14 Июня 2011 года / К номеру: 26 (382) Равные права пока не совсем равныВ законодательстве двух стран о признании документов об образовании навсегда должны исчезнуть слова «в соответствии с национальным законодательством»
Так считает Владимир ЗДАНОВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу. Союзное государство требует свободного перемещения на его территории капитала, товаров, услуг и рабочей силы. В связи с этим проблема взаимного признания документов об образовании приобрела новое звучание. Люди, получившие аттестат или диплом в своей стране, должны быть уверены в том, что, переехав в соседнее государство, наравне с его гражданами они смогут, предъявив этот документ, претендовать на продолжение учебы на более высоком уровне или на занятие вакантной должности в соответствии с полученной специальностью. С признанием документов об образовании на территории Союзного государства особых проблем нет. В Соглашении о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях определено, что эквивалентными при продолжении образования признаются белорусское свидетельство о базовом образовании и российский аттестат об основном общем образовании; при поступлении в вузы и ссузы – аттестат об общем среднем образовании. Диплом о профессионально-техническом образовании и диплом о среднем специальном образовании, выдаваемые в Республике Беларусь, эквивалентны аттестату о среднем (полном) общем образовании, диплому о среднем профессиональном образовании и диплому о начальном профессиональном образовании (с получением среднего (полного) образования) Российской Федерации. Причем эти белорусские документы об образовании признаются на территории Российской Федерации без свидетельства об эквивалентности и дают право на продолжение обучения наравне с российскими документами об образовании. Правда, нюансы все же есть. В Российской Федерации учебный год завершается в то время, когда в Беларуси уже идет тестирование, что не позволяет российским выпускникам поступать в белорусские вузы. А вот белорусские ребята могут пробовать свои силы в вузах обоих государств. Именно по этой причине в государственных вузах республики сейчас учатся только 1899 граждан России, в то время как в российских вузах – более 10 тысяч белорусских граждан. И если Беларусь ставит цель увеличить число студентов из других стран (в частности, из России), то в первую очередь следует привести в соответствие сроки приема документов в вузы. Российские бакалавры могут продолжать учебу в белорусских вузах на последних курсах и получать диплом специалиста, а специалисты – поступать в белорусскую магистратуру. А вот с учебой в аспирантуре в Беларуси у российских граждан тоже могут быть проблемы. Дело в том, что, по российскому законодательству, поступать в аспирантуру можно как после магистратуры, так и после первой вузовской ступени. В Беларуси – только имея диплом магистра. Уже определено, что стратегия создания общего образовательного пространства требует совместного решения ряда задач. Необходимо описать и приравнять все уровни и ступени образования, установленные в России и Беларуси, на базе которых можно было бы проводить взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней. Обеспечить действительно равную доступность образовательных учреждений, расположенных на территории Союзного государства, – одинаковые требования к абитуриентам, сроки поступления, формы испытаний и т.д. Законодательно установить право обучающегося любого образовательного учреждения на переход для продолжения обучения в любое подобное учреждение на территории общего единого образовательного пространства. Создать единую систему информации об организации учебного процесса и содержании знаний на каждом уровне или ступени образования при освоении конкретной специальности. И наконец, ввести стандарт качества с единой методологией его определения и системой контроля. Надо отдать должное, что определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Однако работа идет сложно. Аттестат или диплом о профессионально-техническом образовании, выдаваемый в Беларуси, и диплом о начальном профессиональном образовании и свидетельство о квалификации, выдаваемые российской стороной, при поступлении на работу в соответствии с указанными в документах специальностью и квалификацией эквивалентны. При поступлении на работу эквивалентны также и дипломы о среднем специальном (белорусские) и среднем профессиональном (российские) образовании. А вот что касается документов о высшем образовании, то здесь есть различия. Например, на территории Республики Беларусь при поступлении на работу не признаются дипломы о неполном высшем образовании и дипломы о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавра, выдаваемые в России. В выдаваемых в России дипломах у выпускников вузов есть запись «специалист», что также вызывает немало вопросов у белорусских работодателей по поводу того, что это за квалификация. Да и в целом, с признанием документов об образовании при трудоустройстве нерешенных вопросов значительно больше, чем при продолжении учебы. Особенно это касается взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях и ученых званиях. Если белорус сам (без разрешения Высшей аттестационной комиссии) поехал в Россию и там защитил диссертацию, то на родине его защиту не признают. Необходимо будет пройти процедуру под- тверждения. Почему так?.. На волне вседозволенности 90-х годов в Беларуси возникло недоверие к честности присвоения ученых степеней в Российской Федерации. Поэтому признание документов нужно проводить «в соответствии с национальным законодательством», то есть о взаимном признании как таковом, по сути, речь не идет. Не буду сравнивать качество защищенных диссертаций в России и Беларуси. Недостатки можно найти везде. Думаю, что проблема не возникла бы вовсе, если бы ученая степень нужна была исключительно для работы в лаборатории или за преподавательской кафедрой, а не как в последнее время – для занятия руководящей должности почти во всех отраслях. Но все же проблема есть и ее нужно решать. Как?.. Прежде всего обеспечив единство требований к диссертационным исследованиям и сопоставимости основных требований к соискателям ученых степеней и званий. Нужно выработать одинаковые критерии теоретического уровня и практической ценности работ. Экспертизу материалов вести объективно и независимо, а защиту диссертаций, исключая затрагивающие безопасность страны, проводить гласно и публично. В пределах Союзного государства должна действовать единая компьютерная программа, позволяющая выявлять плагиаторов (в Беларуси такая программа работает). Если министерства образования не могут сами навести порядок с коррупцией при подготовке кадров высшей научной квалификации, то можно обратиться за помощью к силовым министерствам, установив единые, жесткие меры к нарушителям закона: лишение степеней и званий за «протаскивание диссертации» и тому подобное, вплоть до уголовных мер. В любом случае нужно энергичнее идти навстречу друг другу, а не апеллировать к национальным особенностям и подогревать огонек недоверия друг к другу. Почему не попытаться гармонизировать нормативно-правовую базу так, чтобы из договоров навсегда ушли слова «в соответствии с национальным законодательством»?.. Это станет настоящим движением к обеспечению действительно равных прав граждан России и Беларуси и на продолжение образования, и на трудоустройство в соответствии с полученной специальностью. Другие статьи раздела![]() Закон и порядокСоюзные программы необходимо согласовывать не больше полугода ![]() Рецепт от давленияКак Россия и Беларусь будут вместе противостоять санкциям, обсудили на форуме «Союзное государство: экономическая интеграция - задачи развития» ![]() Роуминг зависБольшинство сотовых операторов Союзного государства по-прежнему выставляют счета за входящие, несмотря на решение властей ![]() Дмитрий Мезенцев: Нужно сформировать российско-белорусскую цифровую политикуО том, как Wi-Fi связан с энергетикой, говорили на форуме «Союзное государство: экономическая интеграция – задачи развития» ![]() Не дом, а состояние душиПоразительно, но факт: объединение россиян в Витебске, как и многие другие общины в Беларуси, состоит не только из выходцев из РФ, но и из сябров ![]() Дочка пока с национальностью не определилась...В преддверии праздника на Дзен-канале «Ru - By (Россия - Беларусь)» и дружественном нам канале «Белорус и Я» россияне и белорусы поздравили наши народы и рассказали, в чем видят силу нашего Союза Читайте также![]() Рыбки-художницы, нарисуйте moskvitchШестнадцатая по счету «Ночь Музеев» прошла с аншлагами ![]() Александр Лукашенко: Лучше десять лет переговоров, чем один день войныАлександр Лукашенко передал послание Генсекретарю ООН Антониу Гутерришу, в котором процитировал знаменитые слова своего земляка, министра иностранных дел СССР Андрея Громыко ![]() Пять причин увидеть древнюю БеларусьВ этом году республика с размахом отмечает два важных юбилея - 1160-летие Полоцкого княжества и 1030-летие православия на Белой Руси. Какие тайны хранят старейшие города и по каким адресам искать уникальные свидетельства общеславянской истории? |
![]() Держим ударМатчевые поединки юных самбистов Союзного государства становятся майской традицией ![]() Рыбки-художницы, нарисуйте moskvitchШестнадцатая по счету «Ночь Музеев» прошла с аншлагами ![]() Настройка на летоСтудентов и школьников зовут на Всебелорусскую молодежную стройку - реставрировать мемориал «Хатынь» ![]() Творец пионеровСто лет назад Надежда Крупская создала детскую организацию, взяв за основу скаутское движение. За 69 лет через нее прошли 210 миллионов человек ![]() Алексей, Алешенька, сынок!Первоклашка каждый день провожает участников спецоперации, отправляющихся на фронт ![]() Александр Лукашенко: Лучше десять лет переговоров, чем один день войныАлександр Лукашенко передал послание Генсекретарю ООН Антониу Гутерришу, в котором процитировал знаменитые слова своего земляка, министра иностранных дел СССР Андрея Громыко ![]() Золотой запас и валютная дыраПочему Запад смог забрать у России половину накоплений и что делать дальше? |
Комментарии
Войти через социальную сеть: