САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Туризм

Автор Софья Арсеньева

Пять причин приехать в Беларусь по железной дороге

Синеокая вдоль и поперек исполосована рельсами. Отправляемся на поезде любоваться густыми лесами, бескрайними полями, потягивая ароматный чай из ретроподстаканников на поезде

ФОТО: БЕЛТА

1. ПУТЕШЕСТВИЕ В XIX ВЕК

Первый паровоз пошел по белорусским землям 159 лет назад. «По высочайшему Государя Императора повелению должно быть начато сооружение Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги», - прописано Указом. На нужды выделили 85 миллионов рублей серебром. Сумма приличная! Но при приеме «белорусского» участка дороги выявили казус: вокзал в деревушке Поречье, окруженной лесом, богаче и больше, чем в Гродно! «Громадная второклассная станция. При ней большое число железнодорожных складов и мастерских. Между тем в Гродно была сооружена крохотная трехклассная станция», - гласят воспоминания историка Евстафия Орловского. Что за диво? Сегодня уже не разобраться. А вокзал и ныне там. Самый старый в стране. Снаружи - прямо девятнадцатый век во всей красе.

В прошлом столетии Поречье облюбовали кинематографисты - станция мелькает в легендарной картине времен перестройки «Меня зовут Арлекино». В наше время российские туристы прибывают сюда тысячами. В чем секрет? Неподалеку притаилась популярная здравница «Поречье».

2. ВОРОТА В ЕВРОПУ

Самым красивым вокзалом Синеокой по праву считается Брестский. Еще 150 лет назад это было здание в виде средневекового замка, сейчас - роскошь в стиле сталинского ампира с фирменным шпилем, увенчанным красной звездой. Мрамор и гранит, кожа и дорогое дерево - отделка и интерьеры впечатляют размахом. А ведь каких только гостей тут не встречали! От Иосифа Сталина и Никиты Хрущева до Ким Ир Сена и Жоржа Помпиду. Поезда уходят из Бреста в двух направлениях - на Москву и на Варшаву - с разных сторон вокзала.

Не многие знают, что брестские железнодорожники 22 июня 1941-го повторили подвиг защитников крепости. Героически обороняли здание, а когда немцы их окружили, стали уходить в подвалы. Тогда оккупанты наполнили подземные этажи водой - часть защитников утонули, а часть - оказались в плену.

3. ОТЫСКАТЬ ИМПЕРАТОРСКИЙ ТУПИК

Железная дорога связала Могилев со столицами в 1902 году. Вокзал отгрохали в стиле неоклассицизма: много света, зелени и коридоров. Пассажиров к перрону поначалу доставляли извозчики, а в 1911-м в городе появились два таксомотора. Принадлежало сие чудо техники Самуилу Сагалу - деду художника Марка Шагала.

Помнят стены могилевского вокзала и Сергея Есенина. Правда, в городе на Днепре он не читал свои стихи по кабакам и ресторанам. У военного санитара Есенина были другие заботы - таскал на носилках раненых и погибших солдат Первой мировой.

Выходя из поезда на станции Могилев, помните: в 1915 году то же самое неоднократно проделывала императорская семья. Тогда в городе располагалась Ставка Верховного главнокомандующего российской армии. Специальный тупик для царского поезда даже обустроили.

4. ПРОКАТИТЬСЯ НА ДРЕЗИНЕ

В Беларуси есть один-единственный город с двумя действующими железнодорожными вокзалами. Нет, не Минск. Барановичи! Собственно, благодаря железной дороге этот город на Брестчине и появился. Даже на гербе у него красуется паровоз.

У станции Барановичи-Полесские работает большой музей железнодорожной техники. Экспонаты тут не прячутся под стеклом, а представлены прямо на рельсах под открытым небом. Самый старый прибыл сюда из брянского депо в 1927 году. В коллекции имеются как паровозы, так и тепловозы. Причем не только отечественные, но и заграничные. Например, немецкий локомотив, который достался белорусам после войны в качестве репатриаций. В музее можно заглянуть в пассажирские и грузовые вагоны разных эпох, взобраться на платформы и вагонные тележки. Развлечение для самых смелых - катание с ветерком на ретродрезине.

5. НАЙТИ КОНЕЦ УЗКОКОЛЕЙКИ

Если хочется таинственной романтики, милости просим на узкоколейные железные дороги. В советское время этот транспорт создавался исключительно для промышленности. Медленный и неприхотливый, он доставлял рабочих и торф, который они добывали.

Теперь запрыгнуть в цветастые вагоны из 70-х с деревянными скамейками могут все желающие. По колее шириной всего в 75 сантиметров можно уехать прямиком в лес, где нет даже намека на вокзалы или остановочные пункты. Впереди - только лесные чащи, пугливые косули да заброшенные торфяные карьеры.

Прелесть экскурсий по узкоколейке в том, что пассажиры могут без опаски выглядывать в окна, стоять на входной подножке и свободно заходить в кабину к машинистам. Дать паровозный гудок? Легко! Зимой в вагонах топят печки-буржуйки. Очень колоритно выглядит. Цена вопроса за атмосферную поездку - около 2,5 тысячи рублей.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  2. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  3. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  4. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  5. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  6. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  7. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  8. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  9. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  10. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  11. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов
  12. Владимир Путин возложил венок к мемориалу Махатмы Ганди в Нью-Дели
  13. ПВО России за ночь сбили 41 украинский беспилотник
  14. Владимир Путин обвинил Зеленского в приоритете интересов националистов и подчеркнул цель защиты людей
  15. Владимир Путин: Урегулирование конфликта на Украине возможно через переговоры и выполнение обещаний

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

Вертикальный задел

Андрей Удальцов

Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения

Каллас на глиняных мозгах

Александр Снегирёв

Гений европолитики Кая Каллас в очередной раз поразила всех своей непроходимой глупостью

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также