«А зори здесь тихие», новая версия: Тот самый Федот
Известный актер и режиссер Игорь Миркурбанов представил свой взгляд на повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие»

ЛЕГОНТ ВСТРЕЧАЕТ ЗЕНИТЧИЦ
В театре «Ленком» накануне 80-летия Великой Победы прошел пресс-показ спектакля «Ненаглядная сторона». Заслуженный артист России Игорь Миркурбанов попытался ответить на вопрос, витавший в воздухе: а как жил старшина Федот Васков после гибели самоотверженных девушек? С таким-то грузом на душе…
Чем отличается спектакль Миркурбанова от других экранизаций и постановок повести Бориса Васильева? По замыслу режиссера и спустя тридцать лет старшина не прекращает свой мысленный диалог с погибшими зенитчицами из своего отряда. Там, в другом мире, они остались вечно молодыми и красивыми, в светлых летящих платьях. Души юных героинь живут в зорях Карелии. И для Васкова они всегда живы!
В спектакле появляется и новый персонаж – монах-отшельник Легонт, встречающий девушек при переходе в иной мир. Вводя этого героя в повествование, постановщик показывает один из знаковых образов русской православной агиографии (богословской дисциплины, изучающей жизнь христианских святых). Вообще, в постановке много символов, мифологии, метафор.

ВТОРАЯ ДАТА - БЕССМЕРТИЕ
По словам режиссера, для него важен театр как воспоминание. И он сознательно отказался от линейного сюжета, уже ставшего мифологемой отечественной культуры. Согласно замыслу, Васков в своих думах постоянно возвращается то в один эпизод встреч с девушками, то в другой, то мы видим их уже после обретения бессмертия. Неслучайно на экране появляются надписи, где указана только дата рождения героинь, а вторая подпись у всех одна – бессмертие.
- Мы можем сказать, что это когда-то было, поглядев на черно-белую фотографию. Но у нас она все время в цвете, все время в пространстве. Для меня это не слепок, не отпечаток, а живая форма, как и наша память. Живая! - поясняет Игорь Миркурбанов. - И для меня это стало важнейшей темой – о том, что девчонки ушли в свет, в вечность.
По его словам, тема постановки – жизнь есть и в другом мире, и она не обрывается после смерти. Эта мысль отчетливо звучит, когда зритель сопереживает Рите Осяниной: «сурово смотрящей в бездну, которая открылась перед ней». И в этот момент она думает о чем-то более важном, чем она сама.
- Поэтому ее не пугала смерть. И девчонки говорят: «А что отвечать, когда спросят, что мы защищаем? Беломоро-Балтийский канал?». «Нет. Родину, Россию. Сначала мы ее защищаем, а уже потом Беломоро-Балтийский канал», - поясняет Миркурбанов.
Режиссер рассказал, что он укрупнил эпизод, когда Федот Васков рассуждает: «Эх, пропустить бы фрицев, девчонки бы остались живы, нарожали бы детишек». Но героини ему отвечают: «Нет, мы все равно не пропустим».
- И для меня это стало важнейшей темой – о том, что девчонки ушли в свет, в вечность. И через вечность разговаривают с Васковым, снимая с него тяжелый крест, который он обязан нести в себе. Потому что пока жива его память, жива память и о них, - говорит постановщик спектакля.

С ВЕРОЙ В ЛУЧШЕЕ
Алексей МАКЛАКОВ: ЭТО ОДА, ЭТО ЭПОС
Заслуженный артист РФ поделился впечатлениями о спектакле
Роль старшины Васкова в разных составах исполняют Алексей Маклаков и Павел Капитонов. Как рассказал Павел Евгеньевич, он знает многое о войне по воспоминаниям свидетелей тех страшных событий. И для него это очень важная тема. А с режиссером работали: «с желанием, бодростью и с верой в лучшее». Постановка в большей степени не про войну, а про простых девчонок с открытым сердцем и желанием защитить свою страну, но и со своими воспоминаниями, любовью к маме, мужчине, ребенку.
Алексей Маклаков рассказал, что повесть Васильева и одноименный фильм Станислава Ростоцкого настолько известные, что было сложно оторваться от привычного восприятия произведения. Но, тем не менее, Игорю Миркурбанову это удалось.
- Возможно, его версия покажется кому-то необычной. Но это признание в любви к женщинам, многие из которых отдали жизнь за Родину и еще не успели познать любви. И на этом сконцентрирован почти весь спектакль. Это ода, это эпос, это видение Игоря Миркурбанова, - поясняет Алексей Маклаков, - Это тема, которая волнует всех нас и по сей день.
На взгляд худрука «Ленкома» Владимира Панкова, в постановке соединяются брутальный взгляд Миркурбанова на эту историю с какой-то парадоксальной нежностью и трепетом к героическим девчонкам.
ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИЯ: В РЕКВИЕМЕ НЕ НУЖНЫ ПАУЗЫ
Спектакль идет без антракта

Девушек сыграли Алена Митрошина, Снежана Ширяева, Вероника Чернышова, Виктория Проценко, Катерина Кучма. Постановка идет без антракта. Владимир Панков объяснил это тем, что в реквиеме не нужно пауз, а зрителю стоит прожить эту трагическую историю от начала и до конца. Ведь цель постановки не в том, чтобы развлечь аудиторию. Скорее, наоборот…
Но и увлечь зрителя тоже есть чем. Впечатляющий видеоряд, экраны с крупными планами, а конструкция на сцене раздвигается так, что становится видна красная пятиконечная звезда. И еще одна яркая особенность этого спектакля – его сопровождает настоящий почетный караул.
В постановку органично вплетены цитаты Егора Летова, Арсения Тарковского и подлинные письма с фронта. Название «Ненаглядная сторона» дала одноименная композиция Сергея Мазаева, появляющаяся и в прологе, и в эпилоге истории.
Также в ней звучат слова знаменитого стихотворения Евгения Евтушенко «Идут белые снеги», где есть такие строчки:
Быть бессмертным не в силе,
Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит, буду и я,
которые становятся отражением основного посыла постановки. (Кстати, это произведение сам Евтушенко включил в сборник «Поэзия Победы», где собраны стихотворения разных авторов о войне).
Пока стоит наша страна, эти простые ребята, забывшие о себе во имя чего-то большего, будут жить в наших сердцах. Игорь Миркурбанов отказался от иллюстрации материала, но его спектакль словно проиллюстрировал надпись, высеченную на Могиле Неизвестного солдата: «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен». И здесь она звучит как торжество жизни.