01 Апреля 2010 года / К номеру:   ()

Спасти и сохранить


Экспозиции из спасенных художественных ценностей, созданные в пограничных городах Брест и Гродно, лишь маленькая толика мировых шедевров, которые белорусские стражи границы вернули миру Раритеты не ушли за границу

Брестский музей «Спасенные художественные ценности» не менее уникален, чем Брестская крепость и Беловежская Пуща. Поэтому самых дорогих гостей города над Бугом обязательно отведут в этот симпатичный особняк начала прошлого века, стены которого вот уже двадцать лет украшают произведения искусства и предметы антиквариата, конфискованные брестскими стражами границы при попытке незаконного вывоза их за рубеж.
В двух залах сохраняется часть самой большой и ценной в собраниях музея коллекции русских икон XVI – начала XX века. В отдельном зале сберегаются иконы в серебряных окладах, созданные в ювелирных центрах России: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Казани, Калуге.
– Самую ценную часть коллекции составляют иконы XVI-XVII веков. Каждая из них по-своему уникальна, – рассказывает заведующая музеем Ирина Тарима. – Но больше иных – «Спас в силах» – северно-русский вариант Троицы Старозаветной и храмовый образ «Отечество», символизирующий Новозаветную Троицу. Многие иконы возвращены храмам.
Экспозицию культового искусства дополняют произведения мелкой пластики – медное художественное литье XIX – начала XX века и ростовская финифть. Ювелирное искусство светского назначения представлено изделиями всемирно известной фирмы «Фаберже», серебряными кавказскими поясами и кинжалами в серебряных оправах. В зале искусства Востока демонстрируются традиционная японская живопись на шелке, китайские вазы, японский фаянс, буддийская скульптура конца XIX – начала XX века. Декоративно-прикладное искусство Европы представлено мебелью, бронзовыми канделябрами и каминными часами позапрошлого века, которые создают экспозиционные ансамбли в интерьере. В зале пейзажной живописи сберегаются «Морской пейзаж» неизвестного голландского художника XVII века, как утверждают искусствоведы – из круга Виллема ван дер Вельде-младшего, произведения Айвазовского, Мясоедова, Виноградова, Клевера, Горавского. В портретной галерее вы не пройдете мимо «Портрета неизвестного в зеленом кафтане» Дарбеса и «Портрета девушки» Рауда. А настоящая жемчужина зала графики – эскиз Врубеля к его картине «Демон поверженный». И это только малая толика того, что представлено в музее.
Музей «Спасенные художественные ценности» – плод совместного труда искусствоведов и таможни. Только за два последних года на брестском участке границы изъяты тысячи предметов антиквариата. Но особенно «урожайными» в этом плане были 90-е годы прошлого века. В иные времена брестские таможенники ежегодно изымали у контрабандистов и передавали музею до двух тысяч предметов антиквариата. Однако в последние годы, говорят в отделе борьбы с контрабандой Брестской таможни, поток контрабанды уменьшился заметно.
Ирина Тарима связывает это с тем, что в России, откуда в основном и следовали раритеты за границу, создана довольно эффективная система оценки и аукционной продажи, цивилизованный рынок антиквариата. Владельцам и покупателям стало выгоднее продавать и покупать предметы искусства легально дома, нежели пытаться это делать нелегально за границей.
Впрочем, на западной границе Союзного государства в последние годы наблюдается обратная тенденция – не вывоза, а ввоза в страну художественных и культурных ценностей. Причем нередко опять же контрабандным путем. Запасники музея продолжают пополняться. Как говорит Ирина Николаевна, поступают не произведения искусства, а артефакты, связанные с Первой и Второй мировыми войнами – главным образом документы, книги, нумизматика.

Контрабандисты меняют маршрут

Уникальная коллекция спасенных ценностей создана и в Гродненском историко-археологическом музее. Совсем недавно управление КГБ по Гродненской области передало музею ценный экземпляр огнестрельного оружия ХIХ века – охотничье ружье, сделанное на Тирольской оружейной фабрике Иоганна Петерлонго. Кстати, имя этого мастера с большим уважением произносится в кругах коллекционеров оружия. Он является тирольским оружейником, открывшим в 1854 году фабрику и на протяжении всей своей жизни сумевшим стать одним из главных производителей охотничьего оружия в Австро-Венгерской империи. Такое ценное ружье и имел намерение переправить в личную коллекцию заграничного гражданина житель областного центра.
Сотни экспонатов, историко-культурных ценностей, задержанных в ходе оперативно-разыскных мероприятий Гродненской региональной таможни и УКГБ по Гродненской области, пополнили фонды экспозиции «Спасенные ценности».
– Благодаря сотрудникам Гродненской региональной таможни и УКГБ по Гродненской области, наш музей получает экспонаты, которые имеют ценность не только для белорусской, но и для всей европейской культуры. Особо важно, что такие экспонаты, которые мы сегодня получаем бесплатно от названных силовых структур, наше учреждение может приобретать нечасто, поскольку на это требуются огромные средства, – рассказывает заведующая художественным отделом музея Светлана Янчаловская и приглашает посмотреть экспозицию.
Здесь действительно есть на чем остановить восхищенный взгляд. Среди спасенных экспонатов, к примеру, шикарная коллекция мейсенского фарфора первой половины ХIХ века, а коллекцию серебра украшает большое сувенирное блюдо «Фаберже».
– Автор блюда – Юлий Рапопорт, один из лучших мастеров фирмы «Фаберже», который специализировался на исполнении больших декоративных произведений. Блюдо диаметром почти 40 сантиметров и весом 2330 граммов представляет собой декоративное оформление медалей времен Александра II, которые посвящались губернским сельскохозяйственным выставкам и юбилеям. В днище сувенира вмонтированы позолоченные медали, где отображены атрибуты сельского хозяйства и вольного предпринимательства, образы Екатерины II и Александра II, гербы Российской империи, – представляет Светлана Михайловна этот бесценный экспонат.
Богата и коллекция живописи, куда входят, к примеру, картины, которые, по мнению искусствоведов, могут принадлежать кисти Исаака Левитана и Казимира Малевича. А рядом с этим бесценным приобретением музея – неповторимая коллекция икон, среди которых – святыня ХIХ века «Воскресение – Сошествие в ад» с пятью изображениями Христа в центральной части и сюжетами главных христианских праздников на восемнадцати клеймах.
Все эти историко-культурные ценности могли быть навсегда вывезенными за границу, если бы не бдительность стражей границы. Следует заметить, что значительная часть таких экспонатов поступила в музей в 90-е годы. Тогда ценности везли через Беларусь из России в западноевропейские страны. Сейчас, кстати, их маршрут часто меняется в обратном направлении.

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Канал в будущее

25 лет отмечает Телерадиовещательная организация Союзного государства Беларуси и России. Ее председатель Николай Ефимович рассказал «СВ», как она менялась

Марафон добрых дел

Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев передал инвалидные коляски благотворительному фонду Алексея Талая

Без права на промах

На полигоне Обуз-Лесновский под Брестом все праздничные дни раздавалась плотная стрельба, ухали пушки и ревели моторы танков

Гордость за Гродно

IX Форум регионов Беларуси и России получился непохожим на предыдущие

Непобедимый боевой тандем

Тревожная ситуация на западных границах СГ заставила развернуть совместную военную группировку

Читайте также

Экономика: интеграция

Завелись не на шутку

В России приняли стратегию развития автомобильной отрасли до 2035 года

Политика

Александр Лукашенко - о том, что нужно сплотиться: Чтобы здесь не летали ракеты и не бросали на нас бомбы

Если бы белорусы не выстояли в 2020 году, в стране сейчас было бы хуже, чем на Украине. Нужно хорошо усвоить этот урок

Туризм

Пять причин посетить Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Судьбу города в свое время определили два знатных рода - Румянцевы и Паскевичи. Они же оставили гомельчанам этот роскошный туристический объект. И совсем недавно коллектив учреждения получил специальную премию Президента Беларуси

Культура

Вячеслав Назарук: Вместо князя Меншикова получался… Зайчик

Не стало мультипликатора, который нарисовал Кота Леопольда, Крошку Енота и Мамонтенка. Ему был 81 год

Союзное государство

Канал в будущее

25 лет отмечает Телерадиовещательная организация Союзного государства Беларуси и России. Ее председатель Николай Ефимович рассказал «СВ», как она менялась

Трибуна депутата

Владимир Андрейченко: Мы не можем безразлично смотреть на марши неонацистов

Белорусы всегда будут воспринимать кровавые события, стоящие за словом «холокост», как личную трагедию



Общество

Шаром покатили

Китайский зонд унизил США, показав полную беспомощность американских ПВО

Общество

Наплевали на свои же принципы

Страна, где отжимают собственность под надуманными предлогами – новая реальность в США

Общество

Полуфабрикат эконом-класса

С передачей танков Украине американцы оказались, как всегда, самыми хитрыми, и оставили союзников по НАТО в дураках

Спорт

Бойкот, да не тот

Отсутствия поляков на Олимпиадах никто и не заметит, в отличии от россиян и белорусов, вот они и бесятся

Общество

Не надо бояться человека с конфетой…

На Западе пытаются оправдать уже и педофилию

Туризм

Пять причин посетить Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Судьбу города в свое время определили два знатных рода - Румянцевы и Паскевичи. Они же оставили гомельчанам этот роскошный туристический объект. И совсем недавно коллектив учреждения получил специальную премию Президента Беларуси

Спорт

«Да здравствует матушка-Россия!»

Болельщик выкрикивал эти слова, когда сиднейские полицейские тащили его с трибун

Звезды

Ольга Кабо: Теперь играю мам-злодеек

Аристократичная красавица до сих пор покоряет сердца. И возраст не скрывает. Но кто поверит, что Ольге Кабо уже 55?

Культура

Вячеслав Назарук: Вместо князя Меншикова получался… Зайчик

Не стало мультипликатора, который нарисовал Кота Леопольда, Крошку Енота и Мамонтенка. Ему был 81 год