Это он, современный почтальон!
В России отделения превращают в многофункциональные офисы
КОРОБКИ ЗАСТРЯЛИ В ПРОБКЕ
Многие помнят почтовый коллапс, который случился три года назад. На логистическом терминале во Внукове скопилось больше полумиллиона посылок - новогодние подарки, которые россияне заказывали в зарубежных интернет-магазинах. Почтовики к такому объему оказались просто не готовы. Тысячи россиян получили свои заказы только к весне.
Почтовики оправдывались: каждую коробку нужно взвесить, занести в базу данных, отправить по адресу доставки, а еще время на таможенный досмотр... Оказалось, что в отделениях тоже не все гладко. Почтальон, выдавая посылку, должен был использовать пятнадцать разных программ внутренней отчетности, и это все равно не отменяло необходимости заполнять бланки вручную.
Чтобы осознать масштабы бедствия, руководство Почты России даже наняло студентов, и те с секундомером стояли у операторов. Получилось, что на выдачу одной посылки уходит 25 минут. Срочно требовались новые технологии.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПОМОЩЬ
Чтобы из свалки сделать самую крупную и эффективную в стране сортировочную станцию, понадобилось вложить два миллиарда рублей. Теперь во Внукове работает огромный терминал площадью 65 тысяч квадратных метров. Посылки там «летают» со скоростью 2,5 метра в секунду.
- Конвейер заказывали в Италии. Даже хрупкие вещи биться не должны, - уверяет первый замдиректора главного центра магистральных перевозок ФГУП «Почта России» Александр Тимофеев. - Теперь на каждую посылку уходит несколько секунд - достаточно поднести штрих-код к сканеру.
Такие центры должны построить в каждом федеральном округе.
Логистику почтальонам просчитывает искусственный интеллект. Специальная программа определяет, как выгоднее доставлять посылку, где строить сортировочные центры, а скоро будет составлять маршрут каждой машине. Конечно, и сейчас не обходится без задержек, но система трекинга позволяет хотя бы следить за тем, где находится отправленное.
КОГДА ИНТЕРНЕТ-ЗАКАЗЫ ПРИХОДЯТ РАЗОМ
В этом году на пиковый период ноября-декабря пришлось 60 миллионов международных посылок, что почти в два раза больше, чем в 2015-м.
За счет чего такой рост? Заказы из интернет-магазинов! В прошлом году россияне накупили товаров почти на триллион рублей. 90 процентов этой суммы приходится на товары из Китая.
Но на этот раз почтальоны к новогоднему марафону подготовились - коллапса не случилось. Если два года назад коробку от AliExpress ждали по два месяца, то теперь срок сократился до 25 дней. Добиться этого удалось благодаря соглашениям Почты России с Федеральной таможенной службой и зарубежными почтовыми администрациями, которые получают посылки от ретейлеров, об обмене информацией в электронном виде. eBay или AliExpress заранее сообщают о том, что отправят в Россию, а тут посылку уже ждут и точно знают, как именно доставить ее адресату.
НАУЧИТЬСЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ
Меняются и почтовые отделения. К концу года появится до тысячи офисов нового формата. В них ставят банкоматы и почтоматы, чтобы клиент в любое время суток мог самостоятельно забрать посылку, и терминалы, с помощью которых можно получить данные о товарах и услугах или встать в электронную очередь, как в банке.
Летом 2014 года Почта России запустила свое приложение для телефонов, которое установили себе 3,5 миллиона человек. Оно позволяет отслеживать письма и посылки, находить ближайшее почтовое отделение.
Один из главных проектов компании - «Почта Банк», открывшийся в прошлом году. К 2018-му по всей стране должны заработать пятнадцать тысяч клиентских центров, которые открываются в отделениях. Для почты это дополнительный источник дохода, а для людей, особенно в отдаленных районах, - возможность получить банковские услуги рядом с домом.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ «СОЛДАТЫ»
Несмотря на развитие технологий, профессия почтальона и не думает «умирать».
- В будущем это высококвалифицированный сотрудник, который дистанционно на дому может оказывать спектр услуг, включая банковские, - обещает гендиректор Почты России Дмитрий Страшнов.
Теперь почтальон - и банкир, и кассир, и страховой агент. Десять тысяч сотрудников Почты России уже ходят со служебными смартфонами, где через приложения можно оплатить коммуналку, оформить страховой полис или пополнить телефонный счет. В ближайшие годы такой девайс появится у каждого почтальона.
В стратегии развития прописано значительное сокращение персонала в ближайшие шесть лет. Увольнять никого не планируют, все пойдет естественным путем. Сейчас треть сотрудников - люди пенсионного и предпенсионного возраста. Так что в итоге после их ухода, может, придется решать проблему кадрового дефицита.
Найти желающих разносить письма нелегко, если вспомнить, какая у почтальонов зарплата. В 2013 году - 15,5 тысячи рублей. После нескольких повышений удалось довести эту цифру до 21 тысячи.
Неудивительно, что 95-миллионная премия гендиректора госпредприятия вызвала скандал. Прокуратура посчитала выплату незаконной. Идет проверка.
ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ
Заходил ко мне Сережка, поиграли с ним немножко...
Самое северное почтовое отделение в мире работает в Архангельской области.
Земля Франца-Иосифа - 192 острова в Северном Ледовитом океане далеко за Полярным кругом. Живут здесь только пограничники и метеорологи. Это и неудивительно, даже летом тут температура +2. Зато своя почта имеется!
Отделение связи с индексом 163110 работает в бухте Тихая на острове Гукера. Обслуживает оно гостей национального парка «Русская Арктика», которым считается вся Земля Франца-Иосифа. За время навигации с июня по сентябрь здесь успевают побывать полторы тысячи туристов. Да и сам почтальон прибывает на остров с первым круизным кораблем. Для отпускников отправить открытку друзьям - обязательный пункт программы. Для филателистов местные марки - настоящий раритет.
Чаще, чем люди, сюда заглядывает Сережка - так почтальоны прозвали белого лиса, который подружился с людьми и приходит сюда пообщаться и подкормиться. Почта даже выпустила открытку с его фото.
ДОСЛОВНО
Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций России:
- Почта России - это 42 тысячи отделений, шаговая доступность для 95 процентов населения страны и рекордные показатели по росту объема доставляемых посылок. Строится сеть межрегиональных логистических центров, уже работает парк малой авиации. В конце 2016 года Почта запустила свои первые собственные самолеты Ту-204 в Китай. Прошлым летом введена в промышленную эксплуатацию система «Государственная информационная система ЖКХ».