Сергей ЛУКОНИН: Проект Запада по дискредитации России и Беларуси провалился
Кандидат экономических наук, заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН анализирует итоги четырехдневного визита президентов СГ в Поднебесную
ДОЛГИЙ ПУТЬ
- Что-то могло остаться за кадром четырехдневного визита Путина и Лукашенко в Китай?
- Думаю, за кадром ничего не осталось. Все, что нужно было видеть, мы увидели. Могу сказать, что визит президента России Владимира Путина и президента Беларуси Александра Лукашенко в Китай, на мой взгляд, был достаточно успешным. И большую часть последствий мы поймем и увидим позже.
- Обратил внимание, когда камера выхватывала прогуливающихся глав государства, было видно, как вчетвером ходили и тепло общались Си, Путин, Токаев и Моди. Эта четверка как раз и будет задавать тон в ШОС?
- Китай, конечно, делает ставку на Казахстан. Там успешно этим пользуются создавая, в том числе за счет Китая, конкуренцию с западными компаниям, давай им понять что вы здесь не одни. Наверное, Казахстан и должен так себя вести.
По поводу Нарендра Моди, я бы сказал, что противоречия фундаментальные между Индией и Китаем не были сняты. То есть остались территориальные вопросы, остались вопросы влияния Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, расширения влияния Китая и выхода за пределы Южно-Китайского моря, экономическое вовлечение всяких островных государств, которые раньше вроде как находились под влиянием Индии. Серьезная проблема с Далай-ламой.
Все это осталось. Но при этом то, что он приехал, конечно - первый шаг на пути улучшения отношений между Китаем и Индией. Конечно, здесь повлияла и политика Трампа, и можно сказать ему спасибо. Но нужно понимать, что впереди у нас еще достаточно долгий и сложный путь, и по налаживанию отношений внутри ШОС, потому что там есть свои противоречия, и по налаживанию отношений в рамках, если действительно заработает этот формат — РИК - Россия, Индия, Китай. В общем, нам нужно серьезно потрудиться.
КИТАЙ НЕ ХОТЕЛ РЕФОРМ
- Это такая хорошая, красивая картинка или мем, если можно так назвать. Всего лишь один из механизмов и один из шагов на пути формирования многополярного или полицентричного мира. Потому что, ну, тот же Китай, он не собирался ничего реформировать. Он хотел изменить, чуть-чуть подправить существующие правила взаимодействия в глобальном мире, которые, кстати, не он разрабатывал. Для того, чтобы лучше учитывались его интересы, И потом, естественно, он говорил и про интересы стран так называемого глобального юга.
Но вот в последнее время, несмотря на то, что Китай вроде как пытался всеми возможными способами отодвинуть от себя вот эту необходимость что-либо реформировать, его все сильнее и сильнее толкают в сторону того, что действительно постепенно начинает формироваться другой мир. Назовем его так - не западный.
СИГНАЛ ДЛЯ ОППОНЕНТОВ
- Было время, когда говорили, что Пекин охладел к КНДР. А сейчас Ким Чен Ын был одним из основных гостей. Изменилась политика Китая или это заслуга Владимира Путина?
- Думаю, что изменилась прежде всего политика самой КНДР, потому что раньше северокорейцы с подозрением относились к любым мероприятиям, которые связаны с победой, например, над японцами, потому что у них существует своя идеология, в рамках которой утверждается, что основной вклад в победу над японцами внесла именно Северная Корея со своим первым президентом. И вот то, что сейчас КНДР изменился, и Ким Чен Ын поехал в Пекин на празднование, это интересный такой сдвиг во внутренней идеологии КНДР. Для меня это интересно.
Есть еще, между прочим, один из немногих договоров между Китаем и Северной Кореей, как раз о военной помощи. И когда Китай был настроен на глубокое взаимодействие и отсутствие соперничества с США и со странами коллективного Запада, естественно, он считал, что Северная Корея – это вызов, и хотел ее контролировать, чтобы не было никаких проблем.
Си Цзиньпин, на мой взгляд, хорошо отнесся к встрече с Ким Чен Ыном, и с Владимиром Путиным. Не знаю, насколько глубоко будут дальше развиваться эти отношения, но, на мой взгляд, сигнал для Запада есть.
ЭКОНОМИКА: ГАЗ - НА РАЗ И ДВА
В убыток торговать не будем
- Почему говорят, что удалось наконец-то заключить соглашение по «Силе Сибири-2»?
- Вопрос, на мой взгляд, был в цене. Разные ходили слухи. Вот один из слухов утверждал, что китайская сторона хочет стоимость газа, как на внутреннем рынке России. Естественно, для нас это было неприемлемо. Мы в ответ стали предлагать разные схемы, в том числе и поставку через Казахстан, через Монголию. Еще один маршрут рассматривался, прямой из России в Китай, через Алтай.
Да, наверное, это не те прибыли, как от европейского рынка, но в убыток себе торговать здесь невозможно, потому что и там, и там рыночная экономика. Поэтому я думаю, что цена всех устраивает.
- Там ведь будет не только «Сила Сибири-2», но еще и будет «Сила Востока», которая пойдет через Монголию. Китай изначально был категорически против участия в этом проекте Монголии. Почему?
- Опасались посредника, потому что могла получиться такая же схема, как с Украиной. И Монголия бы получала рычаг давления на Китай. Но, наверное, глава Монголии смог убедить и дал гарантии, что никакого шантажа не будет.
БУДУЩЕЕ: У ВСЕХ ОДНА ДОРОГА
РБ как стартовая площадка
- Меня еще удивляет внимание, которое оказывает Си Лукашенко. Есть проекты, достаточно дорогостоящие, которые осуществляет Китай в Беларуси. Арену спортивную подарили, автозавод, насколько я помню, строится. В связи с чем?
- Логистически Беларусь расположена очень выгодно. И, Беларусь создает в некоторых случаях даже более комфортные условия для китайских инвесторов, чем Российская Федерация. Потому что, у нас все равно есть некие индустрии, которые так или иначе с китайскими индустриями могут конкурировать.
А в Беларуси есть свободные ниши, и через эти свободные ниши можно зайти, в том числе, и на российский рынок. И Лукашенко очень умело этим пользуется.
Рано или поздно будут восстановлены торгово-экономические связи. И Беларусь, как тот же транспортный узел, или как промышленный производитель — стартовая площадка для поставок в Европейский Союз китайских товаров. Тем более, что потоки-то товарные все равно через Беларусь идут, как бы там границы не закрывали.
ЕСТЬ ПРОБЛЕМА: РАСЧЕШУТ БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ
США вбивают клин между КНР и Союзным государством
- Трамп поручил Пентагону разработать меры сдерживания объединения России и Китая. Что это значит?
- Трамп, как президент великой державы, рассматривает вероятность и потенциал того, что сейчас происходит. Он видит тенденцию развития. Мне, как циничному аналитику, кажется, что никакой угрозы нет. Он-то смотрит на десять-пятнадцать лет вперед. И понятно, что объединение Китая, России, Северной Кореи, Беларуси, расширение экономического взаимодействия в рамках ШОС - это будет серьезным вызовом. А вот не дай бог военного взаимодействия. Это будет серьезный вызов для Америки и западных стран. И понятно, что он так и реагирует - агрессивно.
Я думаю, что они продолжат делать то же самое, пытаться, ну, как говорят наши власти, «вбить клин между Китаем и Союзным государством». Но, естественно, пытаться находить болезненные точки, расчесывать их, провоцировать, разжигать конфликты.
Естественно, есть противоречия. Но учитывая подобный стиль общения между лидерами государств - Лукашенко, Путиным, СИ и другими, как раз эти противоречия снимает. Всегда можно переговорить.
- Проект Запада по дискредитации России и Беларуси провалился? Или пока рано еще радоваться?
- Несомненно провалился. Потому что если бы он удался, ни президента России, ни президента Беларуси не должны были никуда приглашать. А в итоге и Владимир Путин, и Александр Лукашенко посетили всевозможные международные мероприятия высочайшего уровня и при этом еще добились неких договоренностей. Собственно, прорыв этой блокады еще тогда случился, когда саммит БРИКС прошел в Российской Федерации. И потом, когда Владимир Путин встретился с Трампом на Аляске. ,Ну и сейчас - это такой, конечно, бантик.
Полное интервью вы можете увидеть на нашей видео-страничке.



MAX