Сергей Пахомов: Белорусский опыт – в помощь РФ при взыскании долгов по ЖКХ
О том, как это будет выглядеть, он рассказал на пресс-конференции.

- 2025-ый в России будет годом ЖКХ, - об этом заместитель Председателя Комиссии ПС по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Пахомов говорил еще в конце прошлого года.
- Свою задачу по модернизации системы ЖКХ мы видим в том, что нам необходимо построить нормальный цивилизованный рынок в этом вопросе, - сказал Сергей Пахомов, приведя пример из личного опыта. – В моем округе, где я живу, есть Пушкинский район (Московской области — Ред.), там свыше двухсот тысяч человек. Между Пушкино и Ивантеевкой десять минут ехать на машине. А коммунальный тариф на тепло - разница в два раза! Обосновать можно все, что угодно. Но согласитесь – это ненормально. При этом есть регионы, где тарифы отличаются и в три раза. Элементарное наведение порядка даст огромный эффект, это даже еще без вложений.
ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ СУДА
В числе прочих вопросов обсудили проблему задолженности. Она, в зависимости от сезона, достигает огромной суммы по России – триллион-полтора триллиона рублей. Причем, согласно исследованиям, большая часть этой задолженности вовсе не у малоимущих. А у тех, кто платить может, но этого не делает. По разным причинам. А взыскивать по суду – не самая быстрая процедура. И здесь, по словам Сергея Пахомова, может пригодиться белорусский опыт.
- Я часто бываю у коллег в Беларуси, и в каждый приезд обсуждаем вопросы стройки, ЖКХ и так далее. Мы увидели у них закон об упрощенном взыскании задолженности. Даже скорее об упрощенной оплате. То есть без решения суда, через нотариальную подпись. Документы приходят прямо к нотариусу, которые имеют доступ к персональным данным, при этом загружены меньше, чем суды. И нотариус, проверив документы, направляет должнику уведомление. Если тот согласен – списание происходит автоматически. Это удобно всем сторонам. А вот если человек не признает задолженности - тогда уже вмешивается Фемида. Мы внесли законопроект по этому поводу в Госдуму.
РАДЫ НОВЫМ ПАРТНЕРАМ
По словам Сергея Пахомова, белорусы так же очень успешно работают с кадрами в сфере ЖКХ и на стройке.
- Они очень хорошо подбирают и обучают персонал, - утверждает парламентарий. – Ежегодно компания ЖКХ направляет заявку на определенные ресурсы, сообщает о своих потребностях на лето или осень в рабочей силе. У них это очень хорошо отработано, и мы с коллегами планируем на месте изучить этот опыт. При том, что, как вы знаете, законы в России и Беларуси во многом синхронизированы, мы все же находим друг у друга что-то полезное. Думаю, что они тоже наверняка что-нибудь подсмотрели для себя в нашей практике.
- В российской сфере ЖКХ много мигрантов, чью сферу деятельности Госдума взяла под жесткий контроль. Не лучше ли сюда привлекать граждан Беларуси?
- Белорусы для нас не мигранты. Могу сказать, например, по строителям. Мне давали сигнал застройщики о том, что они охотно сегодня работают с белорусскими подрядчиками. Мы их горячо приветствуем. Белорусские компании сегодня все увереннее приходят на наш рынок, предлагая более интересные условия, чем зачастую даже наши строители. Это хорошая внутренняя конкуренция.
И еще, что является показателем качества работы: частные девелоперские компании и крупные застройщики привлекают белорусов для строительства не государственных объектов, а частных. Значит, соотношение цены и качества работы у строителей из страны-соседки поднимается на достаточно хороший конкурентный уровень.
Если у белорусов будет желание приходить к нам по-партнерски, по-товарищески, и брать на себя какие-то работы в части ЖКХ, мы найдем здесь общий язык. Они знают наш рынок, мы их рынок хорошо знаем. Вопрос только в их заинтересованности.
КАКИЕ ЕЩЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАПЛАНИРОВАНЫ НА 2025 ГОД
ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА
По словам Сергея Пахомова, Комитет Госдумы, который он возглавляет, дорабатывает законы о гарантированном обслуживании для аварийных жилых домов, об обязательных инвестиционных программах для ресурсоснабжающих организаций, об обязательной отчетности управляющих организаций перед жителями по жестким параметрам, о повышении платежной дисциплины и другие.
- 2025 год будет для нас гораздо интенсивнее по темпам работы, - утверждает Сергей Пахомов. - Во многом от нас этого требуют время и задачи, поставленные Президентом Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию. Новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» требует от нас своевременных и качественных решений сложных задач, которые стоят уже не первый год. Мы к такому вызову готовы.
Продолжается работа российских парламентариев над ужесточением требований к работе управляющих организаций в многоквартирных домах.
- Планируем существенные перемены в этой отрасли, - информирует депутат. - Единые стандарты качества должны появиться не как набор декларативных документов, а как четкое руководство к действию. Буквально, настольная книга для руководителей и специалистов любой УК. Сюда же - завершение работы над законопроектом о гарантирующей управляющей организации.
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГОР БУМАЖЕК
Сергей Пахомов пообещал, что решение по модернизации сферы управления многоквартирными домами в этом году будет обязательно принято и законодательно закреплено.
- Одновременно с этим завершим и работу над отдельным правовым регулированием контрольно-надзорной деятельности органов Госжилнадзора — вернем инспекторам реальные полномочия, освободим их от гор бумажек. Вместе с правительством продолжим развитие государственной информационной системы ЖКХ, плотную интеграцию с региональными системами там, где они есть. Запрос на эту тему со стороны и жителей, и профессионального сообщества видим.
Так же будет принят доработанный законопроект по управлению коттеджными поселками.
- Он даст четкие понятные правила взаимодействия жителей и собственников дорог, сетей и общих пространств внутри поселков, - говорит законодатель.
МЕСТНЫМ ВЛАСТЯМ ХОТЯТ ПЕРЕДАТЬ БЕСХОЗНЫЕ ЗЕМЛИ И МНОГОКВАРТИРНИКИ
Парламентарий рассказал о законопроекте, который касается недостроенных домов.
- Мы провели большую законодательную работу, так же, как и исполнительная власть, по решению прав обманутых дольщиков, - рассказал депутат. - Часть домов была нами достроена, но часть достроить возможности не было. Людям выплатили средства.
Не готовые на сегодняшний день многоквартирные дома остались в собственности Фонда развития территорий. Они находятся в основном в центральных частях наших городов и, конечно же, требуют дальнейшей достройки.
Но кто их будет доводить до ума, вот в чем вопрос. У ФРТ таких возможностей и полномочий нет. И что в них будет находиться? Кому они станут принадлежать?
- Мы предлагаем дать Фонду дополнительные механизмы в реализации этого имущества, которые в числе прочего будут предусматривать передачу этих недостроев или свободных земельных участков региональной и муниципальной властям для их дальнейшей реализации. В том числе - для строительства социальных объектов, – сообщил Сергей Пахомов.