САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Декабрьский прорыв

Уходящий год ознаменовался рядом заметных политических событий в жизни отдельных стран СНГ и различных коллективных структур внутри Содружества.

Уходящий год ознаменовался рядом заметных политических событий в жизни отдельных стран СНГ и различных коллективных структур внутри Содружества.

В начале года состоялись президентские выборы на Украине. Во втором туре этих выборов лидер Партии регионов Виктор Янукович выиграл у тогдашнего премьер-министра страны Юлии Тимошенко. Предыдущий президент Виктор Ющенко потерпел сокрушительное поражение, заняв в первом туре пятое место с 5% голосов, что является двойным мировым рекордом (и по месту, и по результату) для действующего главы государства. Точнее, антирекордом.
Смена власти в Киеве привела к значительному улучшению отношений между Украиной и Россией. Уже весной президенты Медведев и Янукович подписали Харьковские соглашения «газ в обмен на флот». Россия снизила для Украины цены на газ, благодаря чему срок аренды главной базы Черноморского флота России – Севастополя – продлен до 2042 года. В отношениях стран исчезла идеологическая конфронтация с играми на исторических моментах и проблемах языка.
При этом, разумеется, полной «идиллии» в российско-украинских отношениях ожидать не следует. Деление Украины на «запад» и «восток» никуда не делось, любой украинский президент обязан это деление учитывать. Что бывает, если глава государства начинает полностью игнорировать интересы одной из частей страны, можно было увидеть на примере краха Виктора Ющенко.
Чрезвычайно драматическим стал этот год для Киргизии. В апреле в этой стране произошел мятеж, в результате которого был свергнут президент Курманбек Бакиев (напомним, что и сам он пришел к власти после аналогичного мятежа в 2005 году). Возглавила временное правительство Киргизии Роза Отунбаева. Однако оно не смогло предотвратить межнациональных столкновений на юге страны (между киргизами и узбеками), которые привели к многочисленным жертвам. Несмотря на это, был проведен референдум, в ходе которого киргизские избиратели одобрили изменение формы правления с президентской на парламентскую. Парламентские выборы в Киргизии состоялись в октябре и принесли победу оппозиции (то есть сторонникам свергнутого Бакиева). Однако сформировать парламентское большинство и, соответственно, правительство удалось лишь в середине декабря. Страна продолжает жить в условиях острейшего политического и экономического кризиса, при этом нет никаких гарантий того, что коалиция в парламенте будет долговечной.
Схожая ситуация складывается в Молдавии, где с апреля 2009 года нет ни президента, ни полноправного правительства. Здесь, как и в Киргизии, имеет место парламентская форма правления, что и стало причиной безнадежного «политического пата». В этом году, правда, в стране прошел референдум, на котором избирателям предлагалось вернуться к прямым всенародным выборам президента. Однако решение не было принято из-за слишком низкой явки. Поэтому в ноябре состоялись третьи за полтора года парламентские выборы, которые, судя по всему, не смогут изменить ситуацию. Ни одна реально возможная коалиция не будет иметь решающего большинства для того, чтобы избрать президента. При этом усиливается давление на Молдавию со стороны Румынии. Цель Бухареста – «отпустить» Приднестровье, которое де-факто и так является независимым, а остальную Молдавию включить в состав Румынии.
Состоялись парламентские выборы в Азербайджане. Здесь, как и следовало ожидать, полную победу одержала правящая партия «Единый Азербайджан».
Важным событием в жизни постсоветского пространства стал декабрьский саммит ОБСЕ в Астане с участием всех 56 стран, входящих в эту организацию. Как известно, подобных мероприятий не проводилось с 1999 года, а на территории бывшего СССР – вообще никогда. На саммите даже удалось принять резолюцию, подтверждающую, что ОБСЕ продолжает следовать принципам Хельсинкских соглашений 1975 года.
Страны СНГ продолжали строительство различных интеграционных объединений. Так, Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ провели очередные учения на Чебаркульском полигоне в Челябинской области. В них приняли участие воинские контингенты России, Казахстана, Таджикистана, Армении и Киргизии. При этом вышеупомянутые события в Киргизии в апреле и июне вызвали очередную дискуссию о роли КСОР ОДКБ. Их полное невмешательство в эти события побудило ряд наблюдателей заявить, что коллективные военные структуры ОДКБ недееспособны. Впрочем, другие эксперты считают, что конфликт в Киргизии носил чисто внутренний характер, следовательно, внешнее вмешательство в него было бы неправомерно.
Тем не менее именно из-за «киргизской проблемы» главными темами Совета коллективной безопасности ОДКБ, состоявшегося в декабре в Москве, стали вопросы совершенствования механизма кризисного реагирования Организации. На этом Совете решением глав государств – участников ОДКБ были внесены изменения в Договор о коллективной безопасности, в Устав Организации, Правила процедуры, Положения об органах ОДКБ, касающиеся совершенствования системы кризисного реагирования.
В Договор о коллективной безопасности внесены уточнения в части, касающейся выработки и реализации мер по оказанию помощи государствам-участникам в целях нейтрализации угроз их безопасности, территориальной целостности и суверенитету. Согласованные изменения в Устав ОДКБ предполагают принятие совместных мер к формированию действенной системы коллективной безопасности, обеспечивающей коллективную защиту в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету и реализацию права на коллективную оборону.
Также к подписанию был представлен новый документ – «Положение о порядке реагирования на кризисные ситуации Организации Договора о коллективной безопасности». Оно регламентирует алгоритм работы уставных, постоянно действующих рабочих органов, предусматривается проведение экстренных консультаций и принятие решений о мерах, направленных на предотвращение (урегулирование) кризисной ситуации. Необходимость принятия этого документа обусловлена тем, что иногда у разных стран – членов ОДКБ имеются разные взгляды на какую-либо кризисную ситуацию. Поскольку в документах ОДКБ предусмотрено принятие решения консенсусом, это может парализовать деятельность Организации. Предполагается допустить вариант принятия решений при условии, если одна или несколько стран не готовы принимать участие в коллективных действиях, но не возражают против участия в них остальных стран-членов.  
Декабрьский Совет коллективной безопасности ОДКБ в Москве перешел в более широкий формат заседания Совета глав государств СНГ, в котором приняли участие президенты государств-участников, за исключением лидеров Молдавии и Туркмении. Здесь также значительное место заняли вопросы сотрудничества в правоохранительной и военной сферах. Главы государств рассмотрели проект Договора государств – участников СНГ о международном розыске, а также проекты целевых программ на 2011-2013 годы по борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, торговлей людьми.
Также были рассмотрены Концепция военного сотрудничества на период до 2015 года и План мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики на 2011-2015 годы. Концепция нацелена на дальнейшее совершенствование многостороннего военного сотрудничества государств – участников СНГ на среднесрочную перспективу. В ней получили развитие принципиальные положения Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной решением Совета глав государств Содружества от 5 октября 2007 года о сохранении и укреплении государствами – участниками СНГ имеющихся направлений военного и военно-технического сотрудничества, а также необходимости развития новых перспективных направлений взаимодействия в военной сфере.
Декабрьские встречи в Москве сопровождались политическим прорывом в самом «продвинутом» и узком интеграционном формате внутри СНГ – формате Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, Казахстана и России. Как известно, в уходящем году здесь имели место очень серьезные проблемы из-за экономических разногласий между Москвой и Минском. Проблема эта касалась работы Таможенного союза, в частности экспортных пошлин на российскую нефть, действовавших в отношении Беларуси. В Минске настаивали, что это идет против правил Таможенного союза, на что в Москве дали понять – пошлины отменят, как только Беларусь ратифицирует документы по ЕЭП.
Накануне встречи глав государств – участниц Таможенного союза эту проблему пытались решить премьеры России и Беларуси, но переговоры к официальным заявлениям не привели. Ситуацию изменила встреча президентов – Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко. Россия добилась от Беларуси принятия нормативных документов ЕЭП, после ратификации которых будут отменены и экспортные пошлины на нефть для Минска. Россия будет поставлять нефть в Беларусь беспошлинно, а с белорусских нефтепродуктов, экспортируемых в Европу, пошлины будут браться на внешних границах и перечисляться в российский бюджет. По оценкам экспертов, для Беларуси экономический эффект от отмены пошлин составит почти 4 миллиарда долларов.
Ранее на уровне глав правительств и вице-премьеров были подписаны 14 документов из общего пакета ЕЭП. На самом саммите доработали еще три: соглашения о согласованной макроэкономической политике, о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала и о согласованных принципах валютной политики. Таким образом, завершилось формирование всей нормативной базы ЕЭП, чтобы оно смогло начать свою работу с 1 января 2012 года.
Лидеры России, Казахстана и Беларуси по случаю достижения договоренностей приняли Декларацию о формировании ЕЭП. Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «наш новый Союз и ЕЭП будут открыты для вступления других стран».
При этом, если говорить  объективно, вряд ли в ближайшее время следует ожидать вступления новых стран в Таможенный союз и ЕЭП. Дело в том, что экономики Киргизии и Таджикистана слишком слабы, поэтому Астана, Минск и Москва автоматически станут для них чистыми донорами, что вряд ли желательно. Армения не имеет общей границы ни с одной из стран  –  членов  ТС-ЕЭП, что очень затрудняет интеграцию (особенно в таможенной сфере). Украина, как было сказано выше, к столь радикальному повороту на восток не готова, такой шаг вызовет полное отторжение в западных областях страны. Ну а больше никто, видимо, на членство в ТС-ЕЭП не претендует. По крайней мере, пока.
В целом СНГ остается «площадкой» для встреч глав бывших советских республик. Внутри него все более четко намечаются более узкие по составу, зато гораздо более продвинутые по степени интеграции форматы. Во-первых, это Союзное государство Беларуси и России и ТС-ЕЭП. Во-вторых – ОДКБ и ЕврАзЭС. Соответственно, главными «моторами» интеграции являются Беларусь, Казахстан и Россия. К ним примыкают Армения, Киргизия и Таджикистан. Членом ОДКБ является еще и Узбекистан, но надо признать, что его участие в Организации является чисто формальным.  
Остальные страны – члены СНГ (Украина, Молдавия, Азербайджан, Туркмения) пока стоят в стороне. Дальнейшие их действия будут определяться тем, насколько успешными окажутся интеграционные процессы. Подобное поведение вполне естественно, у каждой страны свои интересы. С другой стороны, те, кто начал интеграцию первым, получит от нее гораздо больше выгод и преимуществ. Что вполне справедливо.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин и Александр Лукашенко – о защите Союзного государства: Ответим всеми силами и средствами
  2. Президенты России и Беларуси выступили с заявлениями для СМИ
  3. РФ и Беларусь утвердили постановление о концепции безопасности Союзного государства
  4. Владимир Джабаров: Попытки Запада отдалить Минск от Москвы не увенчались успехом
  5. Сбор вопросов для прямой линии Владимира Путина стартует в ночь на 8 декабря
  6. Лукашенко попросил Путина передать Беларуси систему «Орешник»
  7. Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали Договор о гарантиях безопасности Союзного государства
  8. Александр Лукашенко: Рассчитываем на скорейший запуск объединенных рынков газа и нефти
  9. Путин: Договор о гарантиях безопасности позволит надежно защитить Россию и Беларусь
  10. Владимир Путин: Российско-белорусские отношения выстраиваются на незыблемых принципах дружбы, уважения и учёта интересов друг друга
  11. Владимир Путин: Страны Запада намеренно обостряют напряженность на Украине
  12. В Минске стартовало заседание Высшего Госсовета Союзного государства
  13. «Бессмертный полк» в 2025 году пройдет вместе с шествиями «Беларусь помнит»
  14. Песков ответил на вопрос о размещении "Орешника" в Беларуси
  15. Между РФ и Беларусью в праздники пустят более 30 дополнительных поездов

Парламентское Собрание

Парламентское собрание обсудило доступ граждан РФ и Беларуси к медицинским услугам за счет бюджетных средств

Союзные депутаты обсудили вопросы оказания медпомощи и обмена правовым опытом в сфере волонтерства

Политика

Работу Владимира Путина положительно оценили 82 процента россиян

Согласно опросу "Фонда общественное мнение" (ФОМ), 82 процента граждан страны положительно оценили работу Президента РФ Владимира Путина. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

НАТО отменил выборы президента в Румынии

Анатолий Заусайлов

И все потому, что на них мог победить кандидат, выступающий против оказания помощи Украине

Что нам делать с Лией Ахеджаковой?

Михаил Панюков

Народная артистка России выкрикнула бандеровский лозунг со сцены

Недоверье начинается с улыбки

Валерий Чумаков

По-видимому, нам не получится наладить с западноевропейскими и англосаксонскими странами доверительные отношения. Уж слишком велика разница в менталитете

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также