САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ответ на глобальные вызовы

Анатолий Ванькович, председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

Анатолий Ванькович, председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

– Исходя из того, что концепции национальной безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации являются методологической основой деятельности государства и совершенствования законодательства по различным направлениям обеспечения национальной безопасности, к  настоящему моменту Беларусь и Россия сформировали достаточную концептуальную основу обеспечения своей национальной безопасности.
В то же время наши государства учитывают две тенденции, сложившиеся в международной практике. Первая состоит в том, что неизбежное пересечение разнонаправленных интересов государств в международном сообществе является источником кризисов и конфликтов в  различных областях межгосударственных отношений. Вторая проявляется в том, что совпадающие либо сходные интересы лежат в основе блокирования государств, образования и формирования ими межгосударственных образований. Данное положение в полной мере относится к процессу создания Союзного государства.
Необходимо отметить, что в современных условиях создание Союзного государства исходит из практической целесообразности объединения усилий России и Беларуси в противодействии негативным факторам и последствиям глобализации мировых экономических, политических, социальных, культурных, информационных, экологических и иных процессов.
Совместными усилиями  Республика Беларусь и Российская Федерация сформировали общую концептуальную базу обеспечения безопасности Союзного государства в различных областях.
Сегодня стала актуальной задача формирования новой концепции безопасности Союзного государства. В обоснование этого предложения считаю необходимым отметить, что Концепция безопасности Союза Беларуси и России  была утверждена Решением Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России еще в апреле 1999 года, то есть 12 лет назад. По нашему мнению, эта Концепция выполнила свое предназначение. В то же время изменились вызовы и угрозы, совершенствовались национальные и союзная системы обеспечения безопасности и, что особенно важно, у наших государств утверждены новые концепции национальной безопасности. Эти концепции сходны по структуре, достаточно гармонизированы и унифицированы по содержанию, что является достаточной основой для того, чтобы на их основе разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.
Как председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью я должен отметить, что Парламентское Собрание во взаимодействии с другими органами Союзного государства, с профильными  комитетами (комиссиями) палат Федерального Собрания Российской Федерации, Национального собрания Республики Беларусь и заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси и России  проводит согласованную работу по упреждающему нормативно-правовому обеспечению деятельности государств-участников по вопросам  безопасности информационного пространства Союзного государства.
Осуществляется мониторинг международного и национального законодательств по вопросам информационной безопасности Союзного государства. Проводится анализ действующих  договоров, соглашений Республики Беларусь и Российской Федерации в  сфере информационной безопасности.
Практика показывает, что нам необходимо разработать согласованный перечень нормативно- правовых актов государств – участников  Союзного государства в области информационной безопасности, подлежащих разработке и унификации, обеспечить их принятие (ратификацию).
В Российской Федерации в конце прошлого года принят федеральный закон «О безопасности», который определяет основные принципы обеспечения безопасности в стране и по сравнению со старой редакцией закона, принятой в 1992 году, более подробно распределяет полномочия в этой  сфере  между  властями страны.
Согласно документу основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения органами власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Законопроект провозглашает «приоритет предупредительных мер».
В новом документе более подробно прописаны полномочия главы государства, парламента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности.
Президент определяет основные направления госполитики в этой сфере, утверждает стратегию национальной безопасности РФ, другие концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми он руководит, в области обеспечения безопасности. Кроме того, президент в порядке, установленном законодательством, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а также исполняет полномочия в области обеспечения режима ЧП.
Кроме того, к юрисдикции президента отнесено принятие решений о применении специальных экономических мер для обеспечения безопасности, мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму.
К полномочиям парламента в области безопасности отнесено рассмотрение и принятие федеральных законов по ее обеспечению. Помимо этого, Совет Федерации, как и сейчас, утверждает указы президента о введении ЧП.
Правительство, согласно закону, участвует в определении основных направлений государственной политики по безопасности, формирует федеральные целевые программы в этой области и обеспечивает их реализацию. Правительство также устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит, в сфере безопасности и обеспечивает органы власти средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения таких задач.
Помимо органов власти граждане и общественные объединения также участвуют в реализации государственной политики по безопасности.
В законе уточнен статус Совета безопасности РФ как конституционного совещательного органа, который готовит решения Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и по другим вопросам, связанным с этой областью. К основным задачам Совбеза отнесено обеспечение условий для реализации главой государства полномочий в области обеспечения безопасности, формирование госполитики в этой сфере и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации.
Отмечу, что в Республике Беларусь нет такого общего закона. Очевидно, назрела необходимость рассмотреть целесообразность разработки его  проекта.
Так же, как и проанализировать комплект документов Российской Федерации в развитие своей Концепции национальной безопасности с целью рассмотреть целесообразность разработки подобных документов в Республике Беларусь.
Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
В ходе пленарных заседаний и заседаний секций с учетом их  тематики представляется  полезным рассмотреть Доктрину информационной безопасности Российской Федерации – совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.     
Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Хочу отметить, что формирование концептуальных основ защиты информационной сферы Союзного государства от современных информационных вызовов и угроз выступает как одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности государств-участников  и  общей  безопасности  Союзного государства.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Слуцкий: 25 апреля особый день в жизни каждого из нас – день рождения Владимира Жириновского
  2. Лукашенко заявил, что в Беларуси не будет мобилизации
  3. Лукашенко: продолжается вербовка радикально настроенных белорусских граждан
  4. Хренин: Глобальное противостояние между Западом и Востоком перешло в «горячую фазу»
  5. Лукашенко рассказал о непубличной части Концепции национальной безопасности
  6. В МИД РФ заявили, что Россия ударит по ядерным объектам НАТО в Польше при их появлении
  7. Лукашенко назвал еще одного соперника США
  8. Лукашенко: Запад рассматривает Восточную Европу как потенциальный театр военных действий
  9. Лукашенко раскрыл планы «беглых» и предупредил: разговор с ними будет не длинным
  10. Более 3,1 тыс. наемников принимают участие в спецоперации на стороне Украины
  11. В Госдуме предложили запретить продажу алкоголя на майские праздники
  12. В России зарегистрирован первый в мире препарат от болезни Бехтерева
  13. Володин: США и Европа идут по пути вырождения нации
  14. Определены 64 победителя для занесения на Республиканскую доску Почета
  15. В Петербурге пройдет заседание Совета законодателей

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также