САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Наша быль

«Съемки в реальных местах боев помогают прочувствовать реалии войны, судьбы участников обороны, сопричастность к военному прошлому. Дают представление об основополагающих моментах обороны крепости: о нехватке боеприпасов, медикаментов, продовольствия, воды, об отсутствии связи с командованием дивизий и армии, о многонациональном составе гарнизона и участии гражданского населения…»
Валерий Губаренко, генерал-майор, главный консультант, директор Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»

«Съемки в реальных местах боев помогают прочувствовать реалии войны, судьбы участников обороны, сопричастность к военному прошлому. Дают представление об основополагающих моментах обороны крепости: о нехватке боеприпасов, медикаментов, продовольствия, воды, об отсутствии связи с командованием дивизий и армии, о многонациональном составе гарнизона и участии гражданского населения…»
Валерий Губаренко, генерал-майор, главный консультант, директор Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»

Воссоздать на экране правдивую картину происходящих событий – творческая задача не из легких. Однако создателям картины «Брестская крепость» это удалось – именно историческую достоверность отмечают многие зрители как один из секретов успеха киноленты. Автор идеи, продюсер, председатель ТРО Союза Игорь УГОЛЬНИКОВ рассказал об истории создания картины.

– Игорь Станиславович, на меня произвело впечатление то, как тщательно создатели фильма подошли к вопросу о воссоздании исторической правды…
– Я настаивал, чтобы это снималось в крепости. Чтобы консультанты работали с актерами прямо на месте событий. И я был прав. Правда и память этих мест сработали. Героическая и трагическая аура, если хотите, стала определяющей для поведения всех участников процесса. Я видел, как актер Андрей Мерзликин, исполнитель главной роли – Кижеватова, внимательно слушал про все, что тут говорилось, как он заставлял пограничников показывать и объяснять ему некоторые детали, как он читал документы. И каким он был потом на съемках. Какая-то особенная наполненность тематикой и эмоциями была на площадке… В общем, я не ошибся. Причем такой эмоциональный подъем был у каждого – от актеров до массовки. Ведь у нас каждый второй житель Бреста снялся. Однажды таксист, который меня подвозил, сказал: «Как жаль, что я не снялся в этом фильме». И для меня это было дорого. Мне кажется, фильм для многих его участников станет очень важным событием в жизни и творческой карьере.  
– О войне снято так много, что наверняка у всех, кто снова берется за эту тему, возникает проблема преодоления сложившихся стереотипов и штампов…
– Это была самая главная задача режиссера-постановщика Александра Котта. Пережить это все заново – и не исказить историческую правду. И при этом остаться интересным современному зрителю. По-моему, ему это удалось.
Приходилось все время идти на компромиссы. На общественное обсуждение сценария пришлось пойти. Хотя это нонсенс – обсуждать сценарий должны только художники, продюсеры и заказчики картины. А тут все бросились дискутировать по поводу ряда эпизодов – пришлось после обсуждения переделывать сценарий. Например, ветераны категорически, вплоть до угроз написать об этом президентам, не хотели оставлять сцены, где люди сдаются в плен. «Не мог советский солдат сдаться в плен, да уж тем более в таком масштабе». Я ссылался на документы и на мнение наших консультантов в крепости, которые документально подтверждали данные о том, что большая часть солдат сдалась, что в первые дни войны всех преследовал жуткий страх, такой страх, что солдаты повязывали себя подушками, чтобы не поцарапаться от осколков. Я настаивал на том, что, показав такой массовый страх, мы подчеркиваем героизм и мужество тех, кто остался в крепости, кто принял решение сражаться до последнего патрона.  
– Насколько важна вам была правда в деталях, помогающих воссоздать картину того времени?
– И в костюмах, и в реквизите, и в аксессуарах, и в вооружении героев фильма должна быть предельная точность, и она была соблюдена. Художник по костюмам Сергей Стручев пришел в эту картину после фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2». Было сшито очень много военной формы. Мы даже один комплект обмундирования нашли на чердаке в Бресте – форма пограничника 41-го года, представляете, какая уникальная ценность! Уникальна и сама декорация – в современном отечественном кинематографе вы точно не найдете аналогов, даже на исторических проектах последнего времени. Первоначально мы планировали сделать декорацию с использованием самого мемориала, но выяснилось, что это делать невозможно и по этическим соображениям, и по практическим. Невозможно «взрывать», невозможно достраивать. Поэтому начали строить сами. Но при строительстве ворот выяснилось, что сначала нужно еще и «разминировать» эту территорию. Было вырыто полторы тысячи предметов тех времен, даже бомбы были неразорвавшиеся. Вот так постепенно наша декорация обрастала и обустраивалась и приобрела очень реальный вид.
– Скажите, как вели себя и что чувствовали на съемках люди – пожилые и молодые?
– Это брестчане. Им объяснять, что здесь происходило и как на это нужно реагировать, не приходилось. Казалось бы, 65 лет со дня Победы и почти 70 – с начала войны, а все это очень живо в нас.  Мое поколение все-таки успело эмоционально, душевно воспринять историю и атмосферу того времени от наших родителей. А вот наши дети уже далеки от него.
– Так вот для них-то и важны такие фильмы, как «Брестская крепость». Это как раз и вызывает в молодых людях тот эмоциональный порыв.
– Любые акции, воскрешающие память о войне и нашей Победе, крайне важны. Это обязательно нужно делать как в своей стране, так и во всем мире, поскольку, что греха таить, умалчивается заслуга Советского Союза в Победе над гитлеровской Германией. Вот это надо показывать и отстаивать историческую правду. Два года назад, 22 июня мы помолились в мемориале, попросили у тех, кто лежит там, в той земле, разрешения снять фильм о них. Сделали это вторично через год. И перед началом съемок. Я чувствую их помощь и огромную ответственность перед ними.

*   *   *
Когда мы прощались, Игорь Станиславович вдруг вспомнил почти мистический эпизод. По сценарию, в конце картины последний защитник должен был выйти из разрушенной крепости на чистый, белый, только что выпавший снег. Очень нужен был именно такой кадр. Но в Беларуси в это время снег – нечастый гость. К тому же остался только один последний, расписанный в бюджете день съемок – 15 октября. Многим из группы в эту ночь не спалось… А когда наутро первым делом бросились к окнам, увидели тот самый чистый первозданный снег, который подарило фильму небо над Брестом.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Сергей Лавров: США не выполнили обещание освободить россиян с танкера «Маринера»
  2. Кремль: Россия не получала приглашения на встречу G7 в Париже
  3. Кирилл Дмитриев прибыл в Давос, где планируется его встреча с Уиткоффом и Кушнером
  4. Сергей Лавров: Москва получила от США проект устава Совета мира по Газе
  5. Союзные депутаты обсудят равные права граждан Беларуси и России на медпомощь
  6. В Минске подписан план сотрудничества Беларуси и ООН на 2026 год
  7. Аграрии Беларуси и Татарстана договорились о расширении сотрудничества в АПК
  8. 21 января пройдет совместное заседание обеих палат белорусского парламента
  9. Сергей Лавров: Европа готовится к войне с Россией и давит на США по украинскому вопросу
  10. Сергей Лавров о действиях США в Венесуэле: это грубое вооружённое вторжение
  11. Александр Лукашенко подписал указ о повышении пенсий с 1 февраля
  12. Сергей Лавров подводит итоги работы российской дипломатии за 2025 год на большой пресс-конференции
  13. Силы ПВО за ночь сбили 32 украинских БПЛА над регионами России
  14. Александр Лукашенко рад морозной зиме, но требует особого контроля за теплотрассами
  15. Трамп пригласил Лукашенко стать учредителем Совета мира по Газе

Парламентское Собрание

Иван МЕЛЬНИКОВ: Инициативы озвученные в Волгограде надо развивать и масштабировать

Заместитель Председателя ПС рассказал «СВ» о планах союзных депутатов на наступивший  год

Политика

Александр ЛУКАШЕНКО принял участие в крещенском купании

Минус пятнадцать на градуснике. Не каждый отважится в такой колотун залезть в ледяную воду. Но президента Беларуси мороз никогда не останавливал – традиция есть традиция

МНЕНИЯ

Конец Куршевеля

Кристина Воробьёва

Отдых на знаменитом курорте становится всё более опасным

Крысы развитой демократии начинают поедать себе подобных

Олег Зинченко

Выживший и станет вожаком этого отродья.

Дональд, трепещи!

Анатолий Заусайлов

Отпор американцам в Гренландии готовы дать чуть больше трех десятков европейских вояк

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также