«Аритмия» с аншлагами и бюджетное «Завтра»
24-й международный кинофестиваль в Минске собрал десятки тысяч киноманов
По случаю старта кинофестиваля Владимир Меньшов, получивший почетную награду от президента Беларуси, по старой традиции разбил тарелку о штатив… на счастье. Фото: БЕЛТА
ПО ВИРТУАЛЬНОЙ КРАСНОЙ ДОРОЖКЕ
Через пару минут начнется церемония закрытия кинофестиваля. Гости одеты скромно и, не обращая внимания на фотографов, спешат в кинотеатр «Москва». По красной дорожке, конечно же. Правда, здесь ее можно назвать так с большой натяжкой. Ступени просто подсвечивают красным цветом. Впрочем, не в дорожке дело. Создатели «Лiстапада» сделали акцент не на светской составляющей, как принято на мировых кинофестивалях, а на фильмах.
- На многих кинопоказах нашего фестиваля зрители могут пообщаться с режиссерами, сценаристами и продюсерами, что гораздо важнее, чем мельком увидеть актера на лестнице в свете софитов и вспышек фотокамер, - уверен программный директор «Лiстапада» Игорь Сукманов.
Преимущество минского кинофестиваля перед мировыми кинофорумами заключается еще и в том, что он проходит в ноябре. Один из основателей фестиваля народный артист СССР Ростислав Янковский говорил: «Кинотавр» и «Киношок» устраивают летом, у моря. Зато у нас, как у кинофестиваля, который проходит последним, есть возможность получить лучшие картины со всех прошедших кинофорумов».
При этом в престижности минского кинофорума сомневаться не приходится: цифры говорят сами за себя. Дирекция отсмотрела более пятисот картин и отобрала лишь пятую часть.
- Проходных фильмов нет, - продолжает Игорь Сукманов. - Каждая работа - предмет кинематографической гордости, в том числе белорусской.
ТО, ЧТО ДОКТОР ПРОПИСАЛ
Хотя Гран-при - «Золотой Лістапад» - в этом году увезли эстонцы, работы российских авторов вызывали не меньший интерес. В особенности нашумевший фильм Бориса Хлебникова «Аритмия».
Впрочем, красноречивее наград стали отзывы белорусской публики. Посмотреть «Аритмию» пришли не только известные люди, киноманы и журналисты, но и те, кому Хлебников посвятил картину, - врачи. Они-то и стали самыми благодарными зрителями.
«Это первый художественный фильм, который настолько точно рассказал о буднях медиков!», «Все, как на нашей подстанции!», «Один в один - моя бригада», - восхищались врачи на выходе из кинотеатра.
Если уж профессионалы оценили, значит, и остальным должно понравиться. Фестивальный успех «Аритмия» уже повторяет в прокате. В минских кинотеатрах аншлаги.
Помимо игрового кино, россияне привезли в столицу республики сильные документальные работы. Картина «Последний вальс» об авторе музыки ко многим советским и российским кинофильмам и спектаклям Олеге Каравайчуке (режиссер Юлия Бобкова) получил специальный приз от телерадиокомпании «Мир» в номинации «Язык кино - язык взаимопонимания».
В конкурсе национальных киношкол жюри отметило картину Дарьи Блохиной «Озеро». Она удостоилась диплома «За проникновенную историю жизни человека в суровых природных условиях, сохраняющего силу духа и радость жизни».
Специальный приз Президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие духовности в киноискусстве» вручили легендарному режиссеру культового фильма «Москва слезам не верит» Владимиру Меньшову. Мэтр пополнил когорту обладателей этой увесистой хрустальной награды, оказавшись в компании Василия Ланового, Владимира Гостюхина, Георгия Жженова, Карена Шахназарова, Клары Лучко, Петра Тодоровского, Олега Янковского, Эмира Кустурицы и других.
Популярные в Синеокой артисты сделали самое звездное селфи фестиваля. Фото: Дмитрий Елисеев
СДЕЛАНО НА КОЛЕНКЕ, ЗАТО С ДУШОЙ
В последние дни фестиваля нешуточные страсти разыгрались вокруг белорусского кино. Горячо обсуждали картину «Завтра». Ее премьера состоялась в кинотеатре «Центральный». Фильм не оставил равнодушным никого.
Это зарисовка из жизни белорусских интеллигентов из городка Мозырь. За окном - привычный зимний пейзаж. В квартире - незаконченный ремонт, по телевизору - новости. Отец - бывший учитель английского языка, никак не может найти работу. Сын-студент учится в Минске. Семейный бюджет строго расписан. Первоочередная задача - купить студенту зимнюю куртку. Образ жизни семьи режиссер показал в мельчайших подробностях - сдержанный, почти аскетичный.
Сняла картину хрупкая девушка, культуролог по образованию Юлия Шатун. Дебютантка, которая вообще не имела отношения к кино, громко заявила о себе сразу в трех конкурсных программах, но приз получила только от гильдии киноведов и кинокритиков. Вручая награду, российский критик Леонид Павлючик назвал «Завтра» одной из лучших дебютных работ «Лiстапада».
- Смотреть фильм без комка в горле невозможно, благодаря не только горькому жизненному материалу, но и поразительно точной интонации, с которой Юлия рассказывает эту типичную для всего постсоветского пространства историю, - сказал он.
Девушка называет свою картину постдокументальной. В ней нашла отражение та жизнь, которой живут она и ее близкие и которую обычно не показывают в кино. Тут и ожидание на вокзалах, и неловкое молчание, и невыносимо похожие один на другой дни. Для того чтобы усилить впечатление от этой реальности, Юлия сделала так, что за час в кадре появились всего два крупных плана, остальные - средние и дальние.
Главные роли отдала своим родителям. Причем они сыграли настолько естественно, что и голливудским актерам не снилось. Узнав размер бюджета картины, кинокритики, члены жюри и зрители долго не могли поверить.
- Больше всего ушло на дорогу из Мозыря в Минск и обратно - пятьдесят белорусских рублей (около 1,5 тысячи российских. - Ред.), - призналась Юлия. - Еще двадцать - заплатили за ужин в ресторане. Вот и все расходы, если не брать в счет обеды, которыми нас кормила бабушка.
Фильм снял «на фотоаппарат» оператор Никита Александров всего за четыре дня.
- Я удивлена тому, что картина, снятая за несколько дней, попала на фестиваль, получила приз и такое признание, - растрогалась Юлия. - До сих пор мне казалось, что стать участником международного фестиваля - нереальная задача.
Публика встретила девушку бурными аплодисментами.
- Такой успех - повод порадоваться за режиссера, - считает Игорь Сукманов. - Долгое время мы никак не могли подобрать конкурентоспособную картину. Фильм «Завтра» - первый шаг навстречу и международному зрителю, и миру. Это шаг в сторону так называемого «фестивального кино», камерный маленький фильм, но важный для нас всех.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Людмила Саенкова, кинокритик, председатель жюри конкурса национальных киношкол (Фото: listapad.com):
- Крайне важно, что на «Лістападе» мы не просто смотрим чужие фильмы и показываем свои. Благодаря фестивалю уже несколько лет понемногу активизируются молодые авторы. Мастер-классы и тренинги с зарубежными режиссерами и продюсерами, питчинги по сценариям, уроки актерского мастерства - все это идет на пользу национальному кино. Наша молодежь видит, как работает киноиндустрия в других странах. Конечно, за неделю всему не научишься, но капля камень точит. Надеюсь, нас ждут новые открытия от молодых белорусских кинематографистов.
Николай Лавренюк, координатор Национального конкурса кинофестиваля «Лiстaпад» (Фото: БЕЛТА):
- В этом году у нас представлено около четырех десятков белорусских картин в разных программах. Мы получили больше 90 заявок, что не может не радовать. Отбирали кино, отвечающее современным тенденциям времени, за которое не стыдно. Видим, что белорусское кино не мертвое, появляются талантливые режиссеры, раскрываются новые имена. Национальная программа - одна из важнейших на кинофестивале, она объединяет белорусское кино с мировым, вписывает его в международный контекст.
ПОВОРОТ НА 360 ГРАДУСОВ
Современные технологии правят бал и в мире кино.
Второй год на «Лістападе» проходит День виртуальной реальности. Работы представили режиссеры из восьми стран. Полностью погрузиться в мир искусства можно, надев шлем и специальные очки. Например, кино в формате 360 градусов за секунду переносило зрителей на вершину снежной горы или в роскошные залы Эрмитажа.
- Мы представили семнадцать сферических фильмов. Их сняли авторы из Германии, Франции, Испании и других европейских стран, и, конечно, из России и Беларуси, - отмечает Дмитрий Соркин, куратор выставки «День виртуальной реальности». - Технологии виртуальной реальности помогают зрителю наблюдать за происходящим не со стороны, а быть героем фильма.
ТОП-5 ФИЛЬМОВ
«Аритмия»
Режиссер: Борис Хлебников
Основной конкурс игрового кино, фильм открытия
Призы: «За лучшую женскую роль», награда жюри Мингорисполкома, спецприз Исполкома СНГ «Кино без границ» - за развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами.
О чем: Главный герой (Александр Яценко) - врач скорой помощи. Работа на грани эмоционального выгорания. Помогая другим, не замечает, что пора спасать себя: жена подает на развод, а у нового главврача - одна забота: чтобы в бумагах все было правильно.
- Хлебников обличает язвы нашего времени и в то же время обнажает искреннее чувство любви, - уверен Игорь Сукманов. - В России фильм бьет рекорды проката, что удивительно для психологического авторского кино.
«Ноябрь»
Режиссер: Педру Пиньу
Конкурс игрового кино «Молодость на марше»
Призы: Гран-при «Золото Лістапада», приз «За лучшую операторскую работу имени Марухина», приз «За лучшее звуковое (музыкальное) решение фильма».
О чем: Это фильм-сказка в черно-белых тонах. Действие разворачивается в языческом эстонском селе. Лийна безнадежно влюблена в Ханса. Парню нравится богатая барышня из поместья. Ситуация становится еще запутаннее, когда зритель понимает, что с сельчанами соседствуют лешие, домовые и другие фантастические существа.
Фильм поставлен по мотивам эстонского бестселлера, романа Андруса Кивиряхка «Ноябрь, или Гуменщик». Режиссер Райнер Сарнет до последнего не верил в победу.
«Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами»
Режиссер: Борис Николайчик
Основной конкурс документального кино
Призы: награда «За лучший документальный фильм», специальная награда национального аэропорта «Минск» «Дебют».
О чем: Два друга отправляются в путешествие по Беларуси, прихватив камеру. Причем едут не на крутых авто, а на необычных велосипедах с моторами, которые то и дело ломаются по дороге. За 47 дней им удается проехать 3 тысячи километров! Веселые приключения разворачиваются на фоне ярких красок белорусских пейзажей.
С фильмом можно познакомиться в Сети.
«Последний вальс»
Режиссер: Юлия Бобкова
Основной конкурс документального кино
Призы: Спецприз Парламентского Собрания «За верность нравственным идеалам в киноискусстве», специальная награда Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» «Язык кино - язык взаимопонимания».
О чем: Главный герой - композитор Олег Каравайчук, понимая, что дни его сочтены, отправляется на дачу в Комарово, чтобы написать последний прощальный вальс.
По иронии судьбы Каравайчук, сыграв свою смерть, умер по-настоящему. Незадолго до этого написал «Гробовой вальс», впервые прозвучавший в фильме.
«Завтра»
Режиссер: Юлия Шатун
Конкурс игрового кино «Молодость на марше»
Призы: награда за «Лучший игровой фильм», приз Гильдии киноведов и кинокритики Белорусского союза кинематографистов.
О чем: В центре внимания - несколько дней из жизни интеллигентной семьи. Супруги живут в небольшом белорусском городе. Они работают, делают ремонт, заботятся о сыне, который учится в столице, играют в лотерею. В общем, все - как у всех. Режиссер заглядывает за кулисы и показывает, казалось бы, обычные вещи с особым трепетом.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Российские режиссеры - рекордсмены по количеству полученных Гран-при на Минском международном кинофестивале. «Золото Лістапада» получали Андрей Звягинцев, Валерий Тодоровский, Никита Михалков, Сергей Бодров и другие. Фильмы Алексея Балабанова были удостоены главного приза дважды, а Станислава Говорухина - аж три раза!
Слоган 24-го Минского кинофестиваля - «Истина, любовь и красота». Когда членам жюри предложили выделить из триединства что-то одно, многие погрузились в глубокие раздумья. Документалисты поставили во главу угла истину. Те, кто оценивал игровые фильмы, выбрали любовь и красоту.
Специальный приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «За верность нравственным идеалам в киноискусстве» получила белорусская лента «Край женщин» режиссера Алексея Полуяна.
Приза президента «За гуманизм и духовность в кино» удостоен народный артист Кыргызской Республики Актан Арым Кубат, режиссер фильма «Кентавр».
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТА
Первый «Лістапад» состоялся в 1994 году. Его организовал режиссер и продюсер Сергей Артимович. Кинофорум задумывался для того, чтобы показать лучшие картины стран бывшего СССР и вернуть их в белорусские кинотеатры.
- Тогда наша команда состояла всего из семи человек: я, моя приятельница Татьяна Ковалева, которая преподавала в Институте культуры, и пять ее студентов, - вспоминает Артимович. - Не было денег. Только спонсорская помощь. Все было дешево, весело и лихо.
Первый «Лістапад» состоялся только благодаря энтузиазму неравнодушных к кино людей, но успех у него был феноменальный. В зале - аншлаги, на экране - лучшие фильмы того времени. Спустя год фестиваль получил статус международного.
С 1998 года в программе появился конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории. Спустя десять лет - конкурс документального кино. Чуть позже жюри и зрители начали оценивать дебютные картины авторов в конкурсах национальных киношкол и «Молодость на марше». Белорусские фильмы принимают участие в отдельной фестивальной программе. Ежегодно в рамках «Лістапада» проходят и внеконкурсные программы. На двух из них можно увидеть новые фильмы авторов из России - «Российские премьеры» и «Россия. ХХI век».