Андрей Удальцов: Он не стар. Он – Суперстар
Миг-31, созданный еще в СССР, до сих пор по многим параметрам остается непревзойденным истребителем
Пятьдесят лет назад, а если быть совсем точным – 16 сентября 1975 года – в истории отечественной, да что там отечественной – мировой авиации произошло событие эпохальное. Легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Федотов впервые поднял в небо истребитель Миг-31. Да-да, тот самый непревзойденный и уникальный Миг-31, что сегодня гвоздит противника в зоне СВО гиперзвуковыми «Кинжалами». Пятьдесят лет в строю, а назвать его «старичком» язык не поворачивается. Хорош старичок, за которым не угонится ни один, даже супернавороченный «молодняк» пятого поколения истребителей. По скорости полета «тридцать первому» нет равных до сих пор – 3100 км/ч. Почти в три раза выше скорости звука. «Стальной» самолет. И это не фигура речи. От трения о воздух, особенно на форсаже, фюзеляж, изготовленный сначала из привычного дюралюминия, так нагревался, что того и гляди мог начать плавиться. И тогда дюралюминий заменили легкими стальными сплавами. Над краской для звезд тоже пришлось покумекать. На предельной скорости она просто начинала гореть. И после приземления от пятиконечных символов сверхдержавы оставались обгорелые лохмотья на хвосте и крыльях. Надо было создать особую жаропрочную краску. Надо – сделали. За две недели решили задачу. Всего-то. Зато звезды после каждого полета были теперь как новенькие.
«Тридцать первый» создавался, прежде всего, как дальний перехватчик для прикрытия пограничных рубежей в первую очередь на Севере и Дальнем Востоке, где в системе ПВО существовали дыры, впрочем, вполне объяснимые. Протяженность границы огромная, на каждом километре локатор не поставишь. И этими прорехами ловко пользовались американцы. Их разведчики SR-71 Blackbird частенько проникали в эти дыры, углубляясь порой на сотни километров в воздушное пространство Союза. Машина тоже, кстати, шедевральная. Без всяких шуток. По форме напоминает наконечник копья черного цвета. Скорость – тоже за три тысячи. Так что, гуляли как хотели. До первой встречи в небе с Миг-31. После чего визиты непрошенных гостей сразу как-то прекратились. Американцы знали, что русские церемонится с ними не будут – и просто собьют нарушителей. Тем более, что все возможности разобраться даже с таким чудом авиатехники, как SR-71, у Мига были.
В классе истребителей он по многим параметрам стал эпохальной машиной, опередившей свое время.
Первый в мире самолет с фазированной антенной решеткой локатора. У американцев такие появились только на F-22 уже в этом веке.
Дальше – сумасшедшая для тех лет дальность обнаружения целей – больше трехсот километров. Плюс супердальнобойные ракеты – 120 км. К тому же, МиГ-31 - один из первых, если не первый в мире самолет в концепции сетецентрической войны. То есть, когда летчики могут по защищенным каналам связи обмениваться в полете прицельными и разведывательными данными, действовать как единая система. Таким образом, всего четверка Мигов перекрывала воздушное расстояние в тысячу километров по фронту.
Сегодня небо бороздят «тридцать первые», прошедшие глубокую модернизацию, как говорят авиаторы. Ключевые характеристики – под грифом «секретно». Не случайно именно эти машины в модификации Миг-31К получили на вооружение гиперзвуковую ракету «Кинжал». И сегодня наносят высокоточные удары по критически важным объектам противника в зоне СВО. Причем, за все это время ни один «тридцать первый» не был сбит. Да, ему уже полтинник. Но кто скажет, что он стар? Он не стар, он суперстар.




MAX