САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Цель – суверенитет и безопасность

Во время последней встречи с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей Президент Беларуси Александр Лукашенко заверил, что белорусское председательство в Организации непременно приведет к хорошим переменам. Очень важно, что Беларусь и Россия занимают единую позицию по вопросам дальнейшего развития Организации Договора о коллективной безопасности.
По каким основным направлениям необходимо реформировать ОДКБ и к чему мы должны в итоге прийти? Каким образом мы, страны-участники, намерены поставить надежный заслон растущим вызовам и угрозам новейшего времени? Эти вопросы «Союзное вече» адресовало председателю Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместителю председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Анатолию ВАНЬКОВИЧУ.

Во время последней встречи с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей Президент Беларуси Александр Лукашенко заверил, что белорусское председательство в Организации непременно приведет к хорошим переменам. Очень важно, что Беларусь и Россия занимают единую позицию по вопросам дальнейшего развития Организации Договора о коллективной безопасности.
По каким основным направлениям необходимо реформировать ОДКБ и к чему мы должны в итоге прийти? Каким образом мы, страны-участники, намерены поставить надежный заслон растущим вызовам и угрозам новейшего времени? Эти вопросы «Союзное вече» адресовало председателю Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместителю председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Анатолию ВАНЬКОВИЧУ.

– Нынешний год стал годом реальной консолидации ОДКБ и, что самое главное, практической реализации наших общих решений, которые, я считаю, давно назрели. Это прежде всего налаживание механизмов кризисного реагирования, отработка применения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и миро-
творческая деятельность. Все страны-участники согласились с тем, что приоритетными направлениями в деятельности Организации должны стать раннее выявление дестабилизирующих явлений, предотвращение развития кризисов и конфликтных ситуаций, своевременная коллективная помощь на начальных стадиях кризисного развития, внешних угроз или разно-
гласий между государствами ОДКБ, активизация консультативного механизма, согласование своих позиций на международной арене, а также обязательная поддержка интересов любого из государств – членов Организации, которое подверглось давлению или вмешательству извне. Кроме того, очень серьезное внимание будет и дальше уделяться уже начатой работе над созданием межгосударственного механизма сотрудничества по формированию безопасного информационного пространства.
Особенно важно, что Беларусь и Россия занимают единую позицию по всем вопросам дальнейшего развития ОДКБ. Идея Президента Беларуси Александра
Лукашенко о расширении сотрудничества в рамках ОДКБ поддержана Президентом России Дмитрием Медведевым. Перспектива развития Организации стала первым блоком обсуждаемых вопросов и на недавней встрече президентов наших братских стран в Сочи. То есть на сегодня мы – единомышленники во всем, что относится к развитию ОДКБ.
– Каким, по-вашему, должен быть конечный итог реформирования ОДКБ?
– Ни одно, даже самое мощное государство не способно сегодня эффективно противостоять всем нынешним вызовам и угрозам. И то, что во всем мире страны объединяются в союзы и военные блоки, вполне закономерно и естественно. В свое время мы, семь стран постсоветского пространства, тоже сделали этот шаг – создали ОДКБ. И, подчеркну, никогда не закрывали свою Организацию для потенциальных участников. Как не закрываем, кстати, сегодня и наш Таможенный союз, и Единое экономическое пространство, и я уверен, таким же открытым будет в будущем наш Евразийский союз.

Но, что касается ОДКБ, на сегодня сама ситуация в мире, которую мы все видим и понимаем, диктует нам необходимость еще более тесного сотрудничества в сфере безопасности, в том числе в военной области.
Сегодня мы реально движемся к созданию полноценной военно-политической организации. При этом четко определились: вот национальные интересы наших стран, и мы намерены их все вместе защищать. Мы не намерены ущемлять чьи-то интересы, мы не собираемся ни на кого нападать, наша главная и единственная цель – обеспечение суверенитета и безопасности своих стран. И если мы примем это решение, нам, естественно, надо будет, как во всякой военно-политической организации, четко выстраивать ее структуру и определять и закреплять законодательно порядок ее деятельности.
Первый конкретный шаг в этом направлении мы уже сделали, приняв решение о необходимости создания КСОР. А это уже не просто пожелания – это большая, кропотливая и ответственная работа по созданию совместной военной структуры, со всей обязательной при этом четкой схемой ее функционирования.
Я убежден, что те принципы, которые заложены в основу военного и военно-технического сотрудничества Беларуси и России, могут и должны быть положены в основу реорганизации ОДКБ, так как наши страны в этом направлении уже прошли большой и непростой путь, на котором были и пробы, и даже ошибки, но который привел нас к реальным результатам. Посмотрите, насколько четко и слаженно действовали на последних совместных учениях на полигоне Ашулук, да и на всех предыдущих учениях последних лет, военнослужащие России и Беларуси. Однако чтобы этого добиться, сколько белорусскими и российскими военными было проведено совместных мероприятий боевой и оперативной подготовки, на которых все было тщательно отработано – кто и на каком этапе управляет войсками, каков порядок и цели их применения. И все это у нас на сегодня закреплено законодательно. Мало того, у нас выработана единая военно-техническая политика, единые подходы к подготовке кадров, и все это уже приносит реальный результат.  
– Один из вопросов, который не дает покоя противникам нашей интеграции, – возможность и законность применения КСОР для предотвращения попыток государственных переворотов в странах – участниках Организации. На ваш взгляд, насколько широким должен быть мандат Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ?
– Он должен быть достаточным для того, чтобы надежно обеспечить суверенитет наших стран и безопасность наших граждан. Если начнет литься кровь и будут гибнуть старики, женщины и дети, неужели мы, по просьбе законного руководства страны – участника нашей Организации, не имеем права пресечь эти преступные, антиконституционные и антигуманные действия?
Не только имеем право – мы обязаны это сделать. Причем сделать своевременно и решительно. Вы помните, во время трагических событий в Киргизии в 2010 году белорусская сторона, обращаясь к участникам ОДКБ, настаивала на немедленном прекращении кровопролития, причем любыми средствами? Знаете, лично мне тогда было неважно, кто прав или виноват в том политическом споре. Для меня, как и для всех белорусов, самым страшным было то, что гибнут ни в чем не повинные, беспомощные люди. Но тогда у нас просто не было механизма оперативного реагирования на подобные угрозы, как не было и нормативной базы, регулирующей такое реагирование. Все это нам предстоит создать.
Тем не менее самое главное, основное направление деятельности  КСОР – миротворческое. Коллективные силы оперативного реагирования, состоящие из специально подготовленных к своей непростой миссии профессионалов, обязаны своевременно выдвигаться к месту возникновения кризисной ситуации и предпринимать все возможное для того, чтобы не допустить кровопролития. Либо, если это еще возможно, действуя на упреждение, предотвратить вероятный конфликт. Эти силы также смогут оказывать при необходимости помощь правоохранительным органам в борьбе с различными видами трансграничной преступности и с прочими угрозами, несущими в себе повышенную, масштабную опасность. КСОР, я уверен, смогут оказать реальную помощь в чрезвычайных ситуациях – например, в  случае природных катаклизмов или стихийного бедствия. В общем, их мандат будет, я думаю, достаточно широким, и в процессе деятельности, по решению наших стран, он может быть дополнен.
На сегодняшний день выжидательная политика в отношении нашей коллективной безопасности просто неприемлема. На это неоднократно и настойчиво обращал внимание своих коллег по ОДКБ Президент Беларуси Александр Лукашенко. Кстати, белорусский парламент первым из парламентов стран – участников Организации уже ратифицировал практически весь пакет документов по ОДКБ – о внесении изменений в Устав Организации и в сам Договор о коллективной безопасности и о порядке и статусе формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
Мы благодарны всем участникам Организации за их понимание и готовность к более тесному сотрудничеству. И, конечно, особенно для нас важна позиция нашего самого близкого союзника – России. То, что наработано в рамках военного сотрудничества и в целом по вопросам безопасности при реализации наших союзных программ, дорогого стоит. Пример нашего сотрудничества в военной области, повторюсь, может быть эталоном при организации многостороннего военного сотрудничества – сначала в рамках ОДКБ, а в перспективе, я надеюсь, в рамках оформившейся военно-политической организации.

Беседовал Андрей БОБОК

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Гендиректор МАГАТЭ: Россия играет ключевую роль в вопросе Ирана и имеет прямой диалог с Тегераном
  2. Владимир Путин утвердил новые меры поддержки семей с детьми и самозанятых граждан
  3. Дед Мороз, Снегурочка и служебный пёс Шайр поздравят минчан с Новым годом
  4. Владимир Путин: Ветераны СВО в органах власти усилят контроль за поддержкой военных и их семей
  5. Владимир Путин: Филиал Национального центра «Россия» в Красноярске станет местом притяжения для жителей и гостей
  6. Владимир Путин: Поддержка ветеранов СВО и их семей останется под особым контролем в органах власти
  7. Беларусь и Иран укрепляют сотрудничество: итоги переговоров глав МИД
  8. Песков: Путин не поддерживает временные перемирия на Украине и нацелен на долгосрочный мир
  9. Москва и Минск обсудят сохранение исторической памяти в формате видеомоста
  10. Посол Венесуэлы поделился воспоминаниями о первой встрече Путина и Чавеса
  11. Литва выразила готовность к диалогу с Беларусью по вопросам границы
  12. Александр Лукашенко: Экономика — главный приоритет в отношениях Беларуси и Ирана
  13. Борису Грызлову — 75: дипломат, реформатор, государственный деятель
  14. Беларусь и Китай укрепляют сотрудничество в оборонной и космической сферах
  15. Александр Лукашенко вручил подарки Дональду Трампу и его супруге во время визита спецпосланника США

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Подсовывают «Минск-3» вместо настоящего мира

Цель Зеленского — протащить план по «заморозке» конфликта и внести неприемлемые для России предложения в документы США по мирному урегулированию.

МНЕНИЯ

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

«Евровидение» свое отпело

Анатолий Заусайлов

Уже пять стран отказалось от участия в конкурсе -2026

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также