САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Владимир Федосеев: Мы должны слушать и не бояться слез

Проект «Песни военных лет» худрука и главного дирижера Большого симфонического оркестра  имени Чайковского выдвинут на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства

Впервые «Песни» прозвучали весной прошлого года в Минске, к 70-летию Великой Победы их услышали в Москве, Петербурге, Берлине. Нынешний сезон проходит еще и под знаком 175-летия Чайковского. Концерты состоялись на разных площадках в Москве. На днях оркестр отправляется на гастроли в Германию, Японию, Италию, Швейцарию.

«ЭТИ ПЕСНИ НУЖНЫ НАРОДУ»

- Владимир Иванович, как появился проект «Песни военных лет»?

- За год до 70-летия Великой Победы мы готовили торжественный концерт к 9 мая в Колонном зале. И поскольку в воздухе витали предъюбилейные настроения, я предложил сыграть «Вставай, страна огромная!». Зал встал, словно какая-то сила подняла людей. Увидев такую реакцию, понял, какую музыку надо играть.

 Вы знаете, какое безобразие творят с песнями военных лет эстрадники? «Синий платочек» в джазовом исполнении... Казалось бы, песни, написанные сердцем и душой, в самые тяжелые времена для страны, заменились чепухой, а выходит - нет. Народ помнит и музыку, и слова. И не только старики, но и молодежь. Не зря говорят, что в России в самое тяжелое время всегда просыпается народная душа. А раз так, надо все это восстанавливать.

Начал поиск певцов. Договорился с белорусами, поскольку Беларусь в войну очень много страдала, и песни у них замечательные. Ансамбль «Песняры» в свое время так «защемил» меня...

Обратился в Минскую филармонию. Долго выбирали песни, советовались с оперными солистами - решили поднять их до уровня симфонического оркестра и больших певцов. У нас не было симфонических оркестровок, мы брали их из эстрады. И в конце концов решили пойти по линии демократической музыки, которая легче прокладывает путь к сердцам слушателей.
Откликнулись солисты Мариинского и Большого театров, а также Большого театра оперы и балета Беларуси. Объединив усилия, подготовили концерт в двух отделениях.

- Зал слушал песни со слезами на глазах...

- И это были хорошие слезы! Не Иваны же мы, родства не помнящие. Мы должны слушать и плакать, и помнить все, что у нас было.

Кроме песни «Вставай, страна огромная!» в нашем репертуаре были - «Шумел сурово брянский лес», «Тачанка», «На солнечной поляночке», «Солдаты идут». Мы повторили концерт в Москве - на ВДНХ нам подпевала публика. Все пели!

Дали концерт в петербургском Александринском театре - перед ветеранами, блокадниками и молодежью. Весной этого года пели в Берлине. Слова не всегда гладили немцев, но они внимательно слушали и воспринимали, можно считать, совершали очередной акт покаяния.

Это живая музыка, она вечна, и она должна жить.

- Этот год проходит под эгидой 175-летия Чайковского.

- Мы гордимся, что наш оркестр носит имя композитора - он светит нам своей музыкой во все времена. Проводим фестиваль «Чайковский знакомый и незнакомый», где представляем его малоизвестные сочинения, в том числе оперу «Ундина». Главный концерт состоится 25 декабря в консерватории, приглашаем играть трех выдающихся солистов - Михаила Плетнева, Вадика Репина и Сашу Князева, будем играть Шестую симфонию Чайковского.

В Клину покажем оперу «Ундина» с московскими солистами. В декабре в Большом театре дирижирую «Щелкунчика» в один вечер с «Иолантой» - проект, который делал когда-то сам Петр Ильич, буду повторять его идеи.

Будет постановка «Евгения Онегина» - с консерваторскими студентами, для которых, собственно, Чайковский и написал эту вещь. Есть идея представить «Снегурочку» совместно с Малым и Александринским театрами. Ну и Первый концерт, который играет весь мир, тоже исполняем в оригинальной версии.

Мы стараемся избавить музыку Чайковского от заигранности - в ее воспроизведение вносится много сентиментальности, особенно на Западе. А там лишь простота и ясность мысли, вот и стараемся оздоровить сами чувства. Простота - это самое сложное.

- Вы назвали «Пиковую даму» лучшей оперой в мире. Почему?

- Если снять пушкинские слова, зрители все равно поймут, о чем речь, - такая сила заключена в самой музыке. Она очень выразительна. Как сказал сам Чайковский: «Когда кончается слово, начинается музыка, она доскажет то, что нельзя сказать словом».

Кроме того, это роковая опера, во время исполнения ее обязательно что-нибудь случается, например однажды в Париже забастовал хор и мое выступление отменили.

- На стезю дирижера вас благословили Евгений Мравинский и Георгий Свиридов.

- Мравинский был для меня примером того, как нужно служить во славу музыки. Сочинениями Свиридова я дирижировал, он посвящал мне свои произведения. Однажды он рассказал, как одна народность в Африке выращивает молодые пальмы: в землю кладут зерно и накрывают камнем, прорастет - будет жить. Вот и со мной мои наставники поступали примерно так, как с этим зерном.

ДОСЬЕ «СВ»

Владимир Федосеев - народный артист СССР и РСФСР, уникальный дирижер современности. Более сорока лет руководит БСО и при этом ведет активную концертную деятельность, выступая с ведущими оркестрами мира. Около десяти лет руководил Венским симфоническим оркестром. Сейчас дирижирует симфоническими оркестрами Цюриха и Милана, филармоническим оркестром в Токио. Поставил более двадцати опер.

«СУСАНИН НЕ ПИЛ ВОДКУ С ДЕТЬМИ!»

- Чтобы классика звучала свежо и современно, как ее надо ставить?

- Чем ближе к автору, тем она современнее звучит. В симфонической музыке для меня нет более современного композитора, чем Бетховен. Если говорить о постановке опер - редкость, чтобы совпали замыслы режиссера и дирижера. Я поставил немало русских опер на Западе. «Китеж» с режиссером Купфером - пример яркой, современной постановки.

Но в основном западные режиссеры ищут совсем не те вещи. Что можно сказать о сценах, в которых Иван Сусанин с утра до вечера пьет водку со своими детьми, когда ее еще не было на Руси? Или Борис Годунов выглядит, как бомж? Да что там, самого Моцарта искажают в том же Зальцбурге.

А возьмите наш скандал с «Тангейзером» в Новосибирске. Наверное, в департаменте культуры должны были думать о возможных последствиях до премьеры...

Эксперименты нужны, но для этого стройте экспериментальный театр. А сезон в главных театрах страны должен открываться «Иваном Сусаниным» и «Борисом Годуновым», в Париже - операми французских классиков, в Италии - итальянских.

После гастролей в Вене публика и критика про меня сказали в унисон: «Русский дирижер, интерпретирующий не только русскую музыку, но имеющий свой «взгляд из России» на Бетховена и Моцарта, это чего-то стоит». Тогда мне предложили возглавить Венский оркестр. И все эти годы я почти не дирижировал русской музыкой...

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. На Украине начнут призывать больных ВИЧ и раком
  2. Путин провел совещание по экономическим вопросам
  3. Латвия начала копать противотанковые рвы у границы с Беларусью и Россией
  4. Песков: Франция продолжает говорить о вовлеченности в конфликт на Украине
  5. Шойгу: потери армии Украины за этот год превысили 111 тыс. человек
  6. В Госдуму внесен проект, позволяющий направлять невостребованное оружие в зону СВО
  7. В Финляндии предложили отрезать Калининград от России
  8. Дмитрий Медведев заявил, что «мирная конференция» от Швейцарии полезна для РФ
  9. ФСБ ликвидировала украинского диверсанта, приехавшего из Литвы
  10. День Победы в Москве в этом году будет самым холодным за последние 25 лет
  11. Лукашенко ознакомился с работой Центрального командного пункта ВВС и войск ПВО
  12. Ивлеева назвала «голую вечеринку» мероприятием, которое произошло «не в то время и не в том месте»
  13. ФОМ: Работу Путина положительно оценивают 83 процента россиян
  14. Слуцкий: Столтенберг пустил «шапку» по кругу - НАТО ищет еще 100 млрд долларов на помощь Украине
  15. В ЛНР задержали украинку по подозрению в шпионаже

Политика

Блинкену в Китае преподали очередной урок

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Поднебесную

МНЕНИЯ

Пантеон общих ценностей

Геннадий Давыдько

В Японии открылся фестиваль российской культуры

Красноречивое молчание

Павел Родионов

Кошмар все-таки – насколько деградировал МОК при Томасе Бахе

Немецкому Leopard опустили… хвост

Валерий Чумаков

Немцы обижаются тому, как в России «оскорбляют» их военную промышленность

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также