Со смыслом без вымысла
Сильные духом и волевые герои документальных фильмов личным примером доказывают, желание жить и любить преодолевает все преграды
МОСТ ИЗ СМОЛЕНСКА В МИНСК
На Международном фестивале документального кино стран СНГ «Евразия. Doc» зрители увидели 35 фильмов из девяти стран. Это только в основной программе. Высшие награды у белорусов и россиян.
Кинофорум связал два города. Начался в Смоленске, где зрителей ждали конкурсные и внеконкурсные показы, встречи с режиссерами, мастер-классы и тематические дискуссии. Затем эстафету перехватил Минск.
В фокусе внимания режиссеров и сценаристов – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, борьба с нацизмом, малая родина, как место силы, сильный характер и целеустремленность. Темы вечные, но взгляд на них у каждого свой.
Документальное кино переживает ренессанс, делится наблюдениями исполнительный директор фестиваля, председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев:
- Происходит ломка старого мира и рождение нового. Этот момент документалисты запечатлевают и транслируют. Важно, что мы показываем кино не через гаджеты, телевизоры, а в открытых кинозалах, чтобы услышать мнение зрителей. Многие документалисты угадывали события, которые еще не происходили. Десять лет назад мы начинали говорить о неонацизме, который зарождался тогда в Западной Европе. Документалисты в Латвии, Канаде, Германии, Польше предупреждали об этом. Сегодня мы видим жуткие человеконенавистнические практики, происходящие рядом с нами в год 80-летия Великой Победы.
Валерий Шеховцов, директор популярного творческого форума, рассказал о географии конкурсных фильмов:
- Работы на фестивале представили участники из Беларуси, России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Кыргызстана и Китая. Фестиваль «Евразия. Doc» тесно переплетен с реальной жизнью, он про жизнь, про нас в ней. Это не исключает лиричности, созерцательности, иногда отстраненности в работах участников. При этом присутствует баланс межу личным и общественно значимым, камерным и масштабным, актуальным современным и актуальным историческим.
ЧУДО НА ЛАДОШКЕ
Молодежный конкурс «Евразия.Doc: 4 минуты» объединил юные таланты в восьмой раз. В этом году свои работы прислали более пятидесяти ребят из России, Беларуси и Китая. Из них десять вышли в финал и были показаны зрителям в Смоленске и Минске.
- Оценивать всегда сложно. Приходится искать грань между тем, чтобы никого из авторов не обидеть, не демотивировать, но в то же время отобрать лучшие работы, — признался председатель жюри молодежного конкурса Евгений Супер. — Мы не ставили ограничений по темам. В этом отличие фестиваля и молодежного конкурса.
Например, трогательная лента белоруски Ксении Грузиновой «Жизнь на ладошке» — о долгожданном малыше, который появился на свет раньше срока. Врачи чудом его спасли, доказав, что медики могут выходить крох даже с экстремально низкой массой тела в пятьсот граммов.
- Пробыли с оператором в реанимации около трех часов. Я еще неделю не могла приступить к монтажу. Это очень глубокая история, в которой две важные составляющие - сильная родительская вера в чудо и героизм врачей. Они объединяются для того, чтобы эти детки, размером с ладошку, могли жить, - поделилась Ксения Грузинова.
Ее работа получила спецприз Министерства культуры Беларуси и специальный диплом конкурса «За вклад в продвижение традиционных ценностей».
Ученица средней школы № 199 Минска Елизавета Ксендзова презентовала фильм с яркими воспоминаниями от путешествия на «Поезде Памяти». Старшеклассница со своими сверстниками из различных стран побывала в местах Союзного государства, связанных с самой трагической и кровопролитной войной ХХ века.
НА ЗАМЕТКУ
ГРАН-ПРИ IX ФЕСТИВАЛЯ

«Враг номер три», режиссер Владимир Сумашедов (Россия)
ПОБЕДИТЕЛИ
- «Выжившие», автор Анна Литаш (Беларусь)
- «Ягноб», режиссер Пайрав Шарифов (Таджикистан)
- «Птица Феникс Алексея Талая», режиссер Владимир Луцкий (Беларусь)



MAX