17 Сентября 2019 года / Текст:  Борис ОРЕХОВ / К номеру: 42  (865)

Щит-невидимка для истребителей

В Барановичах создали уникальную систему авиазащиты

Щит-невидимка для истребителей

На крупнейшем авиафоруме Беларусь – постоянный участник. Каждый год она представляет свои новые разработки. Фото: Михаил Фролов//kpmedia.ru

На авиасалоне МАКС-2019 одной из самых представительных и разнообразных была белорусская экспозиция. Свою продукцию в Жуковский привезли десятки предприятий республики. Но самую внушительную экспозицию представил 558-й Авиационный ремонтный завод из города Барановичи.

О сегодняшнем дне прославленного предприятия, о выпускаемой здесь уникальной технике, о сотрудничестве с российскими коллегами корреспонденту «СВ» рассказал заместитель директора завода по развитию Александр Воробей.

БЕЗ СОСЕДА НИКУДА

- Мы с Россией не можем не сотрудничать, - сказал он в самом начале беседы. - Завод специализируется на ремонте авиационной техники, которая была произведена еще в Советском Союзе или уже российскими предприятиями. Скажу больше: мы - единственное предприятие на постсоветском пространстве, которое ремонтирует такой большой по номенклатуре объем авиационной техники. Практически всю линейку «суховских» машин, начиная с фронтового бомбардировщика Су-17, который был основным ударным самолетом советских ВВС еще во время войны в Афганистане и до сих пор стоит на вооружении ряда стран. А еще - штурмовики Су-25, истребители Су-27 и Су-30 различных модификаций. Из микояновских машин наш давний клиент - истребитель МиГ-29. Помимо самолетов активно занимаемся и вертолетной тематикой. Ремонтируем и модернизируем наиболее массовые машины - Ми-8, Ми-17, Ми-24,

Ми-35. Номенклатура, как видите, очень большая. Поэтому, не имея хороших контактов с предприятиями в Российской Федерации, где изначально производилась и производится вся эта техника, ни один самолет или вертолет в принципе отремонтировать невозможно. Запасные части, конечно, берем только на российских предприятиях.

- Советская и российская авиатехника стоит на вооружении в десятках государств. Заказы каких стран вы выполняете?

- География очень обширная. В свое время СССР поставлял самолеты и вертолеты в самые разные страны. И в Азию, и в Африку, и в Южную Америку. Так что заказов на ремонт хватает. Правда, конкретные страны называть не буду, это коммерческая тайна. Но факт - советские самолеты, выпущенные несколько десятилетий назад, по-прежнему в строю, что лишний раз говорит о высоком качестве и надежности машин. Не далее как пару месяцев назад к нам обратилась одна из стран - потребовалась помощь в ремонте фронтовых бомбардировщиков Су-22, экспортного варианта Су-17. К слову сказать, в свое время наш завод специализировался именно на этих машинах. Сдавали заказчикам по 15 самолетов в месяц. Всего же отремонтировали более 1600 машин.

- Сразу возникает закономерный вопрос: производство Су-17 завершилось в 1990 году. Где сейчас найти запчасти и комплектующие для ремонта?

- Вопрос решаемый. Плюс надо учесть, что сам по себе Су-17 не такой сложный самолет, включая бортовую электронику. Мы очень плотно сотрудничаем с разработчиками машин. Например, совместно с КБ «Сухого» или РСК «МиГ» решаем вопросы по продлению ресурса планера истребителей, поступающих к нам на завод. Скажу больше: наше предприятие - единственное, кому удалось осуществить второй капитальный ремонт истребителя МиГ-29. Сейчас совместно с микояновцами рассматриваем вопрос третьего капитального ремонта.

ИЗОБРЕТЕНИЯ

РИСКНУЛИ - И ПОЯВИЛСЯ «САТЕЛЛИТ»

ТАКОГО НЕТ ДАЖЕ В НАТО

- Ремонт различной авиатехники - далеко не единственный ваш конек. Также завод выпускает уникальную аппаратуру радиотехнической защиты «Сателлит». Говоря по-простому - глушилки для ракет и радаров противника.

- Наша разработка позволяет защитить не только самолеты, но и вертолеты, причем как боевые, так и гражданские. Сейчас рассматриваем возможность установки «Сателлита» на морские корабли. Система многофункциональная. Не только сбивает с толку ракеты, уводя их в сторону, но и забивает помехами локаторы самолетов противника, нарушает режим работы наземных РЛС. Для «Сателлита» не нужна даже персональная точка подвески, он легко может крепиться сверху на тот же пилон, к которому подвешивается одна из ракет. Что не снижает боевой потенциал самолета.

По своим размерам не идет ни в какое сравнения с теми станциями подавления, которые выпускались раньше. Допустим, известная «Сорбция» на фоне нашего «Сателлита» просто огромная и весит больше. К тому же для нее требуется отдельная точка подвески. Но главный минус в том, что бьет такая глушилка не только по противнику, но и по своим. Включив «Сорбцию», летчик вынужден одновременно вырубать локатор своего самолета, поскольку она забивает его помехами, делая невозможным перехват воздушной цели. Наш «Сателлит» направлен строго на чужие объекты. Правда, есть одно «но» - наш аппарат может работать только по ракетам с радиолокационными головками наведения. По тепловым - пока нет. Но, думаю, что этот единственный недостаток «Сателлита» мы также устраним - вопрос времени.

- В России есть аналогичные по характеристикам разработки?

- Я о них не знаю. Возможно, и есть. Кстати, судьба «Сателлита» складывалась на первых порах непросто. Авторы никак не могли реализовать свою прорывную идею на практике. Они стучались во многие двери, но их задумку считали неосуществимой в принципе. Мы, однако, решили рискнуть и вложили свои деньги в реализацию разработки. Так появился просто «Сателлит». Сегодня выпускаем «Сателлит-М», который значительно превосходит по характеристикам самый первый вариант изделия.

- На Западе аналоги есть?

- Точно нет. В некоторых странах НАТО пытались сделать, но у них ничего не получилось.

ЗАДАЧА С ОДНИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

- Вы производите и разведывательные беспилотники?

- Тут тоже история интересная. Когда перед нами поставили задачу создать такие аппараты, именно белорусские, мы стали думать - как? Нужны авиационные конструкторы, но в республике в вузах их не готовили. Пришлось искать варианты. Приглашали даже людей, которые занимались авиамоделизмом. На самом деле моделисты - лучшие конструкторы. Они знают, как делать летательные аппараты с нуля. Правда, поначалу мы полагали, что самое главное - сделать планер, который летает. Но оказалось, это не далеко не все. Самое сложное - начинка аппарата. В итоге на все про все у нас ушло примерно шесть лет. Задачу решили. Практически все комплектующие для наших беспилотников - белорусского производства. Есть повод для гордости и за завод, и за страну в первую очередь.

Комментарии


Другие статьи раздела

Общество

На пороге «вишневой» зимы

Белорусские синоптики ждут климатических рекордов - до плюс семнадцати в ноябре. А на Якутию движутся 50-градусные морозы

Отдых в законе

Электронные договоры, кубышка для форс-мажоров и ответственность пополам. Новый правила на туристическом рынке могут появиться в Беларуси уже в следующем году

Водородный трамвай – бомба!

Испытания нового, опытного вагона проходили на Московском проспекте Санкт-Петербурга под удивленные взгляды прохожих. Он ехал, не касаясь контактной сети

Романтики с ударных строек

Шесть тысяч парней и девчонок из стран СНГ и Балтии съехались в Москву, чтобы отметить 60-летие студенческих отрядов в России, вспомнить, как все начиналось, и установить песенный рекорд

Поднялся в небо на одном крыле

На месте будущего Ржевского мемориала вырос грандиозный курган, а в мастерской заканчивают отливку памятника Советскому солдату. Корреспондент «СВ» побывал на строительстве монумента в Тверской области

«Зайчик» мог стать «зубриком»

Белорусский рубль в этом году отмечает 25 лет. За четверть века национальная валюта трижды деноминировалась и меняла внешний облик.

Читайте также

Общество

На пороге «вишневой» зимы

Белорусские синоптики ждут климатических рекордов - до плюс семнадцати в ноябре. А на Якутию движутся 50-градусные морозы

Трибуна депутата

Время оглянуться назад

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Виктор Чайчиц рассказал «СВ» о развитии цифровизации, региональном сотрудничестве и о технологичности переписи населения

Союзное государство

Торговый поток в верное русло

О том, что мешает двусторонней торговле наших стран, буксующих программах и справедливом распределении средств дискутировали депутаты Комиссии ПС по экономической политике в Минске

Политика

Владимир Путин о технологическом прорыве: Гонка будет самой жесткой и бескомпромиссной

Президент России поставил задачу вывести страну в лидеры по созданию искусственного интеллекта

Экономика: интеграция

Цифра рубль бережет

Выдача кредита по одному только голосу, получение привилегий по количеству подписчиков в соцсетях и страны без денег. В Минске обсудили, куда будет двигаться рынок финансовых услуг

Культура

Двенадцать колен шагаловых

Нежность в цвете и зимние сказки знаменитого художника покажут в «Новом Иерусалиме»



Политика

Владимир Путин о технологическом прорыве: Гонка будет самой жесткой и бескомпромиссной

Президент России поставил задачу вывести страну в лидеры по созданию искусственного интеллекта

Политика

Александр Лукашенко: Весь мир движется к искусственному интеллекту

Не успел Президент Беларуси вернуться из Объединенных Арабских Эмиратов, как сразу отправился с официальным визитом в Австрию

Общество

На пороге «вишневой» зимы

Белорусские синоптики ждут климатических рекордов - до плюс семнадцати в ноябре. А на Якутию движутся 50-градусные морозы

Союзное государство

Торговый поток в верное русло

О том, что мешает двусторонней торговле наших стран, буксующих программах и справедливом распределении средств дискутировали депутаты Комиссии ПС по экономической политике в Минске

Союзное государство

На границе туристы ходят хмуро

Россияне и белорусы спокойно перемещаются по Союзному государству. А вот для иностранцев свободного проезда нет. Насколько наши страны продвинулись в вопросе о взаимном признании виз?

Союзное государство

У нас в Казани «МАЗ»! А у вас?

Татарстан входит в пятерку ведущих торговых партнеров Синеокой среди российских регионов. И с каждым годом совместных начинаний все больше: это развитие сети магазинов белорусских товаров, программы обновления городского автопарка и многое другое

Общество

Отдых в законе

Электронные договоры, кубышка для форс-мажоров и ответственность пополам. Новый правила на туристическом рынке могут появиться в Беларуси уже в следующем году

Союзное государство

Кунак кунака видит издалека

Общие фестивали, концерты, выставки и гуманитарные проекты наполняют союзную жизнь реальным содержанием. Главы регионов, сенаторы и депутаты предлагают освежить ее новыми проектами

Политика

Что делать?!

Как удержать Беларусь от слишком тесных связей с Россией? Именно так ставят вопрос политические круги США, разыгрывая новую пьесу на европейской политической авансцене

Культура

Двенадцать колен шагаловых

Нежность в цвете и зимние сказки знаменитого художника покажут в «Новом Иерусалиме»