Андрей Удальцов: Вертикальный задел
Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения
В России могут вернуться к теме разработки боевых самолетов вертикального взлета и посадки (ВВП). Разговоры об этом с разной степенью категоричности, – надо/не надо, – идут уже не первый год. И, скорее всего, вверх возьмет точка зрения, как в том суперпопулярном фильме: «Надо, Федя. Надо!». Глобальная конъюнктура заставит, в том числе. Американский истребитель F-35, который сейчас, судя по отчетам, ударными темпами завоевывает мировой рынок, как раз обладает возможностью вертикального взлета. И посадки, соответственно. Это практично и с военной точки зрения. Классические аэродромы с бетонной полосой в несколько километров порой, видимой издалека, все-таки цель уязвимая, как ее ни защищай. А самолету с ВВП полоса, как таковая, в принципе, не нужна. Он прекрасно может обойтись без нее. Подойдет любая более-менее ровная поляна. Хоть на опушке леса.
Морской аспект, опять же. Для вертикалок не надо строить авианосцы обязательно с трамплином или катапультой. Если сильно припрет, под их носители можно приспособить, переоборудовав, обычные торговые корабли большого тоннажа. Как это сделали англичане под свои «Харриеры» еще в 1982 году, во время Фолклендской войны.
Да, и тема вертикалок, как таковая, для нас не в новинку. Еще с советских времен на ней специализируется КБ Яковлева. Первый блин, в виде ЯК-38, правда, вышел не шибко удачным. Летчики, как говорят, его не любили. Слишком сложный в управлении. Еще один минус – небольшой радиус действия. Много горючего сжигалось как раз на взлете и посадке. Боезапас брал также небольшой. Замена ему была практически готова – истребитель ЯК-141. Машина совершено иного порядка. И вообще первая в мире вертикалка, способная летать на сверхзвуке с кучей других наворотов, не имевших аналогов в мире. Вовсю шли его испытания, казалось, еще чуть-чуть - и самолет пойдет в серию.
Увы, не пошел. Рухнул Советский Союз. И все работы по доводке прекратились. Американцы, как раз в то же время разрабатывали свой F-35. Дело шло со скрипом, многое не получалось. Многие проблемы удалось решить якобы после того, как они получили доступ к документации ЯК-141. Такая версия существует, во всяком случае. И появилась она не сегодня.
Да, F-35 уже строится серийно. Но, в авиации не однажды случалось так, что отстающий поначалу, затем вырвался вперед, учтя ошибки тех, кому дышал в затылок. В ПАО «Яковлев» уже заявляли, что научно-технический задел полностью сохранен. Его соединение с современными технологиями позволит быстро вернуться к созданию самолета с ВВП уже пятого поколения. Главное, чтобы решение было принято.
Надо Федя. Надо!



MAX