120 лет назад отправился первый поезд из Петербурга в Витебск
Сегодня этим путем ежегодно проезжает около пяти миллионов человек. «СВ» советует начать экскурсию по Северной столице с Витебского вокзала, который больше напоминает музей.
ПЕРВЫЙ В РОССИИ
Еще в 1834 году в Россию приехал австрийский инженер Франц-Антон фон Герстнер. Он и убедил императора Николая I идти в ногу со временем и построить первую железную дорогу.
Через три года император сменил карету на вагон и домчался до загородной резиденции в Царском селе с комфортом всего за полчаса. Поездом управлял лично фон Герстнер, паровоз изрыгал дым и издавал громкий свист, посмотреть на это зрелище собралась толпа. Первые три дня и петербуржцам разрешили прокатиться на поезде бесплатно. По выходным погулять по вокзалу приходили целыми семьями, на платформе играл орган.
Первое здание вокзала было маленьким и деревянным, назвали станцию «Царскосельской». Через несколько лет рядом построили каменный вокзал, который потом несколько раз перестраивали. Чтобы пройти к платформам, придется подняться на второй этаж: пути проложены на насыпи высотой в пять метров, чтобы не мешать судоходству по Обводному каналу. На месте старого вокзала, в двух шагах, сейчас станция метро «Пушкинская».
КАК ПАРОВОЗ
Вокзал несколько раз перестраивали, пока в 1904 году он не обрел привычный нам вид. В 1935 году его переименовали в «Витебский».
Перейдем Загородный проспект и посмотрим на вокзал со стороны. Он ассиметричен и напоминает паровоз: слева - более высокая башня с часами, как труба, справа круглый купол над главным входом - кабина. Над часами распростерла крылья сова, покровительница путешественников.
Главный вход - справа, он выступает вперед, в архитектуре это называется ризолит. Над входом – витраж, по его бокам вверху два герба: слева – Петербурга, справа – Витебска.
Перед фасадом левее - памятник «Русской гвардии Великой войны» в виде креста, стилизованного под вагон с солдатами. Он появился десять лет назад, к 100-летию Первой мировой войны.
МРАМОР И ВИТРАЖИ
Входим в главный вестибюль и видим роскошную парадную мраморную лестницу. Поднимаемся на пролет, украшенный бюстом Николая I, его установил в честь прадедушки Николай II. Табличка слева от бюста напоминает об открытии Царскосельской железной дороги в 1837 году, а справа – о том, что в 1904 году железная дорога дотянулась до Витебска.
В высоту главный зал аж двадцать метров, стены украшены витражами, орнаментами, старинными светильниками. Сто с лишним лет назад электричество было в диковинку, а этот вокзал уже тогда освещался электрическими люстрами. Был даже лифт в другом зале, сейчас чемоданы приходится таскать самим.
Из-за огромных окон и витражей, в которых свет красиво преломляется даже в сумрачную погоду, вокзал сравнивают с Елисеевским магазином.
МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
По главной лестнице поднимаемся на самый верх, разглядываем головы бога путешествий и торговли Меркурия в шлеме с крыльями, женские лепные головы и цветы, картины с изображениями Царскосельской железной дороги и Петропавловской крепости.
Идем направо от лестницы в Картинный зал. Здесь уже настоящая галерея живописи.
В этом зале проходят и концерты, вход на них свободный. Ближайший – 9 мая «День победы», следующий – 26 мая, «Дети – Великому городу!».
Можно заказать и аудио экскурсию по вокзалу.
АЖУРНАЯ КРАСОТА
От Мраморной лестницы налево попадаем в Световой зал со стеклянным потолком.
Много лестниц и переходов с коваными ажурными ограждениями, из-за чего вокзал кажется воздушным.
В Световом зале в 2007 году установили памятник фон Герстнеру. В руках инженер держит макет того первого паровоза, который прозвали «Проворным». Сам паровоз не сохранился, его копия в натуральную величину хранится на вокзале в Новосибирске.
Можно пообедать в ресторане, где бывали Николай II, Анна Ахматова, Александр Блок. Знатоки говорят, что буфет с мраморной столешницей – копия мебели парижского богемного ресторана «Максим».
КАК В КИНО
В 21 веке вокзал полюбили режиссеры.
В сериале Игоря Масленникова про Шерлока Холмса и доктора Ватсона Витебский появляется дважды: в «Смертельной схватке» «играет» роль лондонского вокзала «Виктория», а в серии «ХХ век начинается» - «Паддингтона».
Здесь оборудовали штаб белогвардейцев в «Белой гвардии» Сергея Снежкина.
В «Вокзале для двоих» Эльдара Рязанова герой Олега Басилашвили бродит по вокзалу и объясняется с героиней Людмилы Гурченко.
Сюда в начале фильма «Брат» Алексея Балабанова приезжает Данила Багров.
Анна Каренина в исполнении Елизаветы Боярской в фильме Карена Шахназарова бросается под ретро-поезд.
Часть сцен из сериала «Тайны следствия – 19 век» также снимали именно здесь.
«Начальник Чукотки», «Гибель империи», «Статский советник», «Идиот», «Улицы разбитых фонарей», «О чем говорят мужчины-2»… Витебский вокзал стал местом съемок в полусотне фильмов и музыкальных клипов.
ПУТЬ В СКАЗКУ
На платформы смело выходим без зонта: от привычного питерского дождя укрывает редкой красоты ажурный дебаркадер, украшенный цветочным декором.
И внутри, и на платформах - множество хитроумных переплетений несущих металлических конструкций, которые архитектор Станислав Бржозовский специально оставил на виду. Поэтому здание часто сравнивают с Эйфелевой башней и называют шедевром архитектуры модерн.
Посмотрим вдаль вдоль путей: из-под арок пробивается таинственная игра света и тени.
С такого вокзала словно отправляешь в волшебную страну! В Беларусь.