26 Мая 2020 года / Текст:  Вениамин Стрига / К номеру: 24  (905)

Ямы да ухабы. А нам нужны хабы

Для России качество дорог - давняя проблема. Но вот в 2019 году запущен национальный проект модернизации трасс. Как удалось наладить контроль за качеством, и почему нужно строить трансконтинентальные магистрали вместе с Беларусью? Об этом рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев

Ямы да ухабы. А нам нужны хабы

Дорожная инспекция во главе с Александром Васильевым заставила власти в Казани обратить внимание на то, что находится под ногами и колесами. Фото: «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог»

КРЕПЧЕ ЗА ДОРОГОЙ СЛЕДИ, ШОФЕР!

- Александр Николаевич, это правда, что теперь бездействие чиновников при ремонте дорог не утаить?

- Мы как общественное движение силами активистов следим за состоянием путей. Есть мобильное приложение с картой дорог, где в режиме реального времени выкладываются все замечания по качеству магистралей всей страны, особенно где они убиты. Около ста участков наносится на карту каждый день. Информация уходит в Министерство транспорта. Все это может увидеть любой желающий, открыв приложение «Убитые дороги» или сайт dorogi-onf.ru.

Плюс там же идет голосование, люди сами определяют, где работы важнее, и сами добавляют в базу тротуары и даже велодорожки.

- Теперь можно заранее понять, что ожидает на маршруте - где можно ехать спокойно, а куда без внедорожника лучше не соваться?

- Да, мы сделали такую выгрузку на Яндекс-карты. Этот сервис еще не презентован, но информация вся уже в работе.

К примеру, сейчас есть кричащие обращения по поводу трассы Кострома - Шарья - Киров - Пермь. Проезд разбивается лесовозами, иногда и на джипе не пробраться. Конечно, в таких случаях надо первым делом предупреждать о необходимости объездов как минимум. Люди-то страдают, едут-едут по карте, и на тебе - тупик непролазный, разворачивайся.

- Почему частный бизнес, запускающий какие-нибудь лесовозы, не заботится о магистралях? Путь-то выстроен за счет налогоплательщика?

- Из-за недостаточного контроля со стороны владельца. А вообще бизнесу нужно объяснять: будет штраф за каждый перегруженный лесовоз или зерновоз - по четыреста тысяч рублей с машины.

ЧИНОВНИКИ, ПЫЛЬ ДА ТУМАН

Ямы да ухабы. А нам нужны хабы 

В Красноярске общественники замерили глубину колеи на одной из центральных улиц. Фото: «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог»

- Как начинался ваш проект?

- В 2011 году я, представитель движения «Убитые дороги Пскова», встретился с Владимиром Путиным. Тогда как раз создавался «Народный фронт». На второй встрече президент предложил мне и нашим активистам войти в общероссийское движение и следить за состоянием трасс по всей стране.

- Сопротивление властей на местах было мощным?

- Мы против беспредела, даже проводили массовые акции - первая в Пскове собрала больше двухсот участников. Состояние городских трасс было таким, что машины приходилось вытаскивать из ям на буксире. Властям в итоге пришлось реагировать, исправлять. На нас посмотрели автомобилисты из других регионов и стали делать так же.

А уже в 2011 году мы все вместе отправились в пробег от Владивостока до Калининграда - за 25 дней. Проехали в том числе по трассе Хабаровск - Чита. По ней Владимир Путин устраивал пробег на желтой «Калине». Включили видеосвязь, и к великому своему изумлению президент онлайн узнал, что за год около двухсот километров оказались без дорожного покрытия.

«Как же так? Я вроде ехал, везде был асфальт. Где же он сейчас?» - удивился президент.

Стали выяснять. Оказалось, участки эти ремонтируют периодически, и вот региональные дорожные службы асфальт сняли, никого не предупредив. И работы на этом прекратили. После окрика сверху дорожники взялись за дело.

Теперь проходим таким автопробегом по всей стране с периодичностью раз в два года. Сейчас по тому участку к Чите можно везде проехать по асфальту. Но тогда не только там были проблемы. Например, очень тяжелый участок был между Иркутском и Красноярском. И там все заасфальтировали, гравийных разрывов уже нет.

Конечно, пока говорить о полноценной инфраструктуре на всем Дальнем Востоке нельзя. Два раза доезжали до Магадана, там почти ничего для обслуживания путников нет. Но сама дорога производит впечатление.

- Чем? Экзотикой?

- Даже экстремальностью. Это трасса «Колыма» от Якутска до Магадана. Есть такое место Кюбеме. Там с восьми утра до восьми вечера работает одна-единственная заправка, которую называют «Куба», и обслуживает ее одна семья. Папа работает на заправке, мама и дочка - в столовой, вагончик такой стоит. Он весь заляпан наклейками, это водители ввели традицию - что-то привезти и наклеить, получилось красочно. Но главная особенность или беда - в обе стороны на двести километров ничего больше нет. Вообще ничего.

ИНТЕГРАЦИЯ

Двустороннее движение: товары и пассажиры

Ямы да ухабы. А нам нужны хабы 

После их отчета тут же появился свежий асфальт. Фото: «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог»

Объем товарооборота России с Синеокой по итогам 2019 года составил 35,55 миллиарда долларов. Примерно пять процентов этого обмена обеспечивается автодорогами. Годовой объем взаимных автомобильных грузоперевозок Россия - Беларусь составляет 10 - 15 миллиардов тонно-километров.

Для сравнения: Россия перевозит по автодорогам 259 миллиардов тонно-километров. Беларусь заинтересована в транзите товаров в восточном направлении. А Россия заинтересована в поставках товаров с западного направления и в сбыте своей продукции туда же.

Большой вес в автоперевозках - поездки пассажиров, это приблизительно полмиллиарда человек в год. Если выстроить удобные автомобильные терминалы, развязки и другую инфраструктуру для транзитников на восточное и южное направление, объем перевозок можно увеличить в пять - десять раз. Это даст толчок развитию регионов.

СПРАВКА «СВ»

Общий объем субсидий - 4779,7 миллиарда рублей. Срок - 2019 - 2024 годы. В приоритете регионы со слабо развитой дорожной сетью. В планах строительство 49 путепроводов.

- Долю региональных автодорог, соответствующих нормативам безопасности, планируется увеличить не менее чем вполовину. На начало проекта их было около сорока процентов.

- На десять процентов сократить долю перегруженных федеральных и региональных трасс.

- Уменьшить количество аварийно опасных участков минимум в два раза.

- Снизить смертность от ДТП на дорогах в три с половиной раза, а к 2030 году добиться близкого к нулю уровня смертности.

ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ

ТРАНЗИТНЫЙ АВТОБАН

- Дороги - мощный бизнес. Может он послужить с пользой гражданам стран Союза?

- При условии создания общенационального транспортного каркаса и скоростного маршрута Китай - Европа. Эту сеть нужно строить и обслуживать, а это и рабочие места в регионах, и социальное развитие.

В 2024 году Национальный проект РФ безопасных автомобильных дорог (БКАД) закончится. Еще до 2035 года будут достраивать и обновлять мосты повсеместно. Вопрос главный - кто будет строить и как?

Готовы ли мы это делать? Практика показала, что те регионы, которые получили деньги по проекту, научились наконец с толком справляться с тем объемом средств. Появились грамотные и ответственные подрядчики. Пусть не без греха, но 97 процентов выполнения есть. На фоне других нацпроектов довольно хорошие цифры. По здравоохранению, например, одно время вообще застрял на сорока процентах исполнения, теперь с пандемией догоняют.

- Сами освоим маршрут Владивосток - Лиссабон?

- Инвестор тоже придет, если покажем ему выгоду. Участки от Казахстана до западной границы с Беларусью уже подошли к максимуму своих возможностей, вблизи городов возникают пробки. Нам нужно развивать скоростное сообщение, увеличивать темп перемещения грузов через нашу страну.

В Беларуси трассы получше российских. И есть опыт их строительства, эксплуатации. Например, специалисты БелдорНИИ мне сообщили, что полотно гораздо дольше служит, если исключить шипованную резину. В братской стране вслед за Европой от шипов отказались, нам тоже нужно ограничить их использование законом.

Что касается нашего глобального плана сотрудничества с Беларусью, надо будет заниматься именно масштабным строительством современных скоростных трансконтинентальных автомагистралей вплоть до хабов в Петербурге и Бресте. Именно в таких проектах наша перспектива интеграции. Пропускать грузы через себя - хороший заработок.

Комментарии


Другие статьи раздела

Трибуна депутата

Виктор Чайчиц: Конституция РФ соответствует духу времени

Член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту уверен: основной закон страны должен отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира. Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, которое прошло в России, наглядно показало их актуальность

«Из-за коронавируса остро звучит поправка о доступности медицины»

Депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России участвовали в голосовании по изменению Конституции

Ольга Германова: Ржевский мемориал с исторической экспозицией отвечает на главный вопрос: не было напрасных потерь

Член Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам рассказала о Ржевском мемориале

Николай Арефьев: На открытие мемориала приедут люди из многих регионов России, они помнят те события

Член Комиссии ПС по бюджету и финансам поделился впечатлением о Ржевском мемориале

Александр Козловский: Наша Великая Победа общая, как и память о той цене, что пришлось за нее заплатить

Член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту поделился впечатлением о параде и Ржевском мемориале

Окрашенная добавка в 15 процентов

О том, почему нам необходимо повысить налоги на доходы обеспеченных россиян, о чем недавно заявил Президент Владимир Путин, «СВ» рассказал руководитель центра белорусских исследований института Европы РАН, д.э.н. Николай Межевич

Читайте также

Культура

Елена Спиридович: Удивляла зрителей инопланетной стрижкой

Представить фестивальные концерты без известной теледивы невозможно. Трудно поверить, что впервые сюда она приехала в качестве корреспондента - и чуть не провалила эфиры. Елена рассказала, как появился ее смелый образ, и раскрыла кулинарные секреты «Братской кухни»

Экономика: интеграция

Александр Лукашенко: Свою страну мы никому не отдадим и будем ее защищать

Президент Беларуси встретился с активом Витебской области и рассказал о планах по развитию экономики страны на ближайшее будущее. Подробнее – в материале «СВ»

Общество

Солдат вернулся домой

Экскурсию для «СВ» провели создатели памятника

Трибуна депутата

Виктор Чайчиц: Конституция РФ соответствует духу времени

Член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту уверен: основной закон страны должен отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира. Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, которое прошло в России, наглядно показало их актуальность

Политика

Владимир Путин: Есть исторический шанс кардинально решить жилищный вопрос

Президент России назвал ключевые направления развития страны на десять лет вперед

Туризм

Пять причин прогуляться по Минску конструктивистскому

Белорусская столица была практически полностью разрушена во время Великой Отечественной войны. Рассказываем про уникальные здания, которые чудом удалось сохранить



Тесты

ТЕСТ «СВ»: КТО-КТО НА «БАЗАРЕ» ПОЕТ?

За почти 30 лет существования смотра в нем участвовали и только восходящие звездочки, и мэтры отечественного и зарубежного шоу-бизнеса. Проверим, как хорошо вы знаете конкурсантов и участников фестиваля в Витебске.

Экономика: интеграция

Александр Лукашенко: Свою страну мы никому не отдадим и будем ее защищать

Президент Беларуси встретился с активом Витебской области и рассказал о планах по развитию экономики страны на ближайшее будущее. Подробнее – в материале «СВ»

Политика

Владимир Путин: Есть исторический шанс кардинально решить жилищный вопрос

Президент России назвал ключевые направления развития страны на десять лет вперед

Политика

Александр Лукашенко: Призываю вас покупать белорусское!

Президент Беларуси поставил задачи на пятилетку. Среди них - импортозамещение продукции, строительство дорог, обустройство заброшенных земель и «золотой» стандарт зарплат, ниже которого частники не смогут оценивать труд своих работников

Союзное государство

Григорий Рапота: Наши достижения, как воздух. Многие не замечают, но дышат им

Госсекретарь СГ во время онлайн-лекции «Актуальные вопросы развития Союзного государства» рассказал о главных победах и временных сложностях в отношениях РФ и РБ

Союзное государство

Под знаком Победы

Несмотря на то, что общий сбор Парламентского Собрания Союза Беларуси и России прошел в онлайн-режиме, на нем активнее прежнего обсуждали изменения в Союзном бюджете, проблемы интеграции и празднование 75-летия окончания Великой Отечественной войны

Общество

Солдат вернулся домой

Экскурсию для «СВ» провели создатели памятника

Общество

Идея превратилась в журавлей

Ржевский мемориал открылся и сразу же стал местом притяжения туристов

Экономика: интеграция

Кредиты уходят на каникулы

Во время пандемии у многих доходы сократились, а кто-то и вовсе потерял работу. Появились должники, которым нужно возвращать деньги. Как можно снизить свои платежи?

Звезды

Ирина Мазуркевич: Обожаю слово «бабулечка»

Народная артистка рассказала «Союзному вече», как проводила время на самоизоляции и почему никогда не строит планов