13 Февраля 2018 года / Текст:  Наталья ДОЛГУШИНА

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Сегодня МАК озвучил первую версию причины крушения пассажирского Ан-148 с 71 человеком на борту

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Фото: Юрий Строков

Информация с черного ящика показала, что индикаторы у пилотов показывали неверные данные о скорости полета из-за обледенения датчиков. Депутат Госдумы РФ, Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Николай Арефьев считает, что катастрофы с Ан-148 можно было избежать.

- Каковы ваши предположения: почему упал Ан-148?

- Начну издалека: этой трагедии, возможно, не было бы, если бы не развалился Советский Союз. Тогда все было единым, а сегодня проектные организации, эксплуатационные и производители самолетов разделены не только организационно, но и государственными границами, вот почему эксплуатация самолетов оставляет желать лучшего.

Хотя потерпевший крушение Ан-148 и был выпущен недавно, нареканий к своим конструкторским особенностям накопил немало, попадал в многочисленные аварийные ситуации. Катастрофических последствий пока удавалось избежать. Наконец, настала роковая минута. Погибли люди. А его конструктор - на Украине: ему претензий не предъявишь. Это говорит о том, что самолеты должны иметь одного хозяина и конструкторскую надежность.

Вседозволенность, свалившаяся на Россию и страны СНГ, привела к тому, что техника в эксплуатации может оказаться небезопасной. Если раньше мы руководствовались ГОСТами, то сегодня их упразднили и перешли на технические регламенты, а этого явно недостаточно. К тому же, производители самолетов стараются сэкономить на всем. Скупятся на научные и технологические разработки, закупку оборудования, применяют дешевую рабочую силу. В результате российские самолеты несовершенны, космические корабли то взорвутся, то куда надо не долетят. Скупой платит дважды. Россия, скупясь на совершенствование своей техники, тоже платит дважды. В советское время, самолет Ан-24 - той же серии, что и потерпевший крушение Ан-148, служил 28 лет без единой аварийной ситуации. Самолеты конструкции Антонова обладали высокой прочностью и надежностью. Аварийных ситуаций на этих самолетах практически не было.

- Летчик-испытатель Магомед Толбоев, герой России считает пилотов борта «убийцами». По его мнению, Росавиация «загубила подготовку летчиков».

- Командир экипажа на этом самолете летал пять лет и был высококлассным специалистом. Следовательно, мог правильно реагировать на поведение самолета в любой ситуации. Хотя сегодня подготовка летного состава отличается от советской школы. В СССР летный состав обучался длительное время, проходил летные испытания. Сегодня летчиков обучают по укороченной программе, поэтому в России много людей, окончивших летное училище, но не имеющих летных часов. Из-за этого они работают где угодно, только не по специальности. Дошло до того, что Россия стала привлекать летчиков чуть ли не со всего света. Хорошо, если из Беларуси: там сохранилась советская летная школа.

- Лет 13 назад семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолетному спорту, многократная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина рассказывала, что у нас не было керосина, чтобы заправить ее самолет для участия в международных соревнованиях. Ей помогли турки.

- Это правда. Несмотря на то, что Россия - нефтяная страна, керосина на обучение летчиков нам, видимо, как не хватало, так и не хватает. Лет десять назад летчиков никто толком не учил. Это только сегодня понадобилось. Мешает и коррупция. Летчики получают полмиллиона рублей в месяц. На эти деньги различные авантюристы летят, как осы на варенье: дважды в аварийных ситуациях было зафиксировано, что воздушными судами управляли люди без летной подготовки. Что это, как не диверсия против гражданской авиации и авиапассажиров?

- Сегодня выучиться на летчика парнишке, мечтающему о небе, практически невозможно: дорого. Раньше начальную подготовку можно было хоть в ДОСААФ получить.

- Верно. После ДОСААФ нужно было получить высшее образование. Все летчики оканчивали высшее летное училище или авиационный институт. Нормативный налет часов был обязателен для всех. Без него за штурвал пассажирского судна не сядешь. Но главное, в советское время все было в комплексе и настоящим - обучение, налет часов, инструкторы. Сегодня зачастую фальшивое: обучать за деньги, значит, совсем не обучать. Налета часов нет, оценки ставят, какие угодно, практической подготовки никакой.

Масса моих знакомых, преподающих в институтах, жалуются, что их заставляют ставить положительные оценки: за платного студента, который институту деньги приносит, надо держаться. То, что он в профессии потом будет бесполезен, никого не волнует. Как и то, что будет завтра: главное, прожить хорошо сегодня.

А ведь качество обучения летчика, машиниста поезда, врача, учителя должно волновать всех. Нельзя готовить фальшивых врачей, учителей. Когда недоучки начнут лечить детей, а машинисты водить поезда, начнутся катастрофы.

И коррупция, и платное обучение нам выходят боком, потому что продажа образовательных услуг – это не обучение, а спекуляция. Обучение должно быть бесплатным на государственной основе. Это мое твердое убеждение.

Комментарии


Другие статьи раздела

Трибуна депутата

Александр Попков: Союзное государство может стать мировым лидером в IT

О том, какую роль в экономической интеграции играет Форум регионов Беларуси и России, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий

Трибуна депутата

Сенатор Елена Перминова: Доступные кредиты - главный стимул развития бизнеса

Россия - в жестких тисках санкций, что рикошетом бьет и по Беларуси. Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам считает, что уменьшить последствия от этих ограничений можно, создав условия для развития предпринимательства

Трибуна депутата

Виталий Шилов: Лучший подарок к юбилею Союзного государства - конституция

Член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту рассказал, зачем нашему объединению новые нормативные документы, почему сегодня в тренде региональное сотрудничество, кто теряет от ограничений и барьеров в экономике

Трибуна депутата

Владимир Афонский: Главная победа чемпионата - рванувшие в секции мальчишки

Почему российская сборная так редко радует нас победами и как воспитать отечественного Роналдо, рассказал член Комиссии ПС по информационной политике. Он знает о футболе не понаслышке: сам выступал в профессиональных командах и руководил тульским «Арсеналом», а сейчас играет за сборную Государственной Думы

Трибуна депутата

Сергей Калашников: Матрешка как единый организм работать не может

Согласованная работа в области защиты прав потребителей и конкуренции - приоритетное направление развития Союзного государства до 2022 года. Как этого добиться, знает председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике

Трибуна депутата

Оксана Нехайчик: В белорусских санаториях россиян до сих пор считают иностранцами

Член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам рассказала о достижениях и нюансах, требующих доработки

Читайте также

Политика

Купол над небом

Развитие объединенной системы ПВО стран СНГ обсудят на заседании Координационного комитета при Совете министров обороны Содружества в Минске

Трибуна депутата

Александр Попков: Союзное государство может стать мировым лидером в IT

О том, какую роль в экономической интеграции играет Форум регионов Беларуси и России, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий

Экономика: интеграция

Накину бойцовку с накаткой и двину на целину

Всебелорусская молодежная стройка на БелАЭС выходит на финишную прямую. Летом в Островец традиционно приехало подкрепление. Сводный трудовой студотряд Союзного государства - четыре сотни парней и девушек. Корреспондент «СВ» отправилась вместе с ними узнать, зачем они променяли пляжный шезлонг на заливку бетона, и выучить местный язык

Культура

Из нашей гавани ушел корабль...

Август в России не зря называют «черным». Вслед за целой плеядой талантливых деятелей культуры на 81-м году жизни нас покинул Эдуард Успенский - «папа» Крокодила Гены и веселой компании из Простоквашино



Общество

«Соединяя столицы»: миллион шагов для доброго дела

Два ультрамарафонца пробегут за две недели от Москвы до Минска, чтобы помочь детям и привлечь внимание к спорту и здоровому образу жизни

Экономика: интеграция

Накину бойцовку с накаткой и двину на целину

Всебелорусская молодежная стройка на БелАЭС выходит на финишную прямую. Летом в Островец традиционно приехало подкрепление. Сводный трудовой студотряд Союзного государства - четыре сотни парней и девушек. Корреспондент «СВ» отправилась вместе с ними узнать, зачем они променяли пляжный шезлонг на заливку бетона, и выучить местный язык

Культура

Из нашей гавани ушел корабль...

Август в России не зря называют «черным». Вслед за целой плеядой талантливых деятелей культуры на 81-м году жизни нас покинул Эдуард Успенский - «папа» Крокодила Гены и веселой компании из Простоквашино

Политика

Купол над небом

Развитие объединенной системы ПВО стран СНГ обсудят на заседании Координационного комитета при Совете министров обороны Содружества в Минске

Политика

Александр Лукашенко: Хватит смотреть чиновникам в рот!

Президент Беларуси потребовал на этой неделе внести ему предложения по заменам в руководстве правительства

Политика

Владимир Путин: Каспий получил мирный статус

Президент России предложил развивать экономику и инфраструктуру региона

Общество

А голубика, говорят, санкционная!

Корреспондент «СВ» вместе с белорусскими таможенниками проследил, как импорт в Беларуси превращается в контрабанду для РФ. Получился настоящий детектив с погоней, слежкой и разоблачением жуликов

Экономика: интеграция

Удар по ребрышкам

Резкое подорожание свинины, говядины и птицы стало причиной паники в мясоперерабатывающей индустрии РФ. «СВ» разбиралось, что происходит на самом деле

Общество

Невесты - зеленые, женихи - с хвостиками

Самый «хрустящий» праздник отметили в Шклове «женитьбой» с огромной бочкой солений

Спорт

Кровью и потом

Легкоатлетическую часть ЧЕ устроили в Берлине, где суперуспешно выступили белорусы