Ради флага над Рейхстагом
Россияне и белорусы запустили «машину времени» в 1943 год - дети из семи стран собрались вместе, чтобы создать патриотический мюзикл
АТОМНЫЕ ЛИЦЕДЕИ
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Этот пронзительный стих Сергея Есенина создатели спектакля положили на музыку. А песню, или, если угодно, арию, исполняет персонаж, которого, по сценарию, во-вот должны казнить фашисты. Но сразу успокою – этого не произойдет. Спасется бравый герой, и все спасутся. А то, что финал оптимистичный, ясно с самого начала. Ведь завязка сюжета происходит в наши дни.
Впрочем, о содержании мюзикла мы еще поговорим. Что вообще такое - «Nuclear Kids»?
- Это ежегодный международный творческий проект, в котором принимают участие дети сотрудников предприятий атомной отрасли России и зарубежных партнеров «Росатома», - пояснил представитель госкорпорации Никита Ткаченко. – Проекту уже семнадцать лет. Мы с удовольствием выступаем перед зрителями в разных городах, причем совершенно бесплатно. В этом году все началось в Минске, потом Россия - Свердловская и Челябинская области, и, наконец, Москва. Всего дали 17 спектаклей.

РЕПЕТИЦИЯ В ГОРАХ
- Как отбираете детей?
- Детям от одиннадцати до шестнадцати. Они должны представить минимум два из трех направлений: хореография, вокал, актерское мастерство. У нас профессиональные педагоги, композитор приезжает прямо на репетиционную базу.
В проекте участвуют и дети зарубежных партнеров. В этом году представлены семь стран – помимо России, это, конечно, Беларусь, еще Венгрия, Танзания, Египет, Бангладеш и даже Литва, которая не имеет АЭС. Но у девочки оттуда есть родственники – сотрудники российского «Росатома».
Каждый год мы ставим новый спектакль. Музыка, тексты песен – все по новой.
- А репетиционная база где?
- В Беларуси, горнолыжный курорт Силичи, что в Логойском районе Минской области. Очень хорошее красивое место. Номерной фонд позволяет разместить всех участников – у нас в команде, вместе с детьми, больше 120 человек. Есть залы для занятия вокалом и хореографией. В этом году спектакль посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кстати, в этом же году и 80-летие атомной промышленности.

НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ
Ну, а теперь о сюжете. Мюзикл поставлен по книге Вячеслава Бавидова, которую автор написал специально для «Nuclear Kids 2025» – «Ради флага над Рейхстагом».
Два тинейджера, брат и сестра, скучают на юбилее у прабабушки. И с радостью покидают его вместе с родителями-учеными, у которых случилось ЧП на работе. В секретном институте дети находят машину времени, на которой переносятся в 1943 год. И встречают там… собственных прабабушку, прадедушку и их друзей из разных республик, которые борются с фашистами. Ребята возвращаются в наше время и совсем другими глазами смотрят и на прабабушку, и на историю своей страны.
В спектакле участвуют белорусские школьники из Островца и Минска. Перед финальным спектаклем я перекинулся парой слов с 16-летней Софией Сангдель из белорусской столицы, которая играет маму.
- Шикарно общаемся, все очень открыто и классно, - поделилась девушка. - Ребята из Танзании тоже подтягиваются к нам, общаемся на английском языке. У нас, помимо репетиций, еще разные мероприятия. Например, конкурс «Мистер и Мисс». Этот проект – одно из самых ярких впечатлений моей жизни.
Максим НЕДОЛЕЧКО: ПУГАТЬ – НЕ НАША ЗАДАЧА
Хореограф-постановщик мюзикла уверен, что ставить спектакли о войне для подрастающего поколения надо крайне деликатно
ОТДЕЛЬНАЯ ПЛАНЕТА
Максим Недолечко человек мега-опытный. С 2000-го – хореограф-постановщик группы «Непоседы» и телевизионных проектов «Голос. Дети», «Евровидение», «Танцоры». Сотрудничал с «Фабрикой звезд» и «Точь-в-точь». Был ведущим телепроекта «Звезда танцпола» и «Танцевальная зарядка» на MTV. Работал вместе с Филиппом Киркоровым, Алсу, Жасмин, A’Studio, «Фабрикой» и многими другими. Член жюри многих танцевальных конкурсов.
- На этот проект я попал шестнадцать лет назад с легкой руки Елены Кипер, которая создала группу «Тату», - рассказал Максим. – Она рассказала, что есть вот такая интересная идея – «Росатом», творческие детские лагеря. Нужна только «самая малость» - меньше чем за три недели сделать мюзикл с детьми, которые прямого отношения к творчеству не имеют. Говорю: «Лен, какой-то аферой попахивает». Но все-таки решил попробовать. И вот – пробую уже шестнадцать лет.
- Трудно с детьми работать?
- Возьмите ребенка одиннадцать лет и, например, пятнадцать – они вообще по-разному психоэмоционально заряжены. Каждый ребенок — это отдельная планета. Я все-таки с детьми работаю четверть века. Но если правильно найти подход, можно добиться невероятных результатов.

ПРАВИЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ
- В этом году у нас спектакль про войну. Тема актуальна всегда, тем более в наше неспокойное время. Но дети и война – все-таки очень деликатная грань. Нужно соблюдать определенные рамки. Я периодически бываю на фестивалях, когда показывают спектакли о войне. И, честно говоря, иногда это попахивает спекуляцией. Можно создать спектакль такой, чтобы это было жестко, грубо и страшно. Но наша задача все-таки не напугать детей, а привить им определенное понимание о том времени. Влиять на их сознание в правильном русле.
- Вы считаете, что детей надо оберегать от страшных подробностей?
- Нет, но доносить их надо определенным образом. Мы репетируем в Беларуси. И часть нашего проекта – экскурсии в Брестскую крепость, Хатынь. Экскурсоводы найдут правильную интонацию и слова. Свою историю, конечно, нужно знать.
- Для ребят из той же Танзании это чужая история, но, кажется, их это не смущает.
- Им у нас действительно хорошо. Они никогда не ели столько разнообразной еды и не общались с таким количеством разнообразных интересных детей. У нас абсолютно семейная атмосфера и танзанийцы прекрасно в нее влились. Давно уже здороваются по-русски, знают отдельные фразы.
На нашем проекте за эти годы присутствовали порядка 25 стран. Вьетнам, Бангладеш, Индия, Иран, Болгария … И, по-сути, все остаются с нами, потому что бывших участников «Nuclear Kids» не бывает. Неважно, какой ты расы, цвета, пола. Тебе всегда здесь будет комфортно.



MAX