Андрей Удальцов: На честном слове и на одном движке
По боевой живучести штурмовику Су-25 нет равных в мире
В истории самолета-штурмовика СУ-25, легендарного «Грача», на днях случился юбилей. Ровно 45 лет назад, 4 февраля 1981 года, была сформирована первая авиаэскадрилья на этих машинах. И летчика сразу же окунулись в пекло афганской войны.
Без «Грачей» не обходилась ни одна войсковая операция большого или малого масштаба, без разницы. Су-25 пахали там до последнего дня этой войны. В горах Афгана «Грач» чувствовал себя, как рыба в воде. Летчики на них творили вещи порой просто фантастические, недоступные никакому другому самолету. «Сухой» мог практически вертикально, носом вниз, съехать вдоль гор в любое, даже очень узкое ущелье, сбросить бомбы точно на цель, и также вертикально, только уже задрав нос вверх, выбраться обратно. Какого-то особенного, как например на тактических бомбардировщиках, прицельного оборудования на нем не было. Так летчики наловчились на глаз, что называется, поражать предельно точечные цели. Например, забрасывали обычные чугунные бомбы в едва заметные входы в пещеры, где кучковались душманы со всем своим снаряжением, включая склады боеприпасов и вооружения, поставляемого с Запада.
О живучести «Грачей» ходили легенды.. Все случалось подчас точь-в-точь как в знаменитой американской песне времен Великой Отечественной, летали «на честном слове, и на одном крыле». Машины из боевых вылетов на свой аэродром приходили с изрешеченными, словно дуршлаг плоскостями, и в дрызг развороченным попаданием «Стингера» одним из двигателей, благо на «Граче» их было два. Так и тянули на оставшемся движке. Дотягивали и садились на полосу. А няни-механики, поистине мастера золотые руки, восстанавливали даже тяжело израненные машины. Ставили новые двигатели и самолеты, загрузившись под завязку бомбами и ракетами, снова вылетали на боевые задания.
За всю Афганскую войну «Грачи» выполнили 60 тысяч боевых вылетов, при этом было потеряно всего 23 самолета. В среднем на каждый потерянный штурмовик приходилось 2800 часов боевого налета. По этим показателям Су-25 значительно превосходил другие применявшиеся в Афганистане советские самолеты. А заодно и американские периода войны во Вьетнаме.
Невероятную живучесть машины обеспечивала целая схема защиты важнейший отсеков. «Невзрывающиеся» топливные баки с пористым наполнителем, заполнявшиеся инертным газом. Система автоматического пожаротушения. Защиту летчика обеспечивала бронекапсула кабины, сваренная из титановой брони. Дополнительная броня прикрывала и двигатели. Настоящий летающий танк.
Впрочем, ничего удивительного. Ведь руководил его созданием с самых первых чертежных набросков заместитель Павла Сухого - Олег Самойлович. И тот, и другой – белорусы. Только Самойлович родился в Москве. В Великую Отечественную был командиром танка Т-34. А после войны посвятил свою жизнь авиации. Такой вот поворот судьбы. Создать летающий танк Су-25, наследник легендарного Ил-2, его идея, Самойловича. Никакого заказа от Минобороны на машину не было. Там, наоборот, к тому моменту на штурмовой авиации поставили крест, дескать ее время прошло, все задачи теперь станут решать сверхзвуковые ударные комплексы. «Поэтому ваш самолет нам не нужен», - ответил суховцам в военном ведомстве. Но они все равно продолжили разработку проекта в инициативном порядке, так сказать.
И время подтвердило их прозорливость. Практика показала, что не все задачи, отнюдь, сверхзвуковые ударники могут решать эффективно, что называется, влет. Тут как раз необходимы дозвуковые машины. Штурмовики. Когда в Минобороны спохватились, у суховцев, в отличие от остальных КБ, уже был готовый проект будущего «Грача», который лишь оставалось воплотить в натуре.
В серию Су-25 был запущен вопреки всем обязательным предстартовым канонам. Достаточно сказать, что заключительную часть государственных испытаний штурмовик проходил уже в бою – в небе Афганистана. Он и сегодня в строю. И уходить на пенсию не собирается.



MAX