29 Мая 2011 года / К номеру: 23 (379) Ответ на глобальные вызовыСоюзному государству нужна новая концепция безопасности
Анатолий Ванькович, председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: – Исходя из того, что концепции национальной безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации являются методологической основой деятельности государства и совершенствования законодательства по различным направлениям обеспечения национальной безопасности, к настоящему моменту Беларусь и Россия сформировали достаточную концептуальную основу обеспечения своей национальной безопасности. В то же время наши государства учитывают две тенденции, сложившиеся в международной практике. Первая состоит в том, что неизбежное пересечение разнонаправленных интересов государств в международном сообществе является источником кризисов и конфликтов в различных областях межгосударственных отношений. Вторая проявляется в том, что совпадающие либо сходные интересы лежат в основе блокирования государств, образования и формирования ими межгосударственных образований. Данное положение в полной мере относится к процессу создания Союзного государства. Необходимо отметить, что в современных условиях создание Союзного государства исходит из практической целесообразности объединения усилий России и Беларуси в противодействии негативным факторам и последствиям глобализации мировых экономических, политических, социальных, культурных, информационных, экологических и иных процессов. Совместными усилиями Республика Беларусь и Российская Федерация сформировали общую концептуальную базу обеспечения безопасности Союзного государства в различных областях. Сегодня стала актуальной задача формирования новой концепции безопасности Союзного государства. В обоснование этого предложения считаю необходимым отметить, что Концепция безопасности Союза Беларуси и России была утверждена Решением Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России еще в апреле 1999 года, то есть 12 лет назад. По нашему мнению, эта Концепция выполнила свое предназначение. В то же время изменились вызовы и угрозы, совершенствовались национальные и союзная системы обеспечения безопасности и, что особенно важно, у наших государств утверждены новые концепции национальной безопасности. Эти концепции сходны по структуре, достаточно гармонизированы и унифицированы по содержанию, что является достаточной основой для того, чтобы на их основе разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства. Как председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью я должен отметить, что Парламентское Собрание во взаимодействии с другими органами Союзного государства, с профильными комитетами (комиссиями) палат Федерального Собрания Российской Федерации, Национального собрания Республики Беларусь и заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси и России проводит согласованную работу по упреждающему нормативно-правовому обеспечению деятельности государств-участников по вопросам безопасности информационного пространства Союзного государства. Осуществляется мониторинг международного и национального законодательств по вопросам информационной безопасности Союзного государства. Проводится анализ действующих договоров, соглашений Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере информационной безопасности. Практика показывает, что нам необходимо разработать согласованный перечень нормативно- правовых актов государств – участников Союзного государства в области информационной безопасности, подлежащих разработке и унификации, обеспечить их принятие (ратификацию). В Российской Федерации в конце прошлого года принят федеральный закон «О безопасности», который определяет основные принципы обеспечения безопасности в стране и по сравнению со старой редакцией закона, принятой в 1992 году, более подробно распределяет полномочия в этой сфере между властями страны. Согласно документу основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения органами власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Законопроект провозглашает «приоритет предупредительных мер». В новом документе более подробно прописаны полномочия главы государства, парламента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности. Президент определяет основные направления госполитики в этой сфере, утверждает стратегию национальной безопасности РФ, другие концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми он руководит, в области обеспечения безопасности. Кроме того, президент в порядке, установленном законодательством, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а также исполняет полномочия в области обеспечения режима ЧП. Кроме того, к юрисдикции президента отнесено принятие решений о применении специальных экономических мер для обеспечения безопасности, мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму. К полномочиям парламента в области безопасности отнесено рассмотрение и принятие федеральных законов по ее обеспечению. Помимо этого, Совет Федерации, как и сейчас, утверждает указы президента о введении ЧП. Правительство, согласно закону, участвует в определении основных направлений государственной политики по безопасности, формирует федеральные целевые программы в этой области и обеспечивает их реализацию. Правительство также устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит, в сфере безопасности и обеспечивает органы власти средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения таких задач. Помимо органов власти граждане и общественные объединения также участвуют в реализации государственной политики по безопасности. В законе уточнен статус Совета безопасности РФ как конституционного совещательного органа, который готовит решения Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и по другим вопросам, связанным с этой областью. К основным задачам Совбеза отнесено обеспечение условий для реализации главой государства полномочий в области обеспечения безопасности, формирование госполитики в этой сфере и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации. Отмечу, что в Республике Беларусь нет такого общего закона. Очевидно, назрела необходимость рассмотреть целесообразность разработки его проекта. Так же, как и проанализировать комплект документов Российской Федерации в развитие своей Концепции национальной безопасности с целью рассмотреть целесообразность разработки подобных документов в Республике Беларусь. Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В ходе пленарных заседаний и заседаний секций с учетом их тематики представляется полезным рассмотреть Доктрину информационной безопасности Российской Федерации – совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Хочу отметить, что формирование концептуальных основ защиты информационной сферы Союзного государства от современных информационных вызовов и угроз выступает как одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности государств-участников и общей безопасности Союзного государства. Другие статьи раздела![]() Вторая жизнь после ЧернобыляСоюзные программы помогают восстановить зараженные территории ![]() Оборот побил рекордПоказатели торговли между нашими странами преодолели отметку в пятьдесят миллиардов долларов ![]() Вот, новый поворотВодители заждались союзной «автогражданки». Для них она как дополнительная полоса на загруженном шоссе в час пик. И ждать «разгрузки» осталось совсем недолго ![]() Встали на другие рельсыБелорусско-российская производственная кооперация выходит на новый уровень в Нижегородской и Ульяновской областях ![]() Шаг к жизниСовместные проекты в здравоохранении спасают десятки детей ![]() Год вместо трех летСогласование союзных программ максимально ускорят Читайте также![]() Вторая жизнь после ЧернобыляСоюзные программы помогают восстановить зараженные территории ![]() Конфетки, бараночкиВ этом году сябры удивили петербуржцев обилием национальных закусок и деликатесов ![]() Пять причин вспомнить ХатыньВ массовом сознании деревушка - символ всех сожженных населенных пунктов. Спустя восемьдесят лет после трагедии люди продолжают приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти невинным жертвам нацистов ![]() Подсушили дрону крыльяНаши летчики указали американским воздушным шпионам над Черным морем их место: на самом дне акватории |
![]() «Работал под пулями»: московский хирург рассказал, почему в зоне СВО не чувствовал страхВрач московской городской клинической больнице №67 Юрий Казьмин с начала спецоперации провел в Донбассе более четырех месяцев, помогая больным и раненым ![]() Пять причин вспомнить ХатыньВ массовом сознании деревушка - символ всех сожженных населенных пунктов. Спустя восемьдесят лет после трагедии люди продолжают приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти невинным жертвам нацистов ![]() Конфетки, бараночкиВ этом году сябры удивили петербуржцев обилием национальных закусок и деликатесов ![]() Подсушили дрону крыльяНаши летчики указали американским воздушным шпионам над Черным морем их место: на самом дне акватории ![]() Накормили на «пятерку»Страны ЕАЭС решили вопрос продовольственной безопасности ![]() Полуостров сокровищГодовщину возвращения Крыма в родную гавань отметили концертами, флешмобами и даже заплывами ![]() Как скала посреди бурного потокаМосква и Пекин борются с общими угрозами и вызовами, стоя плечом к плечу: Владимир Путин и Си Цзиньпин написали статьи перед большой встречей в Кремле ![]() Судите? Да судимы будетеВ Гааге приняли абсурдное и нелегитимное решение - выдали ордер на арест Владимира Путина ![]() Для чего Си Цзиньпин приезжал в Москву: цели и последствияЧем союз России и Китая так пугает страны Запада, готовы ли в США к партнерству двух стран и почему этот визит уже назвали самым опасным для Запада в 2023 году – факты, планы, официальные заявления |
Комментарии
Войти через социальную сеть: