Ксения Воробьёва: Даю тебе сердце
Агния Барто начинала с траурных стихов
Сегодня, 17 февраля 2026 года, Агнии Барто исполнилось бы 125 лет. Да-да, той самой тёте Агнии, которая написала про мишку, которого уронили на пол, про Таню, которая громко плачет, про зайку, которого бросили, про бычка, который качается...
Её стихи — это буквально наше детство в чистом виде. Поколения детей хором орали: «Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик», и до сих пор где-то в песочницах кто-то обязательно вспоминает: «Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?». Да что дети, рокеры поют: «Синенькая юбочка, ленточка в косе, кто не знает Любочку? Любу знают все!».
А ведь жизнь у неё была совсем не такая лёгкая и пушистая, как её четверостишия.
Представь: девчонка оканчивает хореографическое училище, танцует в балете, а на выпускном вместо балетного номера читает свой стих! И какой! Вот как она сама об этом рассказывала:
"Под музыку Шопена я прочла свое очень длинное стихотворение "Похоронный марш", принимая соответствующие трагические позы. Когда мне рассказали, что во время моего выступления Луначарский (присутствовавший на выпускном, - К.В.) с трудом прятал улыбку, меня это очень обидело. Через несколько дней Анатолий Васильевич пригласил меня в Наркомпрос и сказал, что, слушая мой "Похоронный марш", он понял – я обязательно буду писать... веселые стихи. Он долго и сердечно говорил со мной, сам написал на листке, какие книжки мне надо прочесть". Так с подачи Луначарского Агния Львовна стала детским поэтом.
Кстати, тогда она была ещё не Барто, а Волова. Ставшую известной на всю страну фамилию она взяла у первого мужа. поэта Павла Барто. Прожив шесть лет, с ним рассталась, но фамилию оставила: дети под ней её уже знали, и поэтесса не стала их переучивать
А ещё она девять лет вела передачу на радио «Найти человека» — это был такой предок «Жди меня». Искала детей, потерявшихся в войну. Не по базам данных (их тогда просто не было), а по крошечным обрывкам воспоминаний: «меня петух клюнул в лоб», «я упал с сеновала в сено», «брат всегда звал меня Катькой-замарашкой». И находила. 927 семей воссоединила. Представляешь, какой это был титанический труд и сколько слёз радости за этим стояло?
У Агнии Львовны, кстати, характер был ого-го какой непростой. Могла быть резкой, упрямой, иногда колкой, не любила, когда её поправляют (даже с Маршаком серьёзно ругалась из-за правок к стихам). Близкие вспоминали: мягкая и покладистая в быту, но, если дело доходило до принципов или творчества — держись все. При этом она до глубины души переживала за чужих детей, могла ночами не спать из-за чьей-то чужой беды.
Но сложный характер совсем не отменяет того, сколько света она принесла в мир. Миллионы детей благодаря ей учились доброте, честности, смелости. Учились, смеяться над собой, жалеть не только живых существ, но даже игрушку и понимать, что мир прекрасен, если мы не будем его портить.
Так что с юбилеем, наша дорогая Агния Львовна! Спасибо за ваши стихи, за то, что даже через сто двадцать пять лет мы всё ещё помним, что Маше не стоит плакать, поскольку мячик не утонет, а Мишку, даже с оторванной лапой, не бросят, потому что он - хороший.
И. напоследок, небольшое стихотворение Тёти Агнии. Оно не так знаменито, но мне очень нравится. И, как раз подходит к юбилею:
ДАРЮ ТЕБЕ СЕРДЦЕ
Даю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце.
Что хочешь с ним делай.
Гуляй, где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Рисуй, что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нём
Рисовать не учись ты,
Пускай моё сердце
Останется чистым.



MAX