САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Инесса Слюнькова: Мне верится в победу здравого смысла

Историк, искусствовед, доктор архитектуры Инесса Слюнькова стала лауреатом премии Союзного государства за 2013-2014 годы за три монографии о связи архитектуры и искусства Беларуси и России

А также проблемы взаимодействия культур Беларуси, Украины и России в системе влияния западного мира, взаимодействия восточной и западной христианских традиций. Эти три тома - Архитектура городов Верхнего Приднепровья XVII - середины XIX в. (Минск, 1992), Монастыри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси (М., 2002) и Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: пересоздание наследия (М., 2010) составляют своеобразную трилогию. Уникальное по широте охвата материала и глубине рассмотрения проблем исследование.

Сегодня главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Инесса Слюнькова отвечает на вопросы "СВ".

Справка: Инесса Слюнькова, родилась в Минске, училась на архитектурном факультете Белорусского политеха, окончила Московский архитектурный институт. Работала архитектором, научным сотрудником в Институте теории и истории архитектуры, главным архитектором музеев Московского Кремля. Автор свыше 220 публикаций, в том числе 9 книг.

- Инесса Николаевна, что стало первотолчком для такой грандиозной работы, длившейся около 20 лет, как Ваше исследование по архитектуре Беларуси в свете взаимовлияния культур России и Беларуси?

- Три книги в итоге, действительно, сложились в некое целое, но это не значит, что тема каждой из них была задана в самом начале. Концепция складывалась в процессе работы, в том числе, по мере бесконечных архивных и библиографических изысканий, экспедиций, раздумий, приращения профессионального мастерства. Несмотря на то, что первая книга посвящена Беларуси, основной темой моих занятий все же оставалась русская архитектура. В России в первую очередь востребованы работы по памятникам русской архитектуры. Русская архитектура и искусство бездонный и удивительно интересный пласт наследия, неисчерпаемый кладезь ценностей духовной, художественной культуры, которые рассыпаны по всем областям необъятных земель. Притом, как в Беларуси, так и в России существует масса пробелов в изучении произведений архитектуры и искусства. Как оказалось, многие из них не исследованы, что в условиях возвращения к рыночной экономике, грозило гибелью части историко-культурного наследия. Я занималась темами русской усадьбы, церковного и монастырского зодчества России, и при этом подспудно вызревала идея вернуться к Беларуси.

Во-первых, после первой книги стало очевидно, что более серьезная разработка материалов по монастырскому зодчеству Беларуси позволит ответить на многие вопросы, связанные с национальными особенностями белорусской культуры.

Во-вторых, тревожило то, что слабо разработана тема взаимодействия наших культур в период вхождения Беларуси в состав Российской империи, что давало основания для негативного толкования роли России в формировании Беларуси как национально-территориального образования в XIX веке. Коробило слово "русификация".

В-третьих, сыграл свою роль и внутренний протест против развала Союза, когда под грузом новых проблем на какой-то момент оказался исчерпанным интерес наших народов друг к другу. Например, в московских институтах не стало аспирантов и диссертаций по Беларуси, основной интерес коллег в Беларуси сводился к изучению западного вектора влияний. Мои проекты в ту пору могли показаться "экзотическими", и меня бесконечно радовало, что российские коллеги одобрили проведение работ по истории архитектуры Беларуси в Москве. Хотя 3-я книга в равной мере посвящена как Беларуси, так и России XIX века - в контексте взаимодействия культур. И я признательна Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств, в стенах которых были подготовлены 2-я и 3-я книги. Благодарна Российскому гуманитарному научному фонду, при помощи которого книги были опубликованы. Поддержка фонда оказывалась на конкурсной основе, и одобрение, полученное в результате жесткого творческого соревнования, для меня было очень важно. Изданы книги в издательстве "Прогресс-традиция".

- Что было самым сложным в этой работе, какая из книг далась труднее всего, и на каком этапе Вас как исследователя ждали открытия?


- Не припомню, чтобы на каком бы то ни было этапе, работа давалась легко. И это нормально, когда занимаешься профессией по призванию. Мне всегда как-то неловко было говорить людям, чем я занимаюсь. Потому что в ответ слышала восторженное: как это интересно! Настоящее искусство всегда несет в себе радость и глубокие переживания. Ты раскрываешь смысловые сущности произведения или явления искусства, его художественное значение во времени и в жизни. А открытия, честно говоря, появляются на каждом шагу. Например,"Иезуитский проект" начала XVIII века, точнее, "Проект уничтожения греко-российского исповедания на территории Речи Посполитой", ссылки на который встречаются сейчас на многих сайтах, я обнаружила в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Когда читала его, у меня по спине просто холод шел. Это рукописный документ, в котором излагается циничный план действий против православных и униатов. А именно - отрезать для православных священников и их детей путь к образованию, довести их до нищеты и бесправия, а затем уничижать и обличать в невежестве.

- Каков Ваш вывод относительно явления монастырского зодчества Беларуси как результата строительной деятельности православных, католиков и униатов во втором томе, не на этом ли этапе работы были сделаны основные открытия?

- На мой взгляд, не стоит писать книгу, если в ней не будут введены новые памятники, документы, изображения, а если удастся, то и более высокого уровня обобщения, постановка и решение искусствоведческих, культурологических проблем. В книге о монастырях, думается, присутствует и то и другое. Обратите внимание на то, что в телерепортажах жители Беларуси говорят о специфике белорусской культуры как соединении православной и католической традиций. Особенности белорусской архитектуры и искусства, возникшие в результате взаимодействия и взаимовлияния восточно-христианской и западно-христианской культур, собственно, и раскрываются в книге о монастырях Беларуси.

- Интригующе звучит название 3-й книги - Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: пересоздание наследия. Как можно "пересоздать наследие"? О чем, по-Вашему, неплохо было бы задуматься современникам, скользя взглядом по архитектурным сооружениям, которые являются их средой обитания?

- "Пересоздание наследия" - обратите внимание на то, как проводятся сегодня работы на памятниках архитектуры. Время выдвигает свои требования, и разрабатываются проекты по их реставрации и приспособлению. Бывший особняк преобразуется в офис или дом приемов: от здания остается главный фасад, вместо подвалов подземные гаражи, для увеличения площади делают новые пристройки и надстройки, используются новые материалы и технологии. Люди постарше помнят, как в советские годы храмы перестраивались под клубы, кинотеатры, зернохранилища и т.д. В 3-й книге речь идет о перестройке католических храмов в православные. Осуществлялась она на территории белорусских и окружающих земель во 2-й половине века, во время вхождения Беларуси в состав Российской империи. Впервые удалось рассмотреть это явление на обширном документальном материале, что позволило выявить основные противоречия процесса модернизации и использования историко-архитектурного наследия на предреволюционном этапе развития страны. Все, что происходило, в значительной степени влияло на общественное сознание.

Существует заблуждение, что архитектура определяется обликом фасадов. На самом деле, архитектура - это искусство организации пространства. Насколько грамотно, с точки зрения соответствия своему назначению, расположены и устроены снаружи и внутри дом, храм, город, насколько эстетически они отвечают нашим представлениям о красоте и комфорте - все эти требования следует адресовать архитектуре. Архитектура во многом определяет наше пребывание здесь и сейчас, она исподволь влияет на наше самочувствие и образ жизни. Почему жители гордятся расположенным рядом с их домом памятником архитектуры? Потому что он, прежде всего, неповторим и во многом определяет особенное лицо места, где мы живем, куда стремимся. Заметьте, как изменяется Беларусь по мере реставрации и благоустройства исторических городов и населенных мест. Ее не узнать. И никто из жителей не скажет, что недоволен восстановлением церкви, ратуши, костела.

- Что Вы почувствовали, узнав, что стали лауреатом премии Союзного государства?


- Каждому приятно признание его работ, тем более на уровне премии Союзного государства. Подавая документы на конкурс, я, признаться, вовсе не думала о победе, просто хотелось представить все три книги вместе, зная, что выполнены они на должном уровне, что читают их в России и Беларуси, а также в Украине, Литве, Польше. Но, честно говоря, не ожидала такой высочайшей оценки.

- Вы работали главным архитектором музеев Московского Кремля, могли бы сказать о ценности экспонатов в контексте мировых музеев подобного уровня.

- Это была очень ответственная работа, сопряженная с ежедневным решением массы проблем. От научных, проектных и организационных до практической реставрации и стройки. В Музеях Кремля представлены неоценимые сокровища и, прежде всего, уникальные Кремлевские соборы, которых нет более нигде, мне же предстояло включиться в работу по сохранению этих ценностей. Работа в Кремле дала мне непосредственное, буквально тактильное знание величайших святынь русской культуры, что оказалось важным для последующих искусствоведческих изысканий, стало серьезной профессиональной школой. И я благодарна специалистам, с которыми довелось вместе трудиться в музее.

- Что Вы думаете по поводу перспектив строительства Союзного государства, и почему славяне, так трудно объединяются, впечатление такое, что и Пушкин, и Тютчев с их прямыми призывами к объединению славянства, услышаны ими плохо?

- Воля народов к объединению очевидна. Очевидно также, что процессы объединения осуществляются на государственном уровне, нужна политическая воля и четко проработанный расчет по огромному спектру проблем. Мне кажется, процесс строительства общего государства затягивается именно потому, что скороспелые решительные действия могут привести к недееспособному государственному образованию. Но посмотрите, какими темпами возвращается интерес друг к другу, развивается взаимодействие в науке, образовании, архитектуре. В Минске создаются изумительные произведения современной иконописи. Вот бы устроить выставки этих работ в Москве, Петербурге, других городах. Так хотелось бы обсудить их с коллегами, а, по возможности, и приобрести. Мне кажется, что такие шаги навстречу друг другу очень важны для строительства Союзного государства.

- Как Вы думаете, на чем основана "правда" тех, кому западный путь развития кажется более привлекательным?

- Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Если совсем уж по-бытовому, то, на мой взгляд, для многих западный путь привлекателен как запретный плод и мечта о более устроенной жизни. Притом, всякий знает, что оказаться облагодетельствованным со стороны удастся далеко не каждому.

- Как Вам вспоминается детство? Вы же белоруска и все же верится ли Вам в благое объединение славян?

- Мои родители выросли в местечке Городец на Гомельщине, туда и возили меня летом. В основном, детство прошло в поселке Минского тракторного завода, где полжизни проработал мой отец, - для него это до сих пор важные годы, дорогие воспоминания. Начинал он там юношей и отнюдь не с должности директора, а чернорабочим. Завод вырос после войны, в чистом поле, и во многом благодаря трудовому и творческому единению народов: приезжали специалисты и просто искавшие работу из союзных республик и оставались навсегда. А их дети уже вырастали в белорусской культуре, и воспринимали ее как родную.

Мне в одинаковой степени близки Беларусь и Россия, поэтому премия Союзного государства - самая ценная для меня награда. Мне верится в победу здравого смысла. Объединение наших народов основывается на самоуважении и любви к ближнему. На исполнении правила, помогать, в первую очередь, близкому тебе по крови, сородичу.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также