18 Декабря 2018 года / Текст:  Валентин ПЕПЕЛЯЕВ / К номеру: 57  (821)

Зиновий Марголин: Сергей Шнуров даже в опере хорош и «ядовит»

Белорусский художник-сценограф, обладатель престижных премий «Золотая маска», «Золотой софит», «Чайка» - о солисте группы «Ленинград», успешных земляках и новых форматах

Зиновий Марголин: Сергей Шнуров даже в опере хорош и «ядовит»

Фото: territoriyafest.com

РЕЖИССЕРАМ МНОГОЕ ПРОЩАЮ

- Вы можете взять на себя смелость воплотить на сцене любой замысел?

- Без иллюзий: всегда есть бюджет, и он очень жестко должен соблюдаться. Да, возможности у Большого или Мариинки немалые. Там работает огромное количество профессионалов, которые помогают воплощать замыслы. Люблю большие пространства, но... работаю не с пространствами, а с людьми.

- Что важнее - профессиональные или человеческие качества режиссера?

- Обычно режиссер - это человек с невыносимым характером. Энергетический вампир, так как всю свою энергию он отдает артистам, и ее нужно пополнять. Режиссеры - люди сложные, иногда неадекватные, которые творят безобразные вещи. Поверьте, всякое видел. Театр - это всегда насилие. Режиссер навязывает свою волю коллективу. Он несет ответственность за неудачу, он крайний, все срывы происходят... от страха. Я им многое прощаю. У режиссеров с годами портится характер, потому что они все время в состоянии конфликта с миром и собой. Театральные цеха вечно хотят сделать проще и быстрее. А ведь даже у режиссера есть репетиции, он может что-то переделать. Но у художника их нет. Я до последнего сомневаюсь.

ПРО ОРДЕНА ЗАБУДЬТЕ СРАЗУ

Зиновий Марголин: Сергей Шнуров даже в опере хорош и «ядовит»

Отелло - Мариининскй театр, Бархатов. Фото: Из личного архива Зиновия Марголина 

- «Золотая маска», другие награды помогают?

- Регалии в театре никого не интересуют. Если сделал плохую работу, тебе могут простить это один раз, второй, но в третий раз уже не позовут. В творчестве, как в спорте: надо выдавать результат. А никакого органа, «механизма», который я могу настроить и приказать себе придумать крутой спектакль, нет. Все происходит в болтовне с режиссером и часто при странных обстоятельствах. Каждый раз, когда приступаю к проекту, нахожусь в состоянии легкой паники. Тут никакие «Золотые маски» не помогают. Про все «ордена» нужно забыть сразу. Это все приятно 45 секунд, когда тебе их вручают. Через час вспоминаешь, что еще три проекта на столе и что с ними делать?

Что такое премьера для художника? Это счастье, потому что работа сделана, и папку можно переместить в архив. Но на рабочем столе еще десять папок, и ты так тоскливо смотришь на них и понимаешь, что их нужно сдавать, а ты еще ничего не придумал...

- Вы тяготеете к костюмному театру?

- Ни к чему не тяготею. Есть четыре-пять режиссеров, с которыми работаю. А они не очень-то воспринимают театр друг друга. Василий Бархатов, Евгений Писарев и Борис Эйфман - режиссеры очень разной эстетики, разного понимания сути театра. Кама Гинкас как-то сказал: «Не хожу на чужие спектакли, потому что если спектакль хороший, я расстраиваюсь, а если нехороший - еще больше расстраиваюсь».

ШНУР - ПОЭТ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

- А расскажите про премьеру «Бенвенуто Челлини» с Сергеем Шнуровым в Мариинке. Зачем взяли Шнура в оперу на разговорную роль?

- Мы выпускали этот спектакль в 2007 году, и сейчас возобновили. Сергей - человек очень образованный, с хорошим русским языком и блестящими мозгами. Образ на концертах это просто его роль. Он филолог, окончил университет, а до этого учился в духовной семинарии. Интереснейший собеседник. Невероятно тонкий. Его можно приглашать куда угодно, в любой роли будет хорош - умный артист. У каждого времени - свои поэты.

Зиновий Марголин: Сергей Шнуров даже в опере хорош и «ядовит»

Такой необычное и «стиляжной» увидел мастер свадьбу Фигаро. Фото: Личный архив Зиновия Марголина. 


- Шнуров - современная сатира?

- Конечно. И «Ленинград» - это ощущение нынешнего времени. Сейчас в театре и литературе практически нет трагических героев. В 1970-е годы они были на сцене.

А современный герой? Закомплексованный персонаж с мучениями и внутренними сомнениями. Трудно представить главного героя с открытым темпераментом, который говорит какие-то правильные фразы. Молодые актеры не знают, как такое играть. Стесняются открыто выражать чувства. Сережа в этом отношении, как нынешнее время, очень «ядовитый». Вот такая сегодняшняя правда.

- Режиссеры не принимают творчество друг друга. А как насчет художников? Вы принимаете Александра Шишкина, Сергея Бархина?

- Не просто принимаю - люблю. Художники вообще более консолидированное и лояльное сообщество. Чувствую себя успешным человеком, и у меня нет никаких проблем с успехом товарищей. Шишкин - это мое поколение. Бархину за 80… Есть и другие безумно талантливые. Маша Трегубова, например. Почему мне не радоваться за них? Нам всем хватает работы.

УЧИТЕЛЯ

Зиновий Марголин: Сергей Шнуров даже в опере хорош и «ядовит»

Пиковая дама-пермский Театр-Театр,режиссер Н.Гриншпун. Фото: Личный архив Зиновия Марголина. 

«Подключен к театру, как к капельнице»

- Вы испытывали чье-то влияние на себе?

- Если бы я не увидел когда-то театр на Таганке, наверное, вообще не пошел бы работать в театр. Давид Боровский для меня до сих пор самая крупная фигура не только как сценограф, но и как личность. Безупречный человек.

А профессии меня научил Борис Герлован. Я попал к нему после института в минский Купаловский театр. Ничего не знал и не умел, ведь учился не на сценографа, а черт знает на кого, окончил отделение визуальных коммуникаций и выставок и сбежал в театр. Мои однокурсники после распределения годами проектировали дверцу от холодильника. А по вечерам пили от безнадеги водку. Так что театр меня спас.

Пришел макетчиком к Герловану. В Беларуси Борис Федосеевич - центральная фигура, большой художник, никого крупнее там нет. Очень ему благодарен. Просидел возле него пять лет и до сих пор помню все, что он мне говорил о профессии. Интернета не было, показывал мне журналы с работами Бархина, Кочергина, Шейнциса...

Театр - это огромный и очень разнообразный мир. Я к нему подключен, как к капельнице. Мне когда-то Герлован сказал: «Запомни, театр - это мода». Я не сразу понял смысл. Ведь суть («про что?») не меняется. Меняется форма («как?»). Нужно чувствовать, что сейчас на пике моды.

Когда я работал в Белорусском государственном молодежном театре и у нас только-только началось общение с Западом, приехал ставить спектакль худрук молодежного театра из Мангейма: «Будет пьеса для молодежи о контрацептивах!» Мы хохочем: «Чего?» Он удивился: «Вы что, не понимаете? Это же мировая проблема! СПИД! Человечество погибает!» Смотрел на нас как на сумасшедших, а мы - на него. Театр же для другого! Мы так считали… А сейчас понимаю, что театр - для всего. Появились новые вызовы. Раньше было пять видов театра, а сейчас - пятьсот...

- А не уходит из-за социального крена из театра его магия?

- В тот момент, когда на сцене «Театра.doc» идет вербатим, в Большом театре танцуют «Жизель». Каждый зритель ходит за своей правдой.

У Эйфмана я занимаюсь одним театром, у Писарева - другим, у Бархатова - третьим. Скоро будет проект в Гамбурге - на стыке жанров. Все это не мешает друг другу.

- Встречаете в бурном театральном море успешных земляков?


Зиновий Марголин: Сергей Шнуров даже в опере хорош и «ядовит»

Севильский цирюльник-Большой театр Писарев. Фото: Личный архив Зиновия Марголина. 

- Очень много. Ведущая солистка балета Эйфмана Люба Андреева работала в белорусском балете. На ней сейчас там держится почти весь репертуар. В Мариинском работает Владислав Сулимский из Молодечно. До сих пор ездит на машине с белорусскими номерами.

Павел Янковский из Барановичей перешел из новосибирского театра в Мариинский. Я с ним выпускал «Хованщину» в Базеле. Спросил: «Павел, а почему ты не поешь хотя бы раз в году в Минске?» Отвечает: «А меня никто и не приглашает…» Хлопец из Барановичей поет в Мариинском! Пел Риголетто у Тимофея Кулябина в Вуппертале.

- Почему вы уехали из Минска?

- Наверное, почувствовал профессиональный потолок. Думал, что можно жить в Минске и работать в Москве. Но это невозможно: чтобы тебя звали в московские проекты, ты должен быть здесь, иначе место обязательно займут.

ДОСЬЕ «СВ»

Зиновий Марголин родился в 1960 году в Минске. Окончил Белорусский театрально-художественный институт. В 1988 - 1998 годах был главным художником Государственного молодежного театра РБ.

После два года работал в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». Сделал сценографию для премьер Мариинки («Отелло»), Большого театра («Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник»), Театра имени Пушкина («Апельсины и лимоны», «Женитьба Фигаро») и других. Лауреат многочисленных театральных премий.

Комментарии


Другие статьи раздела

Интервью

Юрий Куклачев: Пугливые артистами не становятся. Даже коты

Самому обаятельному укротителю животных исполнилось 70 лет. Создателя знаменитого Театра кошек в Москве корреспондент «СВ» расспросила о том, как стал клоуном, про звезду рекламных роликов кота Бориса и четвероногих пенсионеров

«Мы каждый год вновь и вновь переживаем этот день»: 15-го февраля исполняется 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана

Ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко рассказал «СВ», что для него значит эта дата

Режиссер Федор Попов: Железную дорогу жизни строили школьницы

27 января 1944 года - День полного освобождения Ленинграда от блокады. К этой дате в Москве и Петербурге показали фильм «Коридор бессмертия». В широкий прокат картина выйдет 1 мая. «СВ» поговорило с режиссером Федором Поповым о засекреченной сухопутной Дороге победы, о девчонках, которые ее строили, и о сегодняшних противоположных взглядах на блокаду

Иван Эйсмонт: Президент мне сказал: «Не вздумай ложиться на должность!»

Председатель «Белтелерадиокомпании» - об HD-революции, современных сериалах, и почему Беларуси не везет на «Евровидении»

Со смертью должна идти битва, а не битвочка

Как обмануть старуху с косой? Измениться до неузнаваемости не только внешне, но и внутренне? О лихо закрученном сюжете фильма «Человек, который удивил всех», взявшем приз на Венецианском кинофестивале, рассказали его режиссеры - супруги Наталья Меркулова и Алексей Чупов

Сын Виктора Цоя Александр: Память об отце похожа на инстаграм сториз

Он долго не выходил из тени знаменитого папы. Даже взял говорящий псевдоним - Молчанов. Только несколько лет назад явил себя миру. Причем сразу в нескольких амплуа

Читайте также

Трибуна депутата

Владимир Жириновский: Союзное государство всем выгодно

Лидер ЛДПР пришел в московский Дом мюзикла на концерт «Жизнь прекрасна» и рассказал о своем отношении к Беларуси:

Культура

Не стало актрисы Ирины Цывиной

Уроженка Минска, вдова Евгения Евстигнеева, она скончалась в возрасте 55 лет

Туризм

Пять причин поехать в Лельчицы

По одной из легенд, название полесскому городу дали аисты, которых тут ласково называли лели. Предвестник счастья изображен и на гербе города. Птиц здесь вообще уважают

Политика

Александр Лукашенко: Беларусь ведет курс на построение IT-страны

В пятницу президент республики обратился с посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Глава государства поставил ряд задач перед правительством и дал советы соотечественникам. Подробности расскажет «СВ»

Союзное государство

Модельный ряд

Гармонизация и унификация национального законодательства в Союзном государстве отходят на второй план. Особое внимание - разработке модельных законов и заделу на будущее

Экономика: интеграция

Договорились встретиться в Минске

Главы аграрных ведомств России и Беларуси провели рабочую встречу. Одним из наиболее острых вопросов, который обсуждали Дмитрий Патрушев и Анатолий Хотько, было обеспечение безопасности поставок  белорусской животноводческой продукции



Политика

Александр Лукашенко: Беларусь ведет курс на построение IT-страны

В пятницу президент республики обратился с посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Глава государства поставил ряд задач перед правительством и дал советы соотечественникам. Подробности расскажет «СВ»

Спорт

Не в бровь, а в пас

Белорусские футболисты скоро перестанут быть легионерами. Базы станут общими на время подготовки к Олимпиадам. Российские тренеры поедут обучать соседей. Что еще интересного придумали по спортивной линии в Союзном государстве?

Спорт

Белорусский экипаж Сергея Вязовича лидирует на ралли-рейде Desert Challenge в Марокко

Знаменитый гонщик рвется к победному финишу на новинке – капотном грузовике МАЗ-6440RR

Культура

Не стало актрисы Ирины Цывиной

Уроженка Минска, вдова Евгения Евстигнеева, она скончалась в возрасте 55 лет

Политика

Дмитрий Медведев: Интеграцию с Беларусью надо сделать еще более весомой

Премьер-министр Дмитрий Медведев в среду выступил в Государственной думе РФ с отчетом правительства РФ за прошлый год. О национальных проектах, реформе обращения с ТКО, влиянии санкций и многом другом, о чем говорил Медведев – в материале «СВ»

Политика

Александр Лукашенко: Влево-вправо «хiстацца» не будем

Президент Беларуси познакомился с планами айтишников на будущее, одобрил создание Национального детского технопарка и проверил готовность ко II Европейским играм

Политика

Владимир Путин: Топтаться станем – отстанем

Президент продолжил космическую тему и пообещал построить для конструкторов и инженеров центр мирового масштаба

Союзное государство

Модельный ряд

Гармонизация и унификация национального законодательства в Союзном государстве отходят на второй план. Особое внимание - разработке модельных законов и заделу на будущее

Общество

Суздаль «поумнеет» к тысячелетнему юбилею

Одна из жемчужин Золотого кольца России, Суздаль готовится к переменам. Он включен в проект «Умный город», в рамках которого будут внедряться цифровые платформы и сервисы, призванные улучшить повседневную жизнь горожан. О том, какие еще идеи будут реализованы в древнем городе к его 1000-летию, в материале «СВ»

Общество

Из Плюшкина в Клюшкина

В эту субботу по всему миру «Тотальный диктант» написали 236 тысяч человек