01 Октября 2008 года / К номеру:   ()

На перекрестке всех дорог

Беларусь намерена зарабатывать на своем географическом положении

От разговоров о выгодности географического положения власти Беларуси переходят к делу. Программа развития логистической системы, рассчитанная до 2015 года, предусматривает увеличение вклада транспортного сектора в ВВП страны до 9 процентов. При этом на 10 процентов уменьшатся общие транспортно-логистические издержки организаций страны, что в свою очередь позволит повысить конкурентоспособность белорусской продукции. Из общего грузопотока, перерабатываемого на складах Беларуси, сегодня львиная доля приходится на внутриреспубликанские перевозки – около 60 процентов, на импорт – 30 процентов, 7,5 процента – на экспорт. На транзитный же грузопоток остается лишь 2,5 процента.
Такое положение правительство Беларуси явно не устраивает. В стране, расположенной на перекрестке дорог из ЕС в Россию, от Балтийского моря к Черному, могли бы концентрироваться, обрабатываться, доупаковываться и «растекаться» по всему миру куда большие объемы международных грузопотоков. И это было бы выгодно многим внешним партнерам с востока и запада, юга и севера. А сама Беларусь на этом могла бы зарабатывать хорошие деньги, как это сейчас неплохо получается, например, у литовцев и поляков.
Понятно, что для подобного бизнеса недостаточно просто иметь много грузовиков, железных вагонов и грузовых самолетов. Прежде всего надо построить много современных складских помещений в местах пересечения главных автомобильных и железнодорожных путей, авиамаршрутов. И каждый из 19 крупных логистических центров, которые смогут перерабатывать значительные объемы грузов, к 2015 году заработает именно на таких международных «перекрестках».
Участки для застройки территорий под будущие логистические центры в правительстве уже определили. Теперь очередь за инвесторами. В правительстве прежде всего рассчитывают на частный капитал, как белорусский, так и иностранный. Бюджетное финансирование пока не предусматривается.
Задуманное в Беларуси во многом схоже с тем, что происходит в России, которая сегодня стремится переориентировать свои грузопотоки с Прибалтики на собственные северо-западные морские ворота. Кроме того, только Российские железные дороги, как говорят в белорусском Минтрансе, собираются построить 70 транспортно-логистических центров.
«Девятнадцать центров для Беларуси – это не так уж много», – считает начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Минтранса Сергей Кучинский. Тем не менее это значительный шаг в развитии белорусской логистической системы. Все центры поделили на два уровня: региональные и территориальные. Региональные, как правило, разместятся в столице и в областных центрах на территориях свободных экономических зон. Они будут работать преимущественно с иностранными партнерами.
А территориальные центры, которые планируется создать в крупных районных центрах – Барановичах, Бобруйске, Борисове, Жлобине, Мозыре, Орше, Пинске, будут аккумулировать как местные, так и транзитные грузы, которые потом будут доукомплектовываться грузами из других региональных логистических центров, исходя из страны или конкретного пункта назначения. За счет оптимизации поставок существенно снизятся также транспортные издержки самих белорусских экспортеров.
– Сегодня Беларусь от транзита получает 2,3 миллиарда долларов, а после реализации упомянутой программы сможет зарабатывать около 4 миллиардов, – называет один из ожидаемых итогов реализации национальной логистической программы Сергей Кучинский. – И если сегодня 30 тысяч семей живут за счет работы в сфере международных автомобильных перевозок, то будут жить за счет этого как минимум 50 тысяч семей.
В хорошие перспективы проекта верят почти все специалисты. Однако важно прислушаться и к скептикам, которые предупреждают об опасности монополизации этой сферы крупными игроками. В этом случае мы можем наступить на советские грабли: получить что-то напоминающее огромные склады со скудным ассортиментом товаров и кабальными условиями их поставок в розничную сеть.

Руслан АНАНЬЕВ

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Вторая жизнь после Чернобыля

Союзные программы помогают восстановить зараженные территории

Оборот побил рекорд

Показатели торговли между нашими странами преодолели отметку в пятьдесят миллиардов долларов

Вот, новый поворот

Водители заждались союзной «автогражданки». Для них она как дополнительная полоса на загруженном шоссе в час пик. И ждать «разгрузки» осталось совсем недолго

Встали на другие рельсы

Белорусско-российская производственная кооперация выходит на новый уровень в Нижегородской и Ульяновской областях

Шаг к жизни

Совместные проекты в здравоохранении спасают десятки детей

Год вместо трех лет

Согласование союзных программ максимально ускорят

Читайте также

Туризм

Пять причин посетить Геленджик

Живописный город Краснодарского края богат достопримечательностями и всевозможными развлечениями. Здесь ждут гостей в любое время года

Трибуна депутата

Андрей Савиных: Готовы к справедливому и честному сотрудничеству

В Москве проходит Международная парламентская конференция «Россия-Африка в многополярном мире». О важности и перспективах сотрудничества РФ и РБ со странами континента корреспонденту «СВ» рассказал заместитель председателя Парламентского Собрания

Союзное государство

Вторая жизнь после Чернобыля

Союзные программы помогают восстановить зараженные территории

Экономика: интеграция

Икее нашли замену: белорусский бренд займет место бежавшего из РФ шведского гиганта

Белорусская компания Swed House в скором времени откроет мебельные магазины в Москве. Изготавливать корпусную и мягкую мебель планируют на производственных мощностях шведского гиганта, покинувшего рынок России в прошлом году

Политика

Если люди есть – деньги найдутся

Александр Лукашенко знает, как снизить зависимость белорусских и российских потребителей от импортных поставок микроэлектроники

Общество

Геноцид национализма

Международный уголовный суд в Гааге выдал ордера на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Казалось, что после вручения премии «Оскар» «киношедевру» про Алексея Навального (признан в РФ экстремистом и террористом), дальше падать уже и некуда, но Запад в очередной раз пробил дно безумия



Политика

Если люди есть – деньги найдутся

Александр Лукашенко знает, как снизить зависимость белорусских и российских потребителей от импортных поставок микроэлектроники

Политика

Фактор внезапности

Это один из ключевых принципов военного искусства. Президент России владеет им как никто другой. Неожиданно для всех он побывал в Крыму - в Севастополе, в Ростове - в командном пункте СВО, и на Донбассе - в освобожденном Мариуполе

Политика

Геополитика «как скала посреди бурного потока»

Россия и Китай борются с общими угрозами и вызовами, стоя плечом к плечу: Владимир Путин и Си Цзиньпинь написали статьи перед большой встречей в Москве

Общество

Геноцид национализма

Международный уголовный суд в Гааге выдал ордера на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Казалось, что после вручения премии «Оскар» «киношедевру» про Алексея Навального (признан в РФ экстремистом и террористом), дальше падать уже и некуда, но Запад в очередной раз пробил дно безумия

Трибуна депутата

Андрей Савиных: Готовы к справедливому и честному сотрудничеству

В Москве проходит Международная парламентская конференция «Россия-Африка в многополярном мире». О важности и перспективах сотрудничества РФ и РБ со странами континента корреспонденту «СВ» рассказал заместитель председателя Парламентского Собрания

Общество

Поворотная встреча

Визит китайского лидера Си Цзиньпина  - сигнал всему остальному миру о том, в каком направлении смотрят азиатские партнеры

Общество

На правильной волне

Миропорядок должен вскоре измениться - и адекватные люди уже поняли это

Трибуна депутата

Стратегический партнер

14-15 марта в Брянске проходило заседание Комиссии Парламентского собрания по энергетике и транспорту

Туризм

Пять причин посетить Геленджик

Живописный город Краснодарского края богат достопримечательностями и всевозможными развлечениями. Здесь ждут гостей в любое время года