14 Мая 2015 года / К номеру: 19  (610)

Нет, такое не должно повториться

В Белоруссии фашистами уничтожено более 9200 деревень. В более чем 500 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы (из истории Великой Отечественной войны)

Нет, такое не должно повториться

«Хатынская повесть» Алеся Адамовича заинтересовала меня по нескольким причинам. Во-первых, мне довелось самой посетить мемориальный комплекс в Хатыни. Еще тогда зверства фашистских карателей в белорусских деревнях потрясли меня, заставили не просто понять ужас фашизма головой, а пропустить этот ужас через себя, каждой клеткой возненавидеть фашистский режим, заплакать от скорби.

Во-вторых, это произведение выросло из документов, из реальных впечатлений, рассказов очевидцев. Писатель расспрашивал более сотни партизан и описывал события по их воспоминаниям.

Наконец, это повесть, написанная человеком, не понаслышке знавшим военное лихолетье: Алесь Адамович в оккупации сам воевал в партизанском отряде (причем вместе с матерью Анной Митрофановной, которая была активным членом подполья с 1941 года) и с честью прошел все испытания военного времени.

Прошел все страшные испытания и главный герой повести - 17-летний «косачевец» Флера… А теперь Флориан Петрович Гайшун едет с семьей и однополчанами-партизанами на открытие памятника белорусским партизанам и вспоминает, что происходило с ним во время войны. Из этих воспоминаний мы узнаем, как Флера вступил в ряды партизан, как познакомился со своей будущей женой Глашей, как узнал о гибели матери и сестричек, как он чуть не сгорел заживо в деревне Переходы. В этой повести, как на ладони, душа юного советского партизана, который хочет жить вопреки пулеметным очередям, блокаде, фашистам. Вопреки войне. 

Когда я читала повесть, ощутила, как граница между персонажами, автором и мной стирается. И это уже я вспоминаю рядом с Флорианом Петровичем, когда в его ослепших глазах встают образы, которые навсегда запечатлелись в памяти еще юного Флера. И каждая эмоция главного героя электрическим разрядом, весенним ветром, автоматной пулей достигает тебя, хотя ты лишь читатель. Как такие зверства фашистов можно было пережить? Как, пережив все это, остаться Человеком? Такая сила авторского слова и превращение слов в зримые образы, как мне кажется, обусловлены прежде всего тем, что повесть во многом автобиографична и персонажи повести - часть самого автора.

При чтении произведения Адамовича ты не только ставишь себя на место героев или безмерно им сочувствуешь, но и начинаешь задумываться над проблемами, которые касаются всего человечества. Две из них мне видятся самыми важными на данный момент. 

Спустя 70 лет после Победы мы смотрим на события Великой Отечественной войны сквозь линзы гуманизма и привычки спокойно жить. И это зачастую мешает в полной мере оценить ужас войны как таковой. В повести есть такой эпизод: третьекурсники Флориана Петровича (после войны он преподает психологию в университете) узнали про случай, когда во время блокады командир пожертвовал плакавшим на руках у матери ребенком, чтобы спасти свой отряд от истребления. Студенты возмущены и не могут поверить в возможность таких действий со стороны командира. Считают, что «люди, утратив саму цель борьбы, возненавидели бы друг друга и жизнь, купленную такой ценой». На мой взгляд, студенты, руководствуясь гуманными принципами, забывают, что каждый человек старается ухватиться за жизнь, пока у него есть для этого душевные и физические силы, тем более, когда на кону жизнь многих людей. Когда Флориан Петрович напоминает студентам о «защитном механизме» психики, они воспринимают даже минимальную попытку оправдать действия командира в штыки, не изменяя своим принципам… потому что это всего лишь в теории!

Хотя повесть написана примерно через 20-25 лет после окончания войны, писатель уже в ней говорит о том, что кое-где фашизм «встал со скамьи подсудимых, разминает затекшие мускулы, сменил смиренно-удивленную мину на наглую ухмылку». В этой связи автор вспоминает пресловутого американского лейтенанта Уильяма Колли, повинного в уничтожении вьетнамской деревни Сонгми.

Массовое убийство мирных жителей американскими военными в 1968 году произошло всего через 23 года после Второй мировой. Уже тогда Алесь Адамович взывал к людям: «Одумайтесь!»

«Одумайтесь!» - еще сильнее бы кричал писатель и сегодня, когда нашу историю пытаются переписать, извращая факты и уничтожая свидетельства злодеяний. «Одумайтесь!» - это относится и к событиям, происходящим сегодня на Украине, в странах Балтии, да и во многих других точках планеты, где вновь поднимает голову фашизм.

Что нового я узнала о войне, прочитав повесть? Подробности войны, страшные, ужасные, не укладывающиеся в голове.    Что почувствовала я после «Хатынской повести»? Душераздирающую боль. И решимость… сделать что-то большое и хорошее для людей. Что поняла я, медленно закрыв книгу? Нельзя этого допустить никогда, больше никогда!  

Сегодня я бы посоветовала прочитать эту повесть не только своим сверстникам, но и взрослым людям, держащим в своих руках власть и ответственность за миллионы людей. Может, они забыли, из чего рождается фашизм? Ведь человек остается человеком, пока сохраняет основные черты, отличающие его от животного: умение помнить, умение сочувствовать и умение любить. 

Елизавета Устинова, ученица 10-го класса,
победитель конкурса сочинений «Это наша Победа»

Ключевые слова: историяпамятьвов

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

За восемь программ спросим

Именно столько интеграционных проектов уже полностью выполнили

Это надо живым

Минск и Москва вместе защищают правду, пока весь мир сходит с ума, разрушая памятники и приумножая фейки

Вторая жизнь после Чернобыля

Союзные программы помогают восстановить зараженные территории

Оборот побил рекорд

Показатели торговли между нашими странами преодолели отметку в пятьдесят миллиардов долларов

Вот, новый поворот

Водители заждались союзной «автогражданки». Для них она как дополнительная полоса на загруженном шоссе в час пик. И ждать «разгрузки» осталось совсем недолго

Встали на другие рельсы

Белорусско-российская производственная кооперация выходит на новый уровень в Нижегородской и Ульяновской областях

Читайте также

Союзное государство

За восемь программ спросим

Именно столько интеграционных проектов уже полностью выполнили

Культура

Лучше хором!

От «Сябров» до Турецкого: 2 апреля отпразднуем День единения народов России и Беларуси

Туризм

Пять причин вспомнить Хатынь

В массовом сознании деревушка - символ всех сожженных населенных пунктов. Спустя восемьдесят лет после трагедии люди продолжают приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти невинным жертвам нацистов

Общество

«Начну громить как преступников»

Дмитрий Медведев напомнил, как Сталин в годы Великой Отечественной «взбадривал» оборонщиков

Экономика: интеграция

На этом «Фермере» пахать надо!

Белорусский «железный конь» прописался в башкирской деревне Локотки

Политика

Не только ногу, они уже голову себе прострелили

Белорусский лидер часто объясняет процессы в мировой политике просто «на пальцах», чтобы было понятно любому. И западным политикам достается не слабо



Общество

«Начну громить как преступников»

Дмитрий Медведев напомнил, как Сталин в годы Великой Отечественной «взбадривал» оборонщиков

Культура

Лучше хором!

От «Сябров» до Турецкого: 2 апреля отпразднуем День единения народов России и Беларуси

Политика

Не только ногу, они уже голову себе прострелили

Белорусский лидер часто объясняет процессы в мировой политике просто «на пальцах», чтобы было понятно любому. И западным политикам достается не слабо

Политика

Нравится, не нравится, терпи моя красавица

Наши президенты умеют не только метко и четко дать оценку разным ситуациям и людям, но часто делают это с юмором и сарказмом. Поэтому их фразы быстро уходят в народ и превращаются в мемы. «СВ» собрало высказывания за последний год

Общество

СНВ-3: Снова Не Выйдет

Приостановление нашего участия в Договоре отрезвило американцев

Общество

Две столицы-сестрицы

Тесные связи городов нашли отражение в названиях улиц, памятников и зданий

Спорт

Рекордами по санкциям

Атлеты РФ и РБ на домашних турнирах показывают высокие результаты. А международные соревнования без их участия деградируют на глазах

Культура

Давай поженимся!

Пар, где она - белоруска, а он - россиянин, или наоборот, в мире культуры и шоу-бизнеса предостаточно. «СВ» вспомнило, как создавались самые яркие и крепкие союзы

Культура

Елена Воробей - о тяжелом детстве: На лифте каталась, как на аттракционе

Ее называют королевой пародии. Она изображает Людмилу Гурченко, Ирину Аллегрову, Машу Распутину. Родилась юмористка в Беларуси

Общество

Крестный переход

Как в годы богоборчества Орел приютил десятки священников