но надо переходить к совместным производствам»

В пятницу днем перед Деловым и культурным центром Посольства Беларуси в Москве собралась внушительная очередь – представительства дипмиссий, бизнес-сообщества, журналисты и другие гости пришли поближе познакомиться с Витебщиной.

Политика

Александр Лукашенко: Нас не разделят по частям

Президент Беларуси встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

Туризм

Уносят меня три красных коня...

Арбат по-могилевски - это улица Ленинская, бывшая Большая Садовая. По длине она едва ли уступит московской пешеходной зоне. Да и по достопримечательностям тоже. В этом году на Форуме регионов решили не устраивать традиционную выставку достижений народного хозяйства. Вместо тракторов и комбайнов, станков и компьютеров решили показать во всей красе народные ремесла

Общество

Шестьдесят восемь героев СССР из отряда Ольшанского: в Витебской области восстановили памятник одному из них

В деревне Городиловичи Витебской области Беларуси восстановили памятник Герою Советского Союза Ивану Макеёнку, который ценой своей жизни спас город

Культура

Дом, где ждет «час тишины»

Всего месяц назад после долгой реконструкции открыл двери один из самых интересных музеев Могилева - художника Бялыницкого-Бирули. А по случаю Форума регионов всех горожан ждал сюрприз. Сюда привезли шедевры из Третьяковки



Экономика: интеграция

«Торговать – хорошо, но надо переходить к совместным производствам»

В пятницу днем перед Деловым и культурным центром Посольства Беларуси в Москве собралась внушительная очередь – представительства дипмиссий, бизнес-сообщества, журналисты и другие гости пришли поближе познакомиться с Витебщиной.

Общество

Шестьдесят восемь героев СССР из отряда Ольшанского: в Витебской области восстановили памятник одному из них

В деревне Городиловичи Витебской области Беларуси восстановили памятник Герою Советского Союза Ивану Макеёнку, который ценой своей жизни спас город

Общество

Не жизнь, а "Малиновка" и озорные "Веснушки"

Калужская область - один из драйверов регионального партнерства. В регионе создан благоприятный климат для компаний из республики. Яркий пример - строительство

Политика

Александр Лукашенко: Нас не разделят по частям

Президент Беларуси встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

Общество

Керченский стрелок

Утром в среду, в 11:25, в Керчи взорвали политехнический колледж и расстреляли студентов. Следственный комитет РФ сначала возбудил уголовное дело по статье 205 УК РФ - теракт, а потом переквалифицировал в "убийство двух и более лиц общеопасным способом".

Политика

Владимир Путин: Обеспечим рост доходов

Президент России позитивно оценил состояние экономики страны и Союзного государства

Экономика: интеграция

В теплом бизнес-климате и торговать лучше

Создание единого правового поля и повышение роли науки, исследований и разработок в развитии экономики Беларуси и России обсуждали на заседании Комиссии по экономполитике в Могилеве

Общество

Патриарх Кирилл в Беларуси: Православная церковь должна сохранить единство

Святейший Патриарх Московский и всея Руси возглавил первое в истории заседание Священного Синода Русской православной церкви в Минске. Визит в Беларусь длился три дня

Союзное государство

Цифровой скачок

В Могилеве обозначили новые направления в белорусско-российских отношениях, которые станут определяющими в ближайшем будущем

Экономика: интеграция

Депутаты Перми и Минска: будем дружить городами

Обмен союзным опытом улучшит жизнь в обоих мегаполисах