САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Анна Попова

Мы пойдем сегодня в порт

«Как провожают пароходы, совсем не так, как поезда…» А действительно - в чем разница? Москвичи теперь смогут это узнать на собственном опыте: после многолетней реставрации распахнул двери Северный Речной вокзал

Кто-то изобрел машину времени: прогулка словно переносит в кадры советского кино. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

ТЕРРИТОРИЯ ЗОВЕТСЯ АКВАТОРИЕЙ

С воздуха величественное здание похоже на огромный корабль, который держит путь к шлюзам, открывающим ему дорогу к пяти морям - Балтийскому, Азовскому, Белому, Каспийскому и Черному.

Сталинский ампир, но какой: воздушные светлые галереи-палубы, шпиль, словно труба теплохода. А внутри - мрамор стен, гербы союзных республик, майоликовые панно о счастливом будущем.

Архитектор Алексей Рухлядев не ограничился лишь функциональным назначением вокзала: для него это было не только место, где дожидались своего рейса пассажиры, но и пространство, в котором люди встречались и отдыхали. Такой подход был новаторским, и его быстро переняли другие города - опыт использовали затем в Нижнем Новгороде и Красноярске.

Так продолжалось до начала 90-х: желающих отправиться в «речную кругосветку» становилось все меньше, парк судов ветшал. Приходил в упадок и сам Речной вокзал.

В 2009-м здание закрыли на реставрацию. Но началась она лишь пару лет назад: по архивным документам четыре сотни архитекторов восстанавливали облик и внутреннее убранство. Сохранились эскизы практически каждого элемента декора - от дверей ручек до циферблата на часах.

КАНАТКА ДО ВТОРОГО ПРИЧАЛА

Все семнадцать причалов восстановили, очистили дно реки от мусора - теперь отсюда одномоментно могут уходить по четыре судна, а за день в путешествие способны отправиться два десятка кораблей. За сезон обещают отправить в Нижний Новгород, Питер, Углич, Кострому, Ростов-на-Дону и другие города больше полутора миллионов человек.

В здании вокзала работает ресторан «Волга-Волга» с ретро-кухней. А музей «Московский транспорт» будет проводить тут выставки. Следующим летом обещают даже сделать на набережной бассейны.

Добраться со временем станет еще проще: от «Сходненской» к «Речному вокзалу» запустят канатную дорогу.

Мы пойдем сегодня в порт
 

Все детали здания восстанавливали по документам. Вплоть до самых мелочей. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

ЗВЕЗДОЧКА МОЯ ЯСНАЯ

Шпиль башни увенчан массивной звездой. Историки спорят, откуда она взялась, уж больно похожа на ту, что в 1935 - 1937 годах украшала Спасскую башню Кремля. Первые советские звезды были покрыты золотом и инкрустированы уральскими самоцветами. Словно флюгеры, они должны были вращаться от потоков ветра и сиять над всей Красной площадью.


Гладко было на бумаге - драгоценные камни от капризов погоды потемнели, да и сами звезды выглядели непропорционально большими. Так что в 1937-м их решили заменить на более простые рубиновые.

Так звезда со Спасской башни оказалась на Северном Речном вокзале. Хотя некоторые возражают: демонтаж на Красной площади был осенью, а на башне вроде как появилась еще весной. Кстати, своего места она не покидала ни разу, за исключением страшного 1941 года - тогда все приметные

с воздуха опознавательные знаки, по которым немцы могли навести свои орудия, сняли или закрыли фальшивыми декорациями.

Кажется, какие еще сюрпризы может таить водный транспортный узел? Шпиль, на котором возвышается звезда, на самом деле раздвижной. Удивились? Еще бы: авторы задумывали его как маяк. Началась навигация - он поднялся, закончилась - опустился.

Конструктивно все было продумано отлично, но все-таки «гармошкой» шпиль работал нечасто, к примеру, по случаю окончания Великой Отечественной. Видимо, опасались, не сломался бы от потоков ветра. Теперь будет работать, как и предполагалось.

С ВЕТЕРКОМ

НА ТЕПЛОХОДЕ МУЗЫКА ИГРАЕТ

Мы пойдем сегодня в порт
 

Белоснежные камешки на набережной – модная альтернатива скамейкам. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

В музыкальном фильме «Волга-Волга» героиня Любови Орловой вместе с другими самодеятельными музыкантами отправляются на колесном пароходе «Севрюга» в Москву на творческую олимпиаду. А прибывают на двухпалубном теплоходе типа «Иосиф Сталин», поновее да побольше. Целая флотилия таких судов была создана специально для перевозок по Каналу Москвы на заводе «Красное Сормово». По водной артерии курсировали также «Вячеслав Молотов», «Михаил Калинин» и «Клим Ворошилов» - на двести с небольшим человек каждый. А еще - полдюжины катеров на три сотни пассажиров и столько же небольших судов вместимостью 150 путешественников. Позже по каналу начали ходить теплоходы с именами Героев Советского Союза и «птички» - «Буревестники», «Ласточки» и «Соколы». А в более позднее время - скоростные «Ракеты».

ТОЛЬКО ФАКТЫ

НЕКРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Центральная часть здания украшена башней с часами, которые после реставрации вновь отсчитывают минуты до отправления теплохода. Интересно, что, по одной из легенд, раньше ход времени тут отмеряли куранты с колокольни Волоколамского Воскресенского собора.

Так это или нет, уже не определить, поэтому реставраторы следовали замыслу архитектора - восстановили оригинальный золотой цвет минутных делений, стрелок и цифр.

Вернули первоначальный облик и фигурам, украшающим башню вокзала. Кстати, Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец - работы Ромуальда Идко, уроженца белорусского Слуцка.

хроника

НАВСТРЕЧУ ВОЛГЕ

Многие десятилетия данные о строительстве Канала имени Москвы были засекречены. Все потому, что его возводили заключенные Дмитлага.

«… коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги», - говорилось в постановлении пленума ЦК ВКП (б). По-простому это означало, что проложить канал между двумя водными артериями надо было любой ценой.

«Дорогу» протяженностью 128 километров и глубиной 12 метров начали строить осенью 1932-го. Через четыре с лишним года произошло историческое событие: Волгу «остановили» - начали наполнять водой из реки (и одновременно из Икши, Учи и Клязьмы) Московское море и новый канал. Спустя меньше чем месяц волны плескали на всем его протяжении. А 2 мая 1937-го теплоходы впервые прошли по шлюзам от Волги к Северному Речному вокзалу. В июле началось постоянное движение.

В цифрах все выглядело по-советски масштабно: 109 километров каналов, по которым могли курсировать суда, одиннадцать шлюзов и три плотины, восемь земляных дамб и столько же аварийных ворот. И страшно: за время строительства на участке от Дубны до Тушина скончались не меньше тридцати тысяч человек - и вольнонаемных, и тех, кто отбывал заключение в Дмитровском исправительно-трудовом лагере.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

Лыжню, лыжню!

Анатолий Заусайлов

Российских и белорусских лыжников могут допустить до зимней Олимпиады в Милане

Молодежь России полюбила санатории

Михаил Панюков

В том числе и на территории Беларуси

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также