Таможня делает добро
Сябры пытаются облегчить жизнь водителям на пунктах пропуска с Польшей
ПАНСКИЕ КОЗНИ
От последнего поворота из Бреста до пункта пропуска «Козловичи» на границе с Польшей чуть больше трех километров. Это один из двух работающих переходов с Варшавой, остальные давно уже закрыты. Здесь принимают и проверяют только грузовики (второй пункт – «Брест», неподалеку от Брестской крепости, пропускает легковушки и автобусы). По обеим обочинам шоссе берлинской стеной выстроились фуры. По ним можно изучать европейский автопром.
- Ого, сколько их здесь! Откуда они? – для большинства российских журналистов, оказавшихся здесь в пресс-туре, эта очередь в новинку. Я же столкнулся с ней впервые летом прошлого года - тут же в Бресте. Наблюдал каждый день, тем более, что жил рядом в гостинице. Пересмотрел старое видео. Показалось, что она стала меньше, тогда стояли чуть ли не в два ряда.
Народ тут же прильнул к окнам нашего автобуса, изучать, откуда приехал весь этот автопоезд. В основном, номера польские.
- Сегодня на выезд тут ожидают порядка 3400 машин. Но очередь уменьшается, порой она доходила и до 4000 грузовиков, - раскладывает нехитрую математику директор Брестского филиала РУП «Белтаможсервис» Виталий Балдовский.
Козни строят поляки, причем в заложниках ситуации, в первую очередь, оказались их же водители, которые зависают тут на неделю, вместо того, чтобы проскочить за сутки-двое. Это же так, по-западному, стрелять себе в ногу. В день, по словам Виталия Балдовского, через «Козловичи» могут проходить до тысячи машин. Но соседи пропускают лишь примерно половину.
В ЗОНЕ КОМФОРТА
Сябры, как могут, нивелируют сложности для водителей. Ввели, например, электронную очередь.
- Водителю теперь нет такой необходимости постоянно сидеть в машине. Они зарегистрированы и по мере продвижения, мы их вызываем в пункт пропуска. Они спокойно подъезжают и дальше двигаются. Сегодня очередь растягивается на пять – шесть суток, - говорит директор Брестского филиала «Белтаможсервиса».
С нового года станет легче. Возле пункта пропуска «Козловичи» белорусы достраивают зону ожидания, которая должна заработать уже в январе 2026-го. Размах серьезный, ее площадь, как у тридцати футбольных полей. Тут смогут разместиться около восьмисот фур (до четырехсот машин расширят площадку и на пункте пропуска «Брест»). Пережидать очередь водители смогут, если не как на курорте, то в куда более человеческих условиях. В зоне ожидания у «Козловичей» оборудуют круглосуточное кафе на тридцать столиков, санузлы, душевые и прачечную. За своей очередью можно будет следить на четырех электронных табло. Уже сейчас готовность объекта весьма высокая. Работа кипит: строители укладывают плитку, доустанавливают фонарные столбы, завершают отделку кафе. Скажет им спасибо и природа, после того, как грузовики перестанут вытаптывать обочины.

ПОД КОНТРОЛЕМ
ГРАНИЦА – НА ПЛОМБЕ
Теперь грузы не растворятся в «серой зоне» транзита
С конца января этого года импорт и перевозка ряда товаров между Россией и Беларусью без навигационных пломб стал невозможен. Их накладывают при ввозе груза на территорию СГ из третьих государств. Новая мера затронула алкоголь, табак, одежду, обувь и электронику. Пломба следит за целостностью груза и передает данные о его местоположении. Сделано это было, в первую очередь, для борьбы с контрафактом. Воровать станет дороже, а обманывать сложнее.
«Козловичи», как раз, одно из таких мест, где происходит процедура пломбирования. Журналистам демонстрируют небольшую, но очень умную коробочку (своего рода «черный ящик» для груза), которая навешивается на двери или контейнера, или фуры. Занимает это буквально пару минут. Теперь пломба будет работать на всем маршруте без замены.
Как таможня, так и хозяин груза, могут наблюдать в приложении за маршрутом, отслеживать попытки снятия или взлома пломбы, потерю сигнала или низкий заряд устройства.
Если водитель свернул с дороги или слишком долго стоит на точке, владельцу приходит уведомление. В дальнейшем это, возможно, еще и поможет ему оптимизировать маршруты будущих перевозок.
Если кто-то пытается вскрыть транспортное средство, собственник узнает об этом мгновенно.
Когда автомобиль прибывает на место назначения, пломбу снимают. Теперь груз - будь то обувь или хрупкая электроника - не растворится в «серой зоне» транзита. У него есть свой навигатор.
Услуга – платная. По России сутки обойдутся в четыре тысячи рублей. Для многих мелких перевозчиков это, возможно, дороговато, но игра стоит свеч.
Еще один минус – возможная пропажа сигнала. С 6 октября, как известно, Россия ввела 24-часовую блокировку передачи данных с иностранных сим-карт, находящихся в роуминге на нашей территории. Данная мера в полной мере касалась и белорусских «симок», которыми оснащаются навигационные пломбы.
- Да, вопрос был, но мы его быстро решили. В течение двух дней сняли его с повестки. На сим-карты, которыми мы оснащаем наши пломбы, данные ограничения не действуют. Сейчас мы в режиме онлайн видим, как транспортное средство проследовало из Беларуси через границу в Россию, - рассказал Виталий Балдовский.
Если эксперимент с пломбами в СГ окажется успешным, его могут распространить на все страны ЕАЭС.

ШЛАГБАУМ
ТАНГО ДЛЯ ДВОИХ
Власти в Варшаве никак не «выучат» свою партию
На границах Беларуси (а это и рубежи Союзного государства) сейчас творится какая-то вакханалия. Варшава и Вильнюс то открывают, то закрывают пункты пропуска, как капризные малые дети, которым игрушка то надоедает, то снова вызывает интерес. А страдает от этого их же бизнес. Ежегодные потери предпринимателей в Польше из‑за отсутствия движения через границу оценивается в миллиард долларов.
Стоило польскому премьеру Дональду Туску объявить 28 октября, что с ноября водители снова смогут пользоваться двумя пограничными переходами на границе с Беларусью - в Бобровниках и Кузнице (а они закрыт уже несколько лет), как вылезли литовцы. Вильнюс решил до первого декабря закрыть границы с Синеокой. Варшава тут же заявила о корректировке планов из-за этого: мол, литовцы –наши партнеры, мы с ними в контакте. Если и откроет пункты пропуска, то не раньше середины ноября.
Пресс-секретарь МИД Беларуси Руслан Варанков отреагировал на это весьма эмоционально:
- В целом возобновление функционирования пунктов пропуска не может и не будет регулироваться односторонними решениями. Мы ожидаем от польской стороны ответственного подхода: достигнутые договоренности должны быть стабильными и надежными.
Тут как никогда подходит утверждение министра иностранных дел Польши господина Радослава Сикорского: для танго нужны двое. Белорусская сторона свою партию уже давно и четко исполняет. Теперь ждем, когда же соседи наконец выучат свою.



MAX