САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Александр Миндадзе: От белых пятен истории следует избавляться

Одной из успешных российских премьер на прошедшем XXII Минском международном кинофестивале «Лістапад» стал фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе

Кинодраматург, известный почти 30-летним успешным сотрудничеством с режиссером Вадимом Абдрашитовым, теперь сам снимает кино. Это его третий режиссерский опыт.

- Почему вы взялись за эту тему? Что привело вас к идее постановки такой картины?

- Не раз задумывался о том, что пакт Молотова - Риббентропа - белое пятно в нашей истории. И если одно время он довольно подробно у нас освещался, печатались документы, протокол, договор о сотрудничестве, то в Германии, кроме историков, об этом мало кто помнит. Меня история сотрудничества наших специалистов с немецкими инженерами заинтересовала прежде всего с публицистической точки зрения. В одной из статей вычитал воспоминания немца, воевавшего на нашей территории. «Когда вступал в Россию, - писал он, - я все знал, потому что буквально несколько месяцев назад мы с моим другом Петром участвовали в совместных военных маневрах». Поэтому немец ехал, зная абсолютно все закоулки и переулки. Ему все время мерещилось, что он видит себя на танцах, выпивающим в компании друзей, с девушкой.

Эти воспоминания зацепили меня. Потом я стал ездить по предприятиям и на знаменитом оптическом заводе в Ленинграде от очень пожилого человека услышал рассказ, как мальчиком он здесь до войны работал при немцах-специалистах. Мы изучили документы и нашли немало свидетельств того, на каких заводских участках работали тут немцы до первых выстрелов. То, что вы видите в фильме, основано на реальных событиях.

- Что было самым интересным в работе? И сразу ли у вас получился Ханс - человек, как вы говорите, с взорвавшимся снарядом внутри?

- Если ты конструируешь историю про время, о котором мало знаешь, прежде всего тебя интересует, как живут и чем дышат люди. Это волнение проходит через весь фильм. Герои мои переживали потому, что чувствовали неотвратимость катастрофы. Перед тем, как выписать образ Ханса, я долго готовился. Сомневался. Читать было особо нечего, готовился внутренне и, как всегда, прежде чем дойти до истины, должен был, как говорится в таких случаях, съесть немало пудов соли. Многое приходилось придумывать. Все, что происходит с героями, сочинено, но основано на реальных событиях.

- Ваш фильм вышел в годовщину Великой Победы. Так было задумано?

- Нет, это случайность. У нас тяжело продвигался сценарий. Один из упреков был тот, что в юбилейный год выпускаем фильм без войны, без военных эпизодов. Но мы нашли сценарный компромисс. Однако после этого начались проблемы с финансированием картины. В результате фильм вышел уже после юбилея. Для людей, желающих разобраться в истории, с ее белыми пятнами, эта картина в качестве еще одного взгляда на предвоенную ситуацию оказалась очень важной.

- О каких фактах, вас поразивших, довелось узнать при подготовке к фильму?

- Никто не снял пока про совместный парад немецких и советских войск в Бресте. Есть фотографии, на которых на нем запечатлен командир 29-01 отдельной танковой бригады Семен Кривошеин. Реалии войны сейчас историками пересматриваются, поэтому все неслучайно в нашем сюжете с заводом. И в финале мы видим Ханса уже в другом образе - он приехал в Россию воевать. Были, конечно, другие факты. Сотрудничество с немцами началось еще в 1921 году, когда были открыты знаменитая танковая школа в Казани, школа летчиков в Липецке. Проводились совместные химические испытания под Саратовом. Немецкие асы, которые в Липецке учились вместе с советскими летчиками, потом воевали друг против друга.

- Обращает внимание, как много у вас в картине немецких актеров…

- Их я искал в Германии среди звезд первой величины, устраивал пробы, и, должен сказать, все они оказались людьми удивительно скромными. Работать с ними было приятно, все знали сценарий. Эмоции героев были самым главным условием продуктивной работы. Непросто было репетировать с Якобом Дилем, игравшим Ханса. Это была его первая роль в кино.

- Предчувствие войны - тема сейчас актуальная…

- Когда работал над сценарием, конфликта на юго-востоке Украины еще не было, а когда снимал в городе Никополе, война шла уже в 200 - 250 км от нас. Ничего не пытался предугадать. Что делать, если жизнь так жутко откликается на кино? У меня нечто похожее было с фильмом «В субботу». Он - о Чернобыле. И вдруг случилась Фукусима в Японии. Думаю, это означает одно - я нахожусь на правильном пути. То, о чем снимал в «Милом Хансе», имеет отношение к сегодняшнему дню. В этом смысле картина современна.

Александр Миндадзе: От белых пятен истории следует избавляться
Автор фото: Виталий Аньков/ РИА Новости

Досье «СВ»

Александр Миндадзе - известный кинодраматург, по сценариям которого снято более 20 фильмов. Многие из них отмечены призами кинофестивалей и премиями. Среди самых известных картин - «Остановился поезд», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга». За последние восемь лет как режиссер снял картины по своим сценариям: «Отрыв» («Белый слон» за лучший сценарий и дебют в режиссуре), «В субботу» («Золотой орел», Большой спецприз жюри фестиваля «Дух огня») и «Милый Ханс, дорогой Петр» (номинирован на «Золотого орла»).



Не нужно подстраиваться под вкусы зрителя

- Скажите, легче или труднее стало попадать с фильмами в кинотеатры по сравнению с советскими временами?


- Если Госкино в СССР считало, что надо сделать союзную премьеру, картина шла во всех кинотеатрах, брали под козырек и ставили на все сеансы. Но бывали случаи, когда мы с Абдрашитовым заканчивали фильм, например, «Охота на лис», «Остановился поезд» или «Парад планет», а в Москве нам давали «ограниченный» прокат. Очень тяжело проходил сценарий «Плюмбума». Всю жизнь, начиная с «Охоты на лис», приходилось играть с Госкино в поддавки, «делать вид», но если они подписывали, ты имел полное финансирование.

Разумеется, жить было гораздо проще, чем сейчас, когда фильмам закрыт путь на экран. И не только авторским, но и тем, что входят в мейнстрим. Делают 50 - 70 копий - и все. И не потому, что стали покупать американские фильмы, которые приносят деньги, выросло новое поколение, и люди хотят видеть другое кино. Они хотят отдыхать. Конечно, нам было бы проще попасть в кинотеатры с «Хансом и Петром», если бы в Москве висела афиша. Но для этого надо огромные деньги вкладывать, соразмерные, если не с бюджетом, то до 1,5 млн. долларов. Надо рисковать, и все равно фильм не окупится.

- Тем не менее вы продолжаете снимать кино?

- А это не меняет дела, кто захочет, посмотрит фильм в интернете, в киношколах или в киноклубах. Подлаживаться художнику под вкусы зрителя - последнее дело, этим занимается мировая киноиндустрия, которая есть во всех странах. Профессионалы угадывают, что в этот раз в прокате даст большие прибыли, но и у них это не всегда получается.

- А деньги как удается находить?

- Сейчас это самое сложное. В советские времена аванс получил на студии или одолжил деньги у друзей и можешь работать. Сейчас без средств шагу не сделаешь, вот почему так мало у нас оригинальных сценаристов. Они уходят на ТВ, а потом уже ничего не могут. Допустим, к съемкам нового фильма ты намерен приступить через год. Стало быть, поиск денег надо начинать сейчас. Никакие субсидии не покроют самый скромный бюджет. В условиях, когда каналы перестали что-либо покупать, а меценаты давать деньги, ты вынужден их искать в зарубежных фондах. А это отдельная статья. Но несмотря на то, что деньги у всех на первом месте, если ты режиссер, неплохо бы для начала иметь идею и понимать, ради чего будешь делать кино. А если работать для того, чтобы заработать, то это бесперспективное занятие.

- Снимаете ли кино не по своим сценариям?

- Нет, история должна быть сочинена мной. С чужими провалюсь.

О чем фильм

В фильме «Милый Ханс, дорогой Петр» рассказывается история взаимоотношений наших специалистов с немецкими работниками, незадолго до войны, уже после заключения пакта Молотова - Риббентропа приехавшими в СССР на стекловаренный завод. Ханс и Петр подружились, и авария на заводе, случившаяся по вине Ханса, становится проверкой на прочность их непростых отношений. Предчувствие войны, витающее в воздухе, особым трагизмом окрашивает все, что переживают герои фильма.


Фото в начале страницы: Кадр из фильма

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также