САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Цель – правовая гармония

В Минске состоялось 41-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, посвященного гармонизации законодательства  для обеспечения  реализации союзных договоренностей

Эта тема – одна из важнейших  для развития интеграционных  процессов на постсоветском пространстве, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союзного государства по законодательству и регламенту, доктор юридических и философских наук, генерал-майор полиции Татьяна Москалькова.
      
Парламентское Собрание прошло большой путь в своем развитии, при этом главное направление его деятельности остается прежним – это выработка правил игры для участников существующей системы правоотношений, построение правового каркаса для двух государств, образующих Союзное государство, а сегодня еще четырех государств – членов ЕАЭС и шести участников ОДКБ.

Важно понимать, какой должна быть форма нормативно-правовых актов (НПА), механизм их принятия, как он устанавливается для субъекта правоотношений, какую часть законодательного массива необходимо унифицировать. Сегодня вопросов больше, чем ответов.

В 1996 году, на этапе существования Сообщества России и Беларуси, Парламентское Собрание получило право разрабатывать и утверждать модельные законы, вносить предложения в органы исполнительной и законодательной власти для принятия тех или иных законодательных актов.

После создания Союза Беларуси и России у Парламентского Собрания появилась  возможность принимать НПА, имеющие статус законодательных рекомендаций. Они должны рассматриваться парламентами государств – участников Союза в первоочередном порядке. За Парламентским Собранием сохранилось право внесения законопроектов в Высший Совет Союза и другие полномочные органы государств-участников. За это время было приято 11 таких правовых актов по различным сферам.

Хочу напомнить, что Договор о создании Союзного государства предусматривал создание двухпалатного парламента. Предполагалось, что нижняя палата будет избираться на основе прямых выборов и состоять из 75 депутатов, верхняя – из 36.

Парламенту предоставлялось право принятия актов прямого действия – законов Союзного государства. Подзаконная база должна была вырабатываться государствами, входящими в Союз, путем имплементации норм, модельных законов в действующее законодательство.

Но быстро создать новое государственное образование, не пройдя необходимые  исторические периоды, оказалось невозможным. Поэтому сегодня главными определяющими союзного строительства являются упрочнение суверенитета и самостоятельности России и Беларуси, расширение интеграции и укрепление Союза. Именно это обеспечивает увеличение товарооборота, дает возможность объединить  усилия для обороны и противодействия вызовам и угрозам глобального мира и внутренним угрозам.

Иногда слышишь: если парламент Союзного государства пока не создан, принятие  Конституционного акта тоже не стоит в первоочередной повестке – то какие в таком случае у него  полномочия для принятия нормативно-правовых актов?

Договор о Союзном государстве дает ответ и на этот вопрос. Если парламента нет, его функции, как я уже говорила, в полном объеме выполняет Парламентское Собрание. Но если речь идет о принятии законов и основ, то это противоречит конституциям наших стран, в которых не предусмотрены наднациональные органы в сфере политики и обязательные для исполнения законы, за исключением международных актов.

Несмотря на то что у нас есть Договор о создании Союзного государства от 1999 года, практика  показала, что основные нормы по формам правовых актов не реализуются. Значит, наша задача – понять и выработать механизм правового регулирования деятельности Союзного государства как в целом, так и по отдельным направлениям его функционирования. Первым законом, принятым в форме декрета (что тоже предусматривается договором), был Декрет «О порядке формирования и реализации бюджета Союзного государства». Этот нормативный акт определяет формирование и реализацию бюджета, фиксирует понятие и регламентирует компетенции Счетной палаты Союзного государства, определяет механизмы проверки эффективности и целевого использования союзного кошелька. Это очень важный документ, который и должен стать моделью для выработки видов НПА. Нам, видимо, необходимо скорректировать договор в части форм нормативно-правовых актов, порядка их принятия и механизма реализации.

При этом важно сохранить институт рекомендательных актов и выработать механизмы их реализации. Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов на соответствие законам, декретам и основам Союзного государства.

Поэтому, на мой взгляд, в регламенте Госдумы важно закрепить норму, обязывающую проводить правовую экспертизу на соответствие законопроектов не только международным правовым актам, но и правовым актам интеграционных систем, созданных и работающих на постсоветском пространстве – Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.

Правовые акты рекомендательного характера, как правило, направлены на то, чтобы гармонизировать, унифицировать законодательство двух стран, но это возможно, когда экспертное сообщество будет иметь достаточные финансовые, материальные средства и условия для проведения огромной работы сравнительного анализа двух правовых систем. Нам же нужно организовать и упорядочить эту деятельность.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Гендиректор МАГАТЭ: Россия играет ключевую роль в вопросе Ирана и имеет прямой диалог с Тегераном
  2. Владимир Путин утвердил новые меры поддержки семей с детьми и самозанятых граждан
  3. Дед Мороз, Снегурочка и служебный пёс Шайр поздравят минчан с Новым годом
  4. Владимир Путин: Ветераны СВО в органах власти усилят контроль за поддержкой военных и их семей
  5. Владимир Путин: Филиал Национального центра «Россия» в Красноярске станет местом притяжения для жителей и гостей
  6. Владимир Путин: Поддержка ветеранов СВО и их семей останется под особым контролем в органах власти
  7. Беларусь и Иран укрепляют сотрудничество: итоги переговоров глав МИД
  8. Песков: Путин не поддерживает временные перемирия на Украине и нацелен на долгосрочный мир
  9. Москва и Минск обсудят сохранение исторической памяти в формате видеомоста
  10. Посол Венесуэлы поделился воспоминаниями о первой встрече Путина и Чавеса
  11. Литва выразила готовность к диалогу с Беларусью по вопросам границы
  12. Александр Лукашенко: Экономика — главный приоритет в отношениях Беларуси и Ирана
  13. Борису Грызлову — 75: дипломат, реформатор, государственный деятель
  14. Беларусь и Китай укрепляют сотрудничество в оборонной и космической сферах
  15. Александр Лукашенко вручил подарки Дональду Трампу и его супруге во время визита спецпосланника США

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Подсовывают «Минск-3» вместо настоящего мира

Цель Зеленского — протащить план по «заморозке» конфликта и внести неприемлемые для России предложения в документы США по мирному урегулированию.

МНЕНИЯ

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

«Евровидение» свое отпело

Анатолий Заусайлов

Уже пять стран отказалось от участия в конкурсе -2026

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также