САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ответ на глобальные вызовы

Анатолий Ванькович, председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

Анатолий Ванькович, председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

– Исходя из того, что концепции национальной безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации являются методологической основой деятельности государства и совершенствования законодательства по различным направлениям обеспечения национальной безопасности, к  настоящему моменту Беларусь и Россия сформировали достаточную концептуальную основу обеспечения своей национальной безопасности.
В то же время наши государства учитывают две тенденции, сложившиеся в международной практике. Первая состоит в том, что неизбежное пересечение разнонаправленных интересов государств в международном сообществе является источником кризисов и конфликтов в  различных областях межгосударственных отношений. Вторая проявляется в том, что совпадающие либо сходные интересы лежат в основе блокирования государств, образования и формирования ими межгосударственных образований. Данное положение в полной мере относится к процессу создания Союзного государства.
Необходимо отметить, что в современных условиях создание Союзного государства исходит из практической целесообразности объединения усилий России и Беларуси в противодействии негативным факторам и последствиям глобализации мировых экономических, политических, социальных, культурных, информационных, экологических и иных процессов.
Совместными усилиями  Республика Беларусь и Российская Федерация сформировали общую концептуальную базу обеспечения безопасности Союзного государства в различных областях.
Сегодня стала актуальной задача формирования новой концепции безопасности Союзного государства. В обоснование этого предложения считаю необходимым отметить, что Концепция безопасности Союза Беларуси и России  была утверждена Решением Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России еще в апреле 1999 года, то есть 12 лет назад. По нашему мнению, эта Концепция выполнила свое предназначение. В то же время изменились вызовы и угрозы, совершенствовались национальные и союзная системы обеспечения безопасности и, что особенно важно, у наших государств утверждены новые концепции национальной безопасности. Эти концепции сходны по структуре, достаточно гармонизированы и унифицированы по содержанию, что является достаточной основой для того, чтобы на их основе разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.
Как председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью я должен отметить, что Парламентское Собрание во взаимодействии с другими органами Союзного государства, с профильными  комитетами (комиссиями) палат Федерального Собрания Российской Федерации, Национального собрания Республики Беларусь и заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси и России  проводит согласованную работу по упреждающему нормативно-правовому обеспечению деятельности государств-участников по вопросам  безопасности информационного пространства Союзного государства.
Осуществляется мониторинг международного и национального законодательств по вопросам информационной безопасности Союзного государства. Проводится анализ действующих  договоров, соглашений Республики Беларусь и Российской Федерации в  сфере информационной безопасности.
Практика показывает, что нам необходимо разработать согласованный перечень нормативно- правовых актов государств – участников  Союзного государства в области информационной безопасности, подлежащих разработке и унификации, обеспечить их принятие (ратификацию).
В Российской Федерации в конце прошлого года принят федеральный закон «О безопасности», который определяет основные принципы обеспечения безопасности в стране и по сравнению со старой редакцией закона, принятой в 1992 году, более подробно распределяет полномочия в этой  сфере  между  властями страны.
Согласно документу основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения органами власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Законопроект провозглашает «приоритет предупредительных мер».
В новом документе более подробно прописаны полномочия главы государства, парламента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности.
Президент определяет основные направления госполитики в этой сфере, утверждает стратегию национальной безопасности РФ, другие концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми он руководит, в области обеспечения безопасности. Кроме того, президент в порядке, установленном законодательством, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а также исполняет полномочия в области обеспечения режима ЧП.
Кроме того, к юрисдикции президента отнесено принятие решений о применении специальных экономических мер для обеспечения безопасности, мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму.
К полномочиям парламента в области безопасности отнесено рассмотрение и принятие федеральных законов по ее обеспечению. Помимо этого, Совет Федерации, как и сейчас, утверждает указы президента о введении ЧП.
Правительство, согласно закону, участвует в определении основных направлений государственной политики по безопасности, формирует федеральные целевые программы в этой области и обеспечивает их реализацию. Правительство также устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит, в сфере безопасности и обеспечивает органы власти средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения таких задач.
Помимо органов власти граждане и общественные объединения также участвуют в реализации государственной политики по безопасности.
В законе уточнен статус Совета безопасности РФ как конституционного совещательного органа, который готовит решения Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и по другим вопросам, связанным с этой областью. К основным задачам Совбеза отнесено обеспечение условий для реализации главой государства полномочий в области обеспечения безопасности, формирование госполитики в этой сфере и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации.
Отмечу, что в Республике Беларусь нет такого общего закона. Очевидно, назрела необходимость рассмотреть целесообразность разработки его  проекта.
Так же, как и проанализировать комплект документов Российской Федерации в развитие своей Концепции национальной безопасности с целью рассмотреть целесообразность разработки подобных документов в Республике Беларусь.
Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
В ходе пленарных заседаний и заседаний секций с учетом их  тематики представляется  полезным рассмотреть Доктрину информационной безопасности Российской Федерации – совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.     
Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Хочу отметить, что формирование концептуальных основ защиты информационной сферы Союзного государства от современных информационных вызовов и угроз выступает как одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности государств-участников  и  общей  безопасности  Союзного государства.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

Обесцененная жизнь

Татьяна Вахромеева

Игры с эвтаназией в Европе становятся все более трагичными

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также