01 Октября 2008 года / К номеру:   ()

На перекрестке всех дорог

Беларусь намерена зарабатывать на своем географическом положении

От разговоров о выгодности географического положения власти Беларуси переходят к делу. Программа развития логистической системы, рассчитанная до 2015 года, предусматривает увеличение вклада транспортного сектора в ВВП страны до 9 процентов. При этом на 10 процентов уменьшатся общие транспортно-логистические издержки организаций страны, что в свою очередь позволит повысить конкурентоспособность белорусской продукции. Из общего грузопотока, перерабатываемого на складах Беларуси, сегодня львиная доля приходится на внутриреспубликанские перевозки – около 60 процентов, на импорт – 30 процентов, 7,5 процента – на экспорт. На транзитный же грузопоток остается лишь 2,5 процента.
Такое положение правительство Беларуси явно не устраивает. В стране, расположенной на перекрестке дорог из ЕС в Россию, от Балтийского моря к Черному, могли бы концентрироваться, обрабатываться, доупаковываться и «растекаться» по всему миру куда большие объемы международных грузопотоков. И это было бы выгодно многим внешним партнерам с востока и запада, юга и севера. А сама Беларусь на этом могла бы зарабатывать хорошие деньги, как это сейчас неплохо получается, например, у литовцев и поляков.
Понятно, что для подобного бизнеса недостаточно просто иметь много грузовиков, железных вагонов и грузовых самолетов. Прежде всего надо построить много современных складских помещений в местах пересечения главных автомобильных и железнодорожных путей, авиамаршрутов. И каждый из 19 крупных логистических центров, которые смогут перерабатывать значительные объемы грузов, к 2015 году заработает именно на таких международных «перекрестках».
Участки для застройки территорий под будущие логистические центры в правительстве уже определили. Теперь очередь за инвесторами. В правительстве прежде всего рассчитывают на частный капитал, как белорусский, так и иностранный. Бюджетное финансирование пока не предусматривается.
Задуманное в Беларуси во многом схоже с тем, что происходит в России, которая сегодня стремится переориентировать свои грузопотоки с Прибалтики на собственные северо-западные морские ворота. Кроме того, только Российские железные дороги, как говорят в белорусском Минтрансе, собираются построить 70 транспортно-логистических центров.
«Девятнадцать центров для Беларуси – это не так уж много», – считает начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Минтранса Сергей Кучинский. Тем не менее это значительный шаг в развитии белорусской логистической системы. Все центры поделили на два уровня: региональные и территориальные. Региональные, как правило, разместятся в столице и в областных центрах на территориях свободных экономических зон. Они будут работать преимущественно с иностранными партнерами.
А территориальные центры, которые планируется создать в крупных районных центрах – Барановичах, Бобруйске, Борисове, Жлобине, Мозыре, Орше, Пинске, будут аккумулировать как местные, так и транзитные грузы, которые потом будут доукомплектовываться грузами из других региональных логистических центров, исходя из страны или конкретного пункта назначения. За счет оптимизации поставок существенно снизятся также транспортные издержки самих белорусских экспортеров.
– Сегодня Беларусь от транзита получает 2,3 миллиарда долларов, а после реализации упомянутой программы сможет зарабатывать около 4 миллиардов, – называет один из ожидаемых итогов реализации национальной логистической программы Сергей Кучинский. – И если сегодня 30 тысяч семей живут за счет работы в сфере международных автомобильных перевозок, то будут жить за счет этого как минимум 50 тысяч семей.
В хорошие перспективы проекта верят почти все специалисты. Однако важно прислушаться и к скептикам, которые предупреждают об опасности монополизации этой сферы крупными игроками. В этом случае мы можем наступить на советские грабли: получить что-то напоминающее огромные склады со скудным ассортиментом товаров и кабальными условиями их поставок в розничную сеть.

Руслан АНАНЬЕВ

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Олег Белоконев: Союз России и Беларуси стоит, как кость в горле у коллективного Запада

Парламентарий выступил на открытии кадетской смены Союзного государства

Николай Бурляев: Бюджет на науку, культуру, образование увеличили в три раза

Внимание к гуманитарным вопросам - залог процветания Союзного государства

Великолепная пятерка

Союзные депутаты обсудили финансирование действующих и новых интересных проектов


Прошел первый День Союзного государства

Первый из трех Дней Союзного государства прошел на «Славянском базаре в Витебске». И был невероятно насыщенным

Сергей Стрельченко: «Славянский базар» - наш самый яркий проект»

О деловой программе фестиваля, в которой будут участвовать депутаты, рассказал Ответственный секретарь Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России

Программ станет больше

У Москвы и Минска на первом месте взаимная поддержка и координация

Читайте также

Туризм

Пять причин погулять по экотропам Беларуси

Отдых на природе - это не только шашлыки, палатки и купание до синих губ. Прогулки по заповедным местам помогут по-новому взглянуть на привычные пейзажи

Союзное государство

Олег Белоконев: Союз России и Беларуси стоит, как кость в горле у коллективного Запада

Парламентарий выступил на открытии кадетской смены Союзного государства

Культура

Лучше Бреста нету места!

В этом уверены не только местные жители, но и все, кто оказался в древнем городе на минувших выходных. Город над Бугом на прошлой неделе отметил 1003 -летие. Поздравить именинника приехали и гости из России

Общество

Северный флот не подведет

В «Орленке» открылась кадетская смена Союзного государства

Трибуна депутата

Николай Бурляев: Пора остановить сползание в демографическую яму

Всемирная организация здравоохранения объявила, что «мужчина» и «женщина» теперь не единственные гендеры на планете

Экономика: интеграция

Ой, цветет «Регина»!

Черешня из Гродненской области может потеснить в России молдавскую и турецкую



Общество

Северный флот не подведет

В «Орленке» открылась кадетская смена Союзного государства

Союзное государство

Олег Белоконев: Союз России и Беларуси стоит, как кость в горле у коллективного Запада

Парламентарий выступил на открытии кадетской смены Союзного государства

Общество

Договор дороже денег

Украина потребовала вернуть зарубежное имущество СССР

Общество

Ай-ти место пусто не бывает

В этом году в российские вузы подали рекордное количество заявлений на прием - 6,3 миллиона, специальности мечты - технические

Общество

Один раз в год сады цветут

Москву не узнать - на Манежной площади вырос городок из петуний, по соседству - пшеничное поле, а у входа в ЦУМ - экзотический остров с пальмами, орхидеями и кувшинками

Туризм

Пять причин погулять по экотропам Беларуси

Отдых на природе - это не только шашлыки, палатки и купание до синих губ. Прогулки по заповедным местам помогут по-новому взглянуть на привычные пейзажи

Общество

Перекрестные полеты

Юлия Новицкая о старте экипажа Crew-5 на МКС

Спорт

Трезубцем по мечте

В отмене мастер-классов Александры Трусовой в Стокгольме обнаружен украинский след

Общество

От частного к общему

Среднее образование в Беларуси станет обязательным. Что еще изменится в школах республики в новом учебном году?

Общество

Оставь мобилу, всяк сюда входящий

На уроках запретят пользоваться гаджетами. И будут учить финансовой грамотности