Кристина Воробьёва: 118-й опять не прошёл…
Комитет по вручению Нобелевских премий сознательно обходит российских учёных, невзирая на их очевидные заслуги
Очередное вручение Нобелевских премий прошло без проблем. Главная сенсация: Трамп Премию мира не получил, но речь не о том. В конце концов, премии мира и в области литературы - весьма субъективны и решение об их присуждении находится целиком на совести Нобелевского комитета.
Но вот про премии в области естественных наук такое не скажешь. Тут, действительно нужно Открытие. Прорыв, достижение, с которым не поспоришь.
В нынешнем году Нобелевская премия в области физики была присуждена Джону Кларку, Мишелю Деворе и Джону Мартинису за открытие макроскопического квантово-механического туннелирования и квантования энергии в электрической цепи. Эффект туннелирования, если описывать его очень грубо, это когда элементарная частица беспрепятственно проходит через барьер, препятствие, находящиеся на её пути. Эдакий, человек проходящий сквозь стены. Безусловно, эффект очень интересный и нельзя сказать, что физики, один из которых является британцем, второй – французом, а третий – американцем, получили её незаслуженно. И я их искренне поздравляю.
Но как быть с людьми, по мнению практически всех учёных, несомненно, достойными Нобеля и много лет на него номинирующихся, но так его до сих пор и не получившими?
Академику РАН, физику-ядерщику Юрию Цолаковичу Оганесяну 92 года. Всю жизнь он проработал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Ученик и последователь легендарного академика Флёрова был соавтором открытия тяжёлых элементов таблицы Д. И. Менделеева: 104-го — резерфордий, 105-го — дубний, 106-го — сиборгий, 107-го — борий. И это ещё во времена СССР. А дальше, в 1998-м группа Оганесяна синтезировала элемент 114 – флеровий (названный им в честь учителя), в 2000=м – 116-й, ливерморий (в честь американских коллег, исследователей из Ливерморской лаборатории, в знак уважения к ним), в 2002-м – 118-й, к нему мы ещё вернёмся, в 2004-м – 113, нихоний и 115-й, московий (нет, ни в честь Москвы, а в честь Московской области, в которой находится Дубна), а в 2010-м – 117-й, теннессин. Десять элементов таблицы Менделеева! Десять сверхтяжёлых трансурановых элементов!
Мало того, синтезированный им 114-й флеровий имеет период полураспада порядка 2 секунд, в то время как у других трансурановых он исчисляется миллисекундами, то есть, Оганесян в своих работах достиг давно предсказанного и ожидаемого физиками-ядерщиками «острова стабильности». Этому открытию была посвящена статья и обложка первого номера одного из самых авторитетных научных журналов Scientific American за 2000 год. Статья называлась «Voyage to SUPERHEAVY Island», «Путешествие на остров Сверхтяжёлых», а на обложке был изображён стоящий на матче матрос, который всматривается в тоненькую полосочку на горизонте, и кричит: «Земля!».
2019 год был объявлен ЮНЕСКО годом Таблицы Менделеева. Её 150-летие отмечалось во всём мире, и никто не сомневался, что в этом году заслуженную премию получит российский ядерщик. Но Нобелевский комитет и тогда решил иначе: премию тогда дали Джеймсу Пиблсу из Принстонского университета (США) за теоретические открытия в области физической космологии, а также Мишелю Майору и Дидье Кело из Женевского университета (Швейцария) за открытие экзопланеты, вращающейся вокруг звезды солнечного типа. Как-то сложно представить, что открытие экзопланеты, находящейся от нас на расстоянии 49,9 световых лет, важнее, чем открытие новых элементов…
Конечно, если спросить Юрия Цолаковича, не обидна ли ему такая очевидная несправедливость, учёный ответит, что для него главное не премия, а поиск истины. И будет прав. Но Премия является не наградой, а свидетельством признания заслуг. Типа, не получил – не заслужил. Здесь же,. явно заслужил, но не получил. Конечно, может ещё и получит, но надо помнить, что Нобелевская премия по уставу вручается только живущим номинантам. А Юрию Оганесяну, напомню, 92.
Однако. главную награду ядерщик уже получил. В 2016 году ведающая присвоением имён вновь открытым элементам международная организация ИЮПАК присвоила 118 элементу Таблицы Менделеева знак Og и имя «Оганесон». Возможно, такое и покруче будет, чем Нобель.



MAX