САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Эволюция «Кинотавра»: вперед, к зрителю!

Главный приз 24-го «Кинотавра» получил фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил».

Главный приз 24-го «Кинотавра» получил фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил».

«Географ» стал абсолютным фаворитом фестивальной публики, начиная  с председателя основного жюри Александра Митты и заканчивая зрителями. Картину эту также отметило впервые учрежденное жюри кинопрокатчиков, а приз за лучшую мужскую роль – учителя географии Виктора Служкина – получил Константин Хабенский. Фильм снят по роману пермского писателя Алексея Иванова. Действие перенесено из 90-х в наше время, а пьющий географ, из разряда «белых ворон», обладает набором тех качеств, которые отличали всегда подлинных интеллигентов на Руси, правда, путающих порой в своих «полетах» сон и явь. И десятиклассники, наблюдая этого нестандартного учителя, которого, в конце концов, увольняют из школы после едва не ставшего роковым похода со сплавом по бурной реке, осознают, что географ успел вложить в их души и головы главные нравственные категории – и как же им будет недоставать его… В картине сошлось все – великолепный сценарий, режиссура, операторская работа Владимира Башты, музыка (приз им. Микаэла Таривердиева Алексею Зубареву), актерские работы. А сколько в ней юмора, остроумных диалогов, которые уже «уходят в народ». Нет сомнения, зрители забудут о попкорне на просмотре этого фильма. 
     
Собственно, 24-й «Кинотавр», открывшийся остросоциальным триллером «Weekend» Станислава Говорухина, с самого начала был развернут в сторону зрителя. Президент фестиваля Александр Роднянский так обрисовал состояние современного российского кинематографа: на головы зрителей по-прежнему обрушивается «шторм огня и металла в виде качественных голливудских киноаттракционов», и по-прежнему «очевиден перевес кино авторского, со всеми его штампами и мрачно-депрессивными настроениями, лишенного живых эмоций и характеров, а главное – закодированного от зрителя». «Задача фестиваля, – сказал А. Роднянский, –  собрать все, что сделано в обоих сегментах российского кино, и с помощью профессионалов и прессы помочь авторам привлечь внимание публики». И призвал авторов «осознать свою реальную зависимость от зрителя».
     
В конкурсе участвовало 12 картин, из них 5 – дебюты и одна документально-игровая лента Виталия Манского. Именно этот фильм – «Труба», о газопроводе «Западная Сибирь – Западная Европа», объединившем людей, живущих в Сибири, на Украине, в Белоруссии, Польше, Чехии и Германии, получил приз за режиссуру и главный приз Гильдии кинокритиков. Виталий Манский – старожил «Кинотавра», и его недавние ленты «Девственность» и «Родина или смерть» всегда вызывали интерес публики, но призов не приносили. Было очевидно, что столь высокое признание «Трубы» растрогало режиссера. Съемочной группой преодолены тысячи километров в трейлере, проделала колоссальная работа, на рабочий стол режиссера легло 200 часов отснятого материала – пейзажи, монологи и диалоги, репортажная съемка и постановочные жанровые сцены. В задачи Манского не входило кого-либо критиковать, обличать, наставлять, он хотел показать, как живут люди вокруг Трубы. И, надо сказать, мы увидим множество горестных моментов, и именно на территории России и сопредельных славянских государств – Украины и Белоруссии, патриархальный уклад в которых, в отличие от пространств Чехии, Германии и даже Польши, еще слишком силен, новые времена на нем пока не отпечатываются. Порой режиссера начинаешь подозревать в тенденциозности.



На фестивале были показаны четыре ленты, участвовавшие в мировых киносмотрах, – «В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова открывала осенью Римский фестиваль, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко участвовала в римском конкурсе, а «Отдать концы» Таисии Игуменцевой и «Майор» Юрия Быкова – в недавнем каннском. И только работа Федорченко была отмечена за сценарий (Денис Осокин), операторскую работу (Шандор Беркеши), а также дипломом Гильдии кинокритиков. Совершенно неоправданно не замечен остросюжетный триллер «Майор» Юрия Быкова, вызвавший ажиотаж в Каннах, – картина о борьбе добра и зла в душе полицейского, сбившего мальчика на дороге. Объяснили неактуальностью картины, согласиться с этим трудно.                                                                                  
     
Лучшей актрисой стала Юлия Ауг, знаменитая тем, что не стесняется обнажаться в кино и играть всякого рода интим, на пресс-конференции она так и сказала, что тело актрисы – такой же инструмент, как ее внешность и голос (вспомните «Овсянок» Алексея Федорченко, в «Небесных женах» у нее также одна из центральных новелл). Но приз Юлия получила за участие в фильме Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Интимные места» (приз за дебют), вызвавшем небывалый ажиотаж у части публики. Фильм поднимает проблему дисгармонии семейных отношений, одиночества вдвоем, подавленной сексуальности. Такого количества обнаженки зритель не видел, пожалуй, никогда… Апологеты фильма твердят о тонком психологизме, глубине и огромной любви к человеку – я среди тех, у кого картина не вызвала таких нежных чувств, а скорее наоборот.     
     
В конкурсе «Короткого метра» победил фильм Тимофея Жалнина «F5» – о том, какую большую цену платит тот, кто предает свои идеалы в искусстве. Удивителен темпоритм, в котором танцуют и живут героини – юные исполнительницы танца-модерн, танца F5, обновленного самим временем.  
    
В этой же программе была показана копродукция российского режиссера Константина Фама «Туфельки» (Беларусь, Россия, Чехия, Польша, Франция), снятая в Белорусском видеоцентре. Международный проект посвящен жертвам холокоста, в котором погибло более 6 млн евреев, в фильме рассказывается история красных женских туфелек, начавшаяся перед войной в витрине модного магазина и закончившаяся в Освенциме. В фильме нет диалогов, звучит музыка, а в кадре появляются лишь ноги, но зритель с волнением прослеживает историю любви молодой пары и их гибели в концлагере. Фильм снимался в нескольких странах несколькими операторами, в том числе главным оператором канала ОНТ Сергеем Новиковым из Беларуси. Константину Фаму, в отличие от Спилберга, удалось получить разрешение на съемку документального, правда, кадра на территории концлагеря. В этом кадре – братская могила обуви, и в ней –  помятые красные туфельки... 
     
Тема никого не оставила равнодушным – Фаму помогали суперпрофессионалы из Чехии и Голливуда. 
     
В Сочи не первый год с успехом показывают «Кино на площади». С этого года работает зрительское жюри, приз зрительских симпатий вручен фильму Николая Лебедева «Легенда №17». Так что на «Кинотавре» не только теоретизируют по поводу зрителя, но и делают реальные шаги ему навстречу. 

Сочи – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

Обесцененная жизнь

Татьяна Вахромеева

Игры с эвтаназией в Европе становятся все более трагичными

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также