САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Мустафина

Главное, чтобы на «викинге» костюмчик сидел

Нашумевшая лента продолжает бить рекорды. Только за первые девять дней в российском и белорусском прокате картина собрала больше миллиарда рублей - небывалая сумма для отечественного кино. Художник Екатерина Шапкайц рассказала о том, как шили средневековую одежду для масштабного проекта

Одна из самых зрелищных сцен - славянский обряд на языческом капище. Критики уже успели сравнить российский блокбастер с американским сериалом "Игра престолов". Кадр из фильма

ВЕСЬ ЛЕН ЗАКУПАЛИ В БЕЛАРУСИ


- Работу над «Викингом» режиссер Андрей Кравчук начал семь лет назад. На каком этапе подключились?

- В 2012 году, это был предподготовительный этап съемок. Писался сценарий, создавались макеты и чертежи декораций. Но актеры еще не были утверждены. Пробы начались при мне. У нас к этому времени уже был запас костюмов. Примеряли, смотрели, насколько органично кандидаты на роли смотрятся в средневековой одежде. Для нарядов это тоже был своеобразный тест-драйв.

- С чего в таких масштабных проектах начинается работа художника по костюмам?

- Сначала читается сценарий. Потом устраивается еще несколько читок с режиссером и съемочной группой - чтобы точнее понимать замысел, обсудить все нюансы. А дальше уже сбор материала: нужно пообщаться с экспертами, прочитать как можно больше литературы, набрать как можно больше артефактов…

Была грандиозная командировка по городам России и Европы. Несколько месяцев колесили по историческим музеям, искали подлинники, которые можно взять за образец. Впечатляющая была поездка. Самые богатые археологические коллекции обнаружили в музеях Риги, Хельсинки и Петербурга.

- Все находки с точностью копировали?

- В каких-то случаях просто один в один. В Историческом музее Москвы, например, нашли хорошо сохранившуюся обувь конца десятого века - изготовили такую же. Но творческую свободу никто не ограничивал. Некоторые элементы костюмов придумывали сами. Разумеется, не нарушая историческую правду.

- В Беларусь тоже ездили во время съемок…

- Кинематографисты там постоянные и желанные гости. Весь лен для исторических картин закупается на белорусских фабриках. Разнообразие фактур - и тонкие, и грубые, и средние. Выбор огромный и цены приемлемые.

На археологических раскопках в Новгороде нам показывали кусочки, которые использовались для пошива одежды простого люда. Этот материал называли мешковиной. Хотя это не совсем точно, потому что в составе были еще хлопок и шерсть. Специалисты на фабрике в Орше восстановили ее такой, как в десятом веке. Так что все рубахи для героев сделаны в Беларуси.

ЛАТАЛИ НА БЕГУ

- Много приходилось перешивать на ходу?

- Значительных переделок не было. Много сил бросили на то, чтобы одежду реставрировать. В кино так всегда: одну сцену снимаем под проливным дождем, другую - под палящим солнцем. Очень быстро одежда теряет первоначальный вид. В «Викинге» снимались несколько сотен героев - только и успевали латать. Еще постоянно какие-то детали вроде шапок, поясов, варежек терялись. Приходилось шить новые.

- Актеры могут что-то советовать художнику?

- Им же в наших костюмах работать! Представьте, человек пришел на съемки, оделся и двенадцать часов играет на морозе. Все пожелания учитываются. В работе над другими лентами случались необоснованные просьбы: «Хочу голубое платье - оно так подходит к цвету моих глаз». В этот раз ничего похожего не было.

ЧЕЛОВЕК, НО НЕ В ФУТЛЯРЕ

- С «Викингом» все-таки сложностей хлебнули - исторических героев одеть куда сложнее, чем современников.

- Одежда не просто футляр. Художник по костюмам создает психологический портрет человека. Исторические фильмы - игра с погружением в другую эпоху, о которой до этого ничего не знал. Поэтому задача сложнее: надо учитывать и психологическое состояние персонажа, и социальный статус, и эпоху, и даже время года.

Проблем выше крыши, но и удовольствия от работы получаешь больше.

- Вы много работаете в театре. Что-то позаимствовали?

- Выпускаю по спектаклю в год, что дает возможность переключаться, не застаиваться. Но это две совершенно разные истории.

В кино воспроизводится жизнь людей в обстоятельствах. Здесь существует закон четвертой стены - есть граница между вымышленным миром и публикой. Зритель подглядывает за тем, что происходит с героями. Мы видим крупный план, и все должно быть максимально правдоподобно. Ведь могут разглядеть даже лишнюю дырочку в пуговице.

В театре все равно два-три метра отделяют от зрителя. Гораздо больше возможности обобщать, придумывать, прибавлять. Соответственно, другое чтение силуэта. Важно, чтобы детали бросались в глаза, так, чтобы их можно было разглядеть хоть с последнего ряда.

- Профессия художника по костюмам востребована среди абитуриентов?

- По-моему, на этой ниве все у нас неплохо. Есть много хороших вузов, в которых высокий конкурс на место. В Петербурге прекрасный факультет искусств СПБГУ, старейший ЛГИТМиК, который сегодня переименован в РГИСИ. В Москве - Строгановская академия, ну и, конечно, ВГИК. Способные ребята оттуда выпускаются.

Хотя я считаю, что художник по костюмам - это не профессия, а призвание. Не обязательно учиться, можно просто получить художественное образование, а потом стажироваться на съемочных площадках.

Главное, чтобы на «викинге» костюмчик сидел
Екатерина Шапкайц и ее "Ника". Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС


ДОСЬЕ «СВ»

Екатерина Шапкайц родилась 1 апреля 1955 года в Ленинграде. В 1980 году окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной. С 1981 года - художник по костюмам на киностудии «Ленфильм». Работала над картинами «Письма мертвого человека» (1986), «Сны о России» (1992), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011).

В Петербурге сотрудничает с Театром Комиссаржевской, Молодежным театром на Фонтанке и т.д.

Дважды лауреат кинопремии «Ника» за работу художника по костюмам в фильмах Алексея Германа «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом». Лауреат кинопремии «Золотой орел» за работу художника по костюмам в картине «Тарас Бульба» (2009).
Заслуженный художник России.



Насколько наряды соответствовали эпохе?


- Обычно после премьеры исторических лент возникают дискуссии: один герой не так одет, у героини прическа из другого века…

- На критику, честно говоря, не обращаю внимания, - говорит Шапкайц. - Всегда найдутся люди, которых хлебом не корми, дай поругать. Причем заметила: обычно критикуют не костюмы, а их уместность в определенной ситуации.

Мы наряды шили, опираясь на исторические факты и советы консультантов - историков, филологов. Другое дело, что могут быть разночтения: когда и среди ученых нет единой позиции на события прошлого.

Главное, чтобы на «викинге» костюмчик сидел
Образ князя Владимира в исполнении Данилы Козловского получился неоднозначным. Кадр из фильма

- Очень бросилась в глаза сцена, где княжна Ирина, которую играет Светлана Ходченкова, идет по средневековому Киеву среди грубо сколоченных деревянных изб, а ее голова покрыта прозрачным синим платком. Красиво, конечно, но разве в те времена на Руси были такие роскошества?

- Ирина была гречанкой. Согласно христианской традиции, у замужних женщин на голове обязательно должен быть платок или, если выражаться точнее, покров - это знак кротости и послушания.

А такие ткани и цвета действительно существовали со времен Древней Греции - еще в античности белые наряды почти не носили. Все тоги красили. Другое дело, что на Руси в Средневековье натуральные красители (например, кору дуба или свеклу) использовали только для дорогих одежд. Бедняки себе этого позволить не могли.

- У Светланы Ходченковой в фильме много нарядов…

- ... и каждый символизирует состояние героини. Впервые Ирина появляется на экране в синем платье - цвета, характерного для Византии. Заметьте, в «Викинге» больше нет героев, которые носят одежду такого тона. Сразу понятно, что Ирина - особенная, не такая, как все. Потом мы видим героиню в зеленом платье - с золотом и вышивкой, которые, с одной стороны, отражают византийскую культуру. С другой стороны, это намек: Ирина уже интересуется Владимиром и стремится красиво нарядиться, чтобы понравиться ему. Темно-бордовое платье - это ее прощальный княжеский наряд, дальше начинается совсем другая жизнь. Ну и в конце - коричнево-лиловая монашеская одежда, с минимумом украшений, символизирует ее отрешение от всего мирского. Зрителю в этих сценах должны запомниться только ее глаза.

Главное, чтобы на «викинге» костюмчик сидел
Тот самый синий прозрачный платок гречанки Ирины (Светлана Ходченкова). Кадр из фильма

О ЧЕМ ФИЛЬМ

В основу исторической саги легли события, описанные в «Повести временных лет». Действие происходит в конце X века, до Крещения Руси. Три брата, сыновья Святослава Игоревича, правят тремя княжествами. Ярополк (Александр Устюгов) - великий князь Киевский, Олег (Кирилл Плетнев) - князь Древлянский, Владимир (Данила Козловский) - князь Новгородский. Во время охоты от руки Ярополка погибает Олег. По варяжскому закону мстить за убийство должен младший из рода Рюриковичей - Владимир...



- Все-таки какие детали - плод воображения, а не копия артефактов?

- У главных героев и одежды, и украшения в точности повторяют музейные экспонаты. Состав мужского костюма был одним и тем же - нижняя рубаха, верхняя рубаха, штаны, плащ, иногда шкура. Ничего нового не придумаешь. Кольчуги у нас точь-в-точь, как в десятом веке. Массовочные шлемы викингов - копии тех, что были найдены на раскопках в Норвегии.

Фантазия подключалась, когда историю невозможно было восстановить. Например, в ситуации с доспехами, потому что сохранились лишь отдельные бляшки. Консультанты фильма не возражали: «Придумывайте! Ведь нет никаких доказательств, что этого не было».

- Данила Козловский и Светлана Ходченкова капризничали на съемках?

- К удивлению многих, эта звездная парочка вовсе не избалована. Данила вообще очень теплый, трогательный человек. Все время обращал внимание на всякие ремешочки и завязочки - интересовался, что, как и где было сшито.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ


Пре-продакшн фильма начался еще в 2008 году. А съемки продолжались всего шесть месяцев - с марта по август 2015 года.

Снимали на киностудии «Главкино» в Подмосковье, в степях под Симферополем и в Крыму. Корсунским храмом на экране стала раннехристианская базилика Сан-Витале в итальянской Равенне.

Для героев фильма сшили около двух тысяч костюмов.

Декорации и часть реквизита после окончания съемок передали в первый российский кинопарк «Викинг», который построили в окрестностях Симферополя. В масштабном комплексе воссоздан город VIII - XI веков - примерно той эпохи, которая показана в фильме.

На съемках массовых сцен использовалась уникальная технология фотограмметрии. В павильоне «Главкино» устанавливали сотни синхронизированных фотоаппаратов, позволяющих делать снимки с разных точек. Эти кадры соединили с помощью компьютерной программы.

В Беларуси за первую неделю проката «Викинг» собрал около миллиона российских рублей.

КСТАТИ


Княжна Полоцкая родом из Светлогорска

Одну из главных ролей сыграла 22-летняя белоруска Александра Бортич.

Какая военная драма без любви? В «Викинге» у Владимира две любовные линии. Одна - с греческой княжной Ириной, женой убитого Ярополка, в исполнении Светланы Ходченковой. Вторая - с Рогнедой, дочерью князя Полоцкого, которую сыграла Александра Бортич. После «Викинга» заговорили, что зажглась новая звезда.

Героине Бортич выпало немало испытаний. Владимир посватался к Рогнеде. Но княжна не пожелала отдать руку сыну наложницы. Месть оскорбленного отказом Владимира была жестокой: захватив Полоцк, он обесчестил Рогнеду, принудительно взял в жены, убил ее родителей. Согласно «Повести временных лет», у Владимира и Рогнеды было две дочери и четыре сына, один из них - Ярослав Мудрый.

- Играть Рогнеду было нелегко - уж слишком тяжелая судьба, - рассказывает актриса. - Конечно, мы точно не знаем, как все было на самом деле. На мой взгляд, она любила Владимира. Хотя он поступил с ней очень жестоко. Любовь - чувство абсолютно нерациональное, как его объяснишь?

На роль Рогнеды пробовались сотни актрис, в том числе Екатерина Вилкова, звезда фильмов «Свадьба по обмену» и «Черная молния», сериала «Отель Элеон». Но режиссер Андрей Кравчук выбрал менее медийную Бортич.

Главное, чтобы на «викинге» костюмчик сидел
Кадр из фильма

Девушка родилась в Светлогорске, несколько лет жила у бабушки в Гродно. Когда исполнилось десять лет, переехала с мамой в Москву. После школы отправилась штурмовать театральные вузы, но провалилась. Пришлось поступать на педагогический, который, к слову, так и не закончила. На жизнь зарабатывала официанткой, в свободное время обивала пороги киностудий.

Два года назад Бортич дебютировала небольшой ролью в сериале «Выстрел». За ней последовали работы покрупнее - в нашумевшей картине «Про любовь» Анны Меликян и в «Духless 2» Романа Прыгунова, где она впервые сыграла с Данилой Козловским.

- «Викинг» - мой первый проект такого масштаба. Но сниматься я не боялась, потому что с Даней знакомы давно. С ним не страшно играть даже в постельных сценах! - делится впечатлениями Бортич. - Да и о каком смущении может идти речь, если играешь полностью обнаженной в неотапливаемом павильоне? Здесь лишь бы побыстрее сделать свою работу да побежать отогреваться!

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Назад, в Средневековье

Анатолий Заусайлов

Толкают нас западные политики

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также