САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Виктор СУХОРУКОВ: Сниматься лысым больше не буду

Волна всероссийской кинематографической славы захлестнула Виктора Сухорукова после фильмов «Брат» и «Брат-2», спустя почти два десятилетия после окончания артистом ГИТИСа

За это время он много что пережил в жизни – театральную славу питерского актера, играющего в спектаклях Петра Фоменко, драму падения на дно жизни и радость воскресения, снялся в знаковых фильмах Алексея Балабанова. Но именно Виктор Багров, старший брат Данилы, поднял актера на пьедестал. Сцена на острове Мурано в Венеции говорит сама за себя. 

Актер Сухоруков прогуливался по набережной, наслаждаясь солнечным днем и полной затерянностью в туристической толпе. И вдруг истошный вопль «Вик-тор, Вик-тор!..» остановил его. Из кафе выскочил официант и, мешая сербские и русские слова, взволнованно стал говорить, как ему нравятся фильмы про «Брата», как он влюблен в его героя и в самого артиста и как счастлив, что увидел его в окно закусочной, в которой работает как эмигрант. Надо сказать, у Сухорукова глаз-алмаз, лучше любого критика разложит по полочкам свои творческие достижения. 

Твердо знает пятерку лучших фильмов, в тонкостях объяснит сложности взаимоотношений с гением Балабановым, порадуется признанию Говорухина и всегда найдет единственно верную манеру поведения в тех обстоятельствах, в которых находится. Вот почему, несмотря на то что на экраны вышло несколько фильмов с его участием – «Овечка Долли была злая и рано умерла» Алексея Пиманова, «Небесный верблюд» Юрия Фетинга, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Охрана» Александра Прошкина, «Уикенд» Станислава Говорухина, документальный фильм об Осипе Мандельштаме Ромы Либерова, особой радости не испытывает. 

– Интересен разве что фильм о Мандельштаме, где играю поэта за кадром, – говорит Виктор Сухоруков. Жанр определить сложно – здесь и компьютерная графика, и мультипликация, и документалистика. Я читаю стихи, рассказываю о жизни поэта, а на экране идут кадры, снятые в Армении и Петербурге. Они искусственно состарены под старые фото. Думаю, это будет сенсация. В мистическом триллере «Орлеан» играю ни много ни мало – совесть, которая преследует героев в разных обличьях и не дает им покоя. Снимали в Крыму, во время референдума, и я своими глазами убедился, что люди – от простого рабочего до бизнесмена – были счастливы видеть себя в России. «Овечка Долли» – фэнтези, переходящая в мелодраму, в которой молодые люди оказываются во времени молодости своих родителей. И понимают, что совсем их не знают: вернувшись в свое время, решают исправить ошибки родителей. Играю профессора Громозеку, изобретателя машины времени из 80-х годов, жаждущего встречи с молодыми коллегами. Я там с красивой шевелюрой – и решил, что больше не буду сниматься лысым. 

– Можно ли считать роль Павла I в картине «Бедный, бедный Павел» переломным моментом в вашей кинобиографии? 

– Не думаю, еще в 1989 году я сыграл главную роль в фильме Юрия Мамина «Бакенбарды». В 90-м познакомился с Алексеем Балабановым и сыграл в его картинах «Счастливые дни» (фильм показали в Каннах), «Замок» по мотивам Кафки, «Про уродов и людей». Снялся в роли заключенного Зуева, которому доверили роль Ленина в «Комедии строгого режима», а в 1997-1999 годах, когда снялся в «Брате» и «Брате-2», узнал, что такое популярность. Так что какие переломы, просто царя, можно сказать, сыграл в первый раз. А появился мой «Бедный, бедный Павел» в 2002 году. Помощница режиссера Виталия Мельникова Татьяна Бузян дружила с моей подружкой Наташей Дуловой, и Наташа предложила попробовать меня на роль Павла. Бузян с сомнением отнеслась к предложению, но все же пригласила меня на встречу с Мельниковым. Я был очень взволнован, у меня горели щеки, поднялась температура, я махал руками, изображая Павла истеричным солдафоном. С Виталием Мельниковым мы проговорили 45 минут, и, смотрю, режиссер тоже разволновался, хлопнул ладошкой по кожаному дивану и сказал: «Ну что, Татьяна, будем считать, что Павел у нас есть». Через несколько дней меня пригласили на встречу с Олегом Ивановичем Янковским. И до моего прихода Мельников, оказывается, сказал Татьяне: «Посмотрим, примет ли его Янковский». Мы доверительно поговорили, Олег Иванович курил свою вишневую трубочку и в итоге сказал: «Выбор правильный». Так началась моя история с Павлом. А картины «Брат» и «Брат-2» очень любят до сих пор. Роль Виктора Багрова Алексей писал специально для меня, так что не считаю ее особым актерским достижением. Фильм, конечно, выстрелил, коли даже в Америке 3-е издание продают, там картина называется «На пути домой». Что так задело людей? А то, что в фильме говорится о любви к Родине, показан герой, который любит мать, отца, брата, за товарища постоит. Там хороший сюжет, много интересной музыки, есть тайна. И сделана картина виртуозно. – По какому принципу выделили пятерку своих лучших фильмов 

– «Комедия строгого режима», «Про уродов и людей», «Бедный, бедный Павел», «Остров», «Агитбригада «Бей врага!»? 

– А разве вы не чувствуете, насколько они разные, в них можно разглядеть творческий диапазон актера Сухорукова – и гротеск, и сентиментальность, и склонность к мелодраматизму. Эти пять фильмов – как справочник моих возможностей: сатирическая «Комедия», мистическая драма «Про уродов и людей», историческое кино про царя, а как заставляет перевоплощаться роль в «Острове»!.. И какая образность – нет в этих картинах актера Вити Сухорукова, только мои персонажи. Очень люблю картину «Агитбригада «Бей врага!». Образом Никанора Калинкина я передавал привет своим кумирам. Всем солдатам, контуженым бригадирам и трактористам, начиная от Николая Крючкова и Петра Алейникова и кончая Георгием Юматовым и Евгением Урбанским, Роланом Быковым, Евгением Леоновым, Юрием Никулиным. Они учили меня актерству, воспитывали человека, а самое главное, внушили любовь к профессии и к Родине. 

– Недавно на «Золотом орле» вы были отмечены за роль следователя в картине Говорухина «Уикенд» – как вам игралось в роли человека такой профессии? Приходилось ли сталкиваться с ними в жизни? 

– Никогда с ними не сталкивался, и, слава богу, это все равно что со стоматологом встречаться. Но мой персонаж – современный Порфирий Петрович. Что говорить, я работал с уникальными режиссерами. С Алексеем Балабановым мы сделали пять картин и расстались. Он перестал меня снимать, причину я так и не нашел, но всегда могу сказать, что у меня был великий режиссер современности – Балабанов. А со Станиславом Говорухиным до фильма «Не хлебом единым» мы не встречались, он потом признался, что были у него сомнения. Две недели молча общался со мной, наблюдал, как я себя веду. И когда мы уже были на съемках в Приморской области и под конец поехали в экспедицию на Халиловский комбинат, он поднял рюмочку и за меня. Говорухин – суперпрофессионал, сниматься в его картинах «Не хлебом единым» и в «Пассажирке» было счастьем. 

– Как относитесь к байопикам, которые стали столь популярны? 

– Если биография интересна, почему нет. Зрителям всегда интересны картины про золушек и гадких утят, что ж говорить о биографиях великих людей. В «Звезде эпохи» – о Серовой – у меня был эпизодик, в «Екатерине Фурцевой» Хрущев, которого я сыграл, весьма основателен. Снимался я и в «Пути лидера» – о Назарбаеве. Это блистательная трилогия, в которой точно показан лидер, особенно в первом фильме «Небо моего детства», когда Назарбаев поехал учиться на Украину. Я играю педагога училища, в котором готовили казахских специалистов для строительства Карагандинского металлургического комбината. В фильме и сам Назарбаев снимался. Киноэпопею эту полезно посмотреть молодым. 

– Ставите ли вы в особый ряд фильмы, в которых присутствуют пушкинские и шукшинские мотивы? 

– В «Последней дуэли» сыграл полковника Галахова, которого придумала Наталья Бондарчук. В этой картине великолепен Сергей Безруков в роли Пушкина, да и мой Галахов, считаю, неплох. Что касается «Бакенбардов», это, конечно, сатирическая комедия, там Пушкин только знак, на самом деле под его именем зарождается военизированная организация. Что касается Шукшина, с удовольствием играю его чудиков, например, в фильме «Крепкий мужик», играл и в спектаклях по его рассказам. Вообще Шукшина люблю, очень жалею о том, что сегодня его подзабыли. 

– Как вы думаете, почему все-таки актер Сухоруков сегодня недостаточно востребован в кино? 

– Все актеры приписаны к агентствам, существует корпорация кастинг-директоров, а так как я никому не принадлежу, оказываюсь на обочине киноиндустрии. Но я не отчаиваюсь, Господь как будто за мной присматривает – не волнуйся, Сухоруков, сегодня театральная жизнь намного интересней, вот и работай. Я работаю в трех государственных театрах, хотя числюсь в труппе Театра Моссовета, где играю императора Домициана в «Римской комедии», Порфирия Петровича в спектакле «РРР» – по «Преступлению и наказанию», царя Федора Иоанновича в «Царстве отца и сына» по мотивам Алексея Толстого. В Театре на Малой Бронной играю «Тартюфа», в Театре имени Вахтангова – «Улыбнись нам, Господи!». В театральном агентстве «Свободная сцена» с большим успехом идет «Старший сын» Вампилова, где играю Сарафанова-старшего. С этим спектаклем мы не раз были в Минске. А «Римская комедия», поставленная к юбилею Георгия Тараторкина, идет с таким успехом, что пришлось обратиться к режиссеру постановки Павлу Хомскому с просьбой удлинить поклоны, настолько публика в ажитации.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Анатолий Вассерман: Точного повторения событий сейчас как в 1945 году не будет
  2. Анатолий Вассерман: Ограничения на взаимодействие Запада и Беларуси работают давно
  3. Анатолий Вассерман: Сближение России и Беларуси обусловлено экономическими причинами
  4. Анатолий Вассерман: Напрямую из Америки мы сейчас ничего не получаем
  5. Анатолий Вассерман: У Дональда Трампа хорошее знание плохого знания истории, как и у большинства американцев
  6. Анатолий Вассерман: Илон Маск не сможет стать 48-м президентом США
  7. Анатолий Вассерман: Я очень рад, что победил именно Дональд Трамп
  8. Анатолий Вассерман: Во взаимоотношениях США с Россией и Китаем разногласия только в плане, кого съесть первым
  9. Анатолий Вассерман: Дональд Трамп делает тощий переворот в американской политике
  10. Совещание с постоянными членами Совета Безопасности провел Владимир Путин
  11. Михаил Мишустин: Номинальный размер ВВП в 2024 году достиг исторического максимума
  12. Вячеслав Володин: Необходимо учитывать особенности региона для определения системы местного самоуправления
  13. Минобороны: ВС РФ освободили населенный пункт Дружба ДНР
  14. Вопросы защиты суверенитета обсудили депутаты Госдумы с коллегами по ПА ОДКБ
  15. Александр Лукашенко: Планируется увеличить производство троллейбусов до 300 единиц в год

Парламентское Собрание

Виктор Пинский: Интеграция – наш приоритет

О том, как успешно приводили к одному знаменателю нормативные акты России и Беларуси в 2024 году, «СВ» обсудило с Председателем Комиссии ПС по законодательству и Регламенту Виктором Пинским.

Политика

Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин поздравил учёных с Днём Российской науки

Российские учёные получили на свой профессиональный праздник от законодателей хороший подарок – серьёзное увеличение финансирования фундаментальных и прикладных научных работ

МНЕНИЯ

Сенатора нет, но дело его оживает

Валерий Чумаков

75 лет назад в США заработала настоящая современная Инквизиция

Загадочный полтинник

Павел Родионов

80 лет назад на конференции в Ялте решалось, какой быть послевоенной Европе

Релокантов — в «чумной» карантин!

Олег Зинченко

Наконец-то в кинотеатрах начали показывать настоящее кино про СВО.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также