САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

С чего начинается родина

Учебники и программы по истории в Беларуси не менялись семь лет

Как в Беларуси создаются учебники истории, чему они учат подрастающее поколение, рассказал кандидат педагогических наук, доцент, автор и соавтор более двадцати учебников и учебных пособий по истории Беларуси Сергей Панов.

- Авторы учебников находятся между Сциллой и Харибдой: и от научности отказываться нельзя, и упрощать изложение до бесконечности - тоже. Так что учебник всегда продукт компромисса.

- Имеет ли автор право на субъективный взгляд?

- Безусловно. Но учебник - вещь консервативная, работает на сохранение традиций. Отбираются те факты, достоверность которых подтверждена наукой.

- Какие моменты трудно учесть?

- В Советском Союзе была единая идеология. Учитель был своеобразным ретранслятором содержания учебной литературы, которая была единственным источником информации. Современный ученик может изначально не доверять учителю: «А я смотрел кино, там все иначе!» Учебник - уже не первооткрыватель новых знаний, учителя сейчас скорее - борцы с мифами.

 - История - это всегда патриотизм?

 - С одной стороны, патриотизм - чувство любви к родине, с другой - гражданский долг. Беларусь - молодое суверенное государство. Для многих юных суверенитет - данность, существовавшая всегда. Раньше нашим индентификационным кодом была национальность. Сегодня ее даже нет в паспорте, мы все - граждане Беларуси. Сейчас важно наполнить символическим содержанием национальное самосознание молодых.

 - Мы уже больше двадцати лет живем в Союзном государстве - может, пора взяться за союзный учебник истории?

 - Про учебник, наверное, говорить рано: мы еще не отрефлексировали имеющийся опыт союзного строительства. Но определенные уроки из общей истории нужно извлекать, будем готовить пособия для студентов.

Нам нужен общий учебник Союзного государства

С чего начинается родина
Валентина Леоненко, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, кандидат исторических наук, доцент:


- Проблема школьных учебников в том, что авторы не учитывают возрастные особенности детей. Нельзя давать ребенку задания, рассчитанные на абстрактно-логическое мышление, когда оно у него еще не сформировано.

 Плохо, когда авторы учебников рассматривают их подготовку как «основу» своих кандидатских и докторских диссертаций. В этом случае ученый больше озабочен тем, чтобы произвести впечатление на коллег, чем изложить сложный научный материал в доступной форме. Потом школьник три-четыре часа вынужден делать домашнее задание, а родители - искать репетиторов. Некоторые предлагают сокращать часы на преподавание гуманитарных предметов.


Этого делать нельзя - они развивают духовный мир человека. Кроме того, между изучением истории и воспитанием патриотизма - прямая связь.

А какое будущее у страны может быть без патриотов?

И, конечно, нам нужен учебник истории Союзного государства. Он не только станет барьером на пути фальсификаторов истории, но и поможет нашему единству.


СПРАВКА «СВ»
После развала СССР каждая бывшая союзная республика, в одночасье став суверенным государством, начала писать собственную историю. Многие события стали представляться под другими ракурсами. В некоторых странах начала поднимать голову русофобия, а оценка исторических личностей подчас менялась с плюса на минус - и наоборот.

Содержание второго поколения белорусских учебников, которые школы получили в 1996 году, оказалось более выверенным и взвешенным по сравнению с первым. Они предназначались для 12-летней школы, на них выросло целое поколение учащихся. Возврат в 2008 году к 11-летнему образованию обновил и учебники. Их используют в белорусских школах и сегодня.

Было время, когда не существовало «Истории Беларуси» как отдельного предмета. Ее изучали в контексте всемирной истории и истории СССР. Сегодня это отдельная дисциплина, на которую выделяется час в неделю. На уроках «Всемирной истории» и «Истории Беларуси» некоторые темы перекликаются, но считается, что это хорошо - ученики лучше усваивают материал.
Сейчас идет работа над четвертым поколением национальных учебников.

ТРИ МИФА БЕЗ ГРИФА
С чего начинается родина

1. Адам Мицкевич - польский поэт
Считается, что величайший поэт принадлежит только Польше. На самом деле Адам родился в белорусском Новогрудке в семье, принадлежавшей к старинному литовскому роду. Писал стихи на языке, содержавшем множество белорусских элементов, и называл Беларусь своей родиной.


С чего начинается родина

2. Крестьянское восстание Кастуся Калиновского
В советское время восстание 1863-1864 годов называли крестьянским. Но его целью было возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года. А шляхтич Константин (Викентий) Калиновский, которого при жизни никто не называл мужицким именем Кастусь, боролся за идеи социального равенства, справедливости и создание демократического народного государства.

С чего начинается родина

3. Тишка Гартный - враг народа
До «хрущевской оттепели» считался одним из лидеров и идейных вдохновителей реакционного национально-демократического движения, за что получил клеймо «врага народа». Сегодня доброе имя Тишки Гартного (настоящее имя Дмитрий Жилунович), первого председателя Совнаркома БССР, известного писателя, видного революционера и общественного деятеля, восстановлено. Он занял свое почетное место среди отцов-основателей Белорусской ССР.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Гендиректор МАГАТЭ: Россия играет ключевую роль в вопросе Ирана и имеет прямой диалог с Тегераном
  2. Владимир Путин утвердил новые меры поддержки семей с детьми и самозанятых граждан
  3. Дед Мороз, Снегурочка и служебный пёс Шайр поздравят минчан с Новым годом
  4. Владимир Путин: Ветераны СВО в органах власти усилят контроль за поддержкой военных и их семей
  5. Владимир Путин: Филиал Национального центра «Россия» в Красноярске станет местом притяжения для жителей и гостей
  6. Владимир Путин: Поддержка ветеранов СВО и их семей останется под особым контролем в органах власти
  7. Беларусь и Иран укрепляют сотрудничество: итоги переговоров глав МИД
  8. Песков: Путин не поддерживает временные перемирия на Украине и нацелен на долгосрочный мир
  9. Москва и Минск обсудят сохранение исторической памяти в формате видеомоста
  10. Посол Венесуэлы поделился воспоминаниями о первой встрече Путина и Чавеса
  11. Литва выразила готовность к диалогу с Беларусью по вопросам границы
  12. Александр Лукашенко: Экономика — главный приоритет в отношениях Беларуси и Ирана
  13. Борису Грызлову — 75: дипломат, реформатор, государственный деятель
  14. Беларусь и Китай укрепляют сотрудничество в оборонной и космической сферах
  15. Александр Лукашенко вручил подарки Дональду Трампу и его супруге во время визита спецпосланника США

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Подсовывают «Минск-3» вместо настоящего мира

Цель Зеленского — протащить план по «заморозке» конфликта и внести неприемлемые для России предложения в документы США по мирному урегулированию.

МНЕНИЯ

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

«Евровидение» свое отпело

Анатолий Заусайлов

Уже пять стран отказалось от участия в конкурсе -2026

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также