САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Расходы госкорпораций - под контроль

Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос – о критерии этой эффективности, считает член Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей МИРОНОВ. Об этом он сказал на заседании Государственного Совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов.

Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос – о критерии этой эффективности, считает член Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей МИРОНОВ. Об этом он сказал на заседании Государственного Совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов.

Сегодня критерий понимается как соотношение расходов и полученных результатов. Но что считать результатом? Вероятно, эффективность государственных расходов надо определять конечным социально-экономическим результатом, который они дают для жизни людей и всей страны.

Бюджетные расходы должны работать на все общество, а не на удовлетворение запросов и пожеланий министерств и ведомств. Сегодня государственные программы и бюджетные расходы формируются в основном по предложениям самих заинтересованных ведомств по принципу «от достигнутого». Если сохранять такой подход, то можно забыть про задачу, как сделать бюджетные расходы эффективными. Надо ставить задачу, чтобы вся бюджетная политика была нацелена на решение конкретных ключевых проблем развития нашей страны, на создание выгодных условий для производства и инноваций, на повышение уровня и качества жизни людей. В этой связи хотел бы высказать три позиции.

Первая. При переходе на программный бюджет необходимо обеспечить координацию и взаимоувязку госпрограмм, добиться, чтобы они были нацелены на конечный результат. Сегодня, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Минэкономразвития, Минфин, аппарат правительства и сами профильные ведомства – каждый вносит свой вклад и свое понимание, в итоге получается то, что получается.

Чтобы впредь такое не повторялось, нужен один центр. Надо определить, какой орган должен координировать работу и следить за соответствием госпрограмм стратегическим целям государства. Именно этот орган должен быть головным и, подчеркну, ответственным за то, чтобы программный бюджет представлял собой стройную систему, а достигаемые критерии эффективности были согласованы между собой и работали на общий конечный результат. Сегодня, к сожалению, этого нет.

Второе. Большие резервы повышения эффективности расходов сохраняются в сфере государственных закупок, несмотря на принятие нового закона, который, безусловно, значительно улучшил качество правового обеспечения этой деятельности. И всетаки здесь обращаются гигантские суммы, которые служат постоянным соблазном для нечистых на руку людей и вдохновляют их воображение на изобретение все новых и новых схем воровства.

 А что это значит? А значит это то, что закон, конечно же, принят хороший и нужный, но это в целом и в окончательном виде не значит, что на нем можно остановиться и успокоиться. Здесь идет постоянная борьба брони и стали, брони и снаряда. Значит, нужно вести постоянный мониторинг, своевременно выявлять новые приемы жульничества и перекрывать эти лазейки. Счетная палата должна  обратить внимание на эту сторону контроля госзакупок и регулярно информировать парламент о выявленных новых схемах злоупотреблений, чтобы мы оперативно корректировали правовую базу.

Третье. Отдельная, очень важная тема – эффективность расходов госкорпораций и компаний с высокой долей государственного участия. Это мощный сектор экономики, действующий в самых разных отраслях: от перекачки нефти, как «Транснефть», до самых передовых технологий, как «Роснано». На разных этапах и в разных формах им были переданы огромные объемы государственной собственности, в том числе бюджетных средств. Фактически они растворяются в активах компаний и оказываются за пределами бюджетной системы. Эти компании также постоянно привлекаются к решению разных государственных задач большого масштаба и стратегической важности.

В то же время контроль эффективности их работы, эффективности использования средств затруднен по сравнению с другими распорядителями бюджетных средств в силу статуса этих компаний и госкорпораций. Проверки проводятся в разовом порядке, а на наш взгляд, контроль в этой сфере необходимо сделать систематическим и комплексным. И в первую очередь он должен всесторонне раскрывать вопросы эффективности работы по сравнению с лучшей мировой практикой в соответствующих отраслях, какая отдача от переданного им государственного имущества, как они ведут свои закупки и так далее. А надо сказать, что объем закупок крупных госкомпаний вполне сравним с расходами некоторых министерств. По сути дела, госкомпании тратят переданные им государственные средства. От эффективности их работы прямо зависит не только решение порученных государством задач, но и поступление доходов бюджета от налогов и дивидендов на государственный пакет акций.

 На наш взгляд, здесь имеются огромные резервы для повышения эффективности расходования бюджетных средств и использования государственного имущества, да и для повышения эффективности всей экономики России в целом. Этот громадный сектор давно пора взять под надежный государственный контроль. Готовы активно участвовать в разработке необходимой правовой базы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин пообещал навести порядок в новых регионах
  2. Путину предложили транслировать его речи на уличных билбордах
  3. Путин анонсировал предстоящий визит в Китай
  4. Путин дал ряд поручений по развитию юга и Приазовья
  5. Военных задержали за тройное убийство в зоне СВО
  6. США сняли отдельные экспортные ограничения с России и Беларуси
  7. Путин заявил, что «принцип талиона» не всегда выгоден для России
  8. Путин поддержал идею создания координационного совета для выхода российского бизнеса на новые рынки
  9. В Литве призвали помочь Киеву вернуть мужчин призывного возраста
  10. Путин: Тенденции по инфляции в России положительные
  11. Путин: Изъятие бизнеса оправданно только в той ситуации, о которой было только что мною сказано
  12. В Росфинмониторинге рассказали, каким образом финансировался теракт в «Крокусе»
  13. Путин призвал не покрывать дефицит кадров мигрантами
  14. Глава КГБ Беларуси заявил о предотвращении атаки БПЛА на Минск
  15. Путин: Особенно важно улучшение условий труда для специалистов и в повышении их доходов

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

Состоялся второй день заседания ВНС

Глава государства Александр Лукашенко оценил обстановку в мире и ближайших странах

МНЕНИЯ

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также