Белорусы уже помогают российским авиастроителям
Российский авиапром доказал свою технологическую независимость от Запада
УРОК ПОШЕЛ ВПРОК
Чуть больше месяца назад произошло событие поистине историческое для отечественного авиапрома. Свой первый полет совершил уже не опытный, а серийный полностью импортозамещенный пассажирский лайнер SJ-100 с родным двигателем ПД-8.
И это без всяких натяжек начало новой эпохи российского самолетостроения. Убедительная демонстрация технологической независимости нашей страны. Драматичная по-своему история SJ-100 – тому пример.
Машину создали по мировым меркам очень быстро – всего за шесть лет. И уже в 2011 «Аэрофлот» получил первые борта. Однако, российским новый самолет можно было считать чисто номинально. Почти на две трети он состоял из импортных деталей и комплектующих. Из США, Германии, Англии, Италии. Плюс французские двигатели SaM146, далеко на последний писк техники, прежде их использовали на истребителях «Мираж». Обилие в самолете импортных деталей преподносилось в то время, как очевидное преимущество в продвижении его на мировой авиарынок. Однако, на деле все получилось наоборот.
После введения санкций против России будущее машины оказалось в тумане. Выпуск самолетов завис - западники отказались поставлять комплектующие. Выход был только один: наладить производство необходимых деталей у себя. Такую задачу поставил тогда Владимир Путин:
- Сложившаяся ситуация при всех очевидных сложностях дает российскому авиапрому уникальную возможность для выхода на принципиально новый уровень развития. Ведь России достались хорошие заделы с советских времен. Школа у нас замечательная.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
И самолетчики не подвели, совершили, казалось невозможное. Всего за несколько лет заместили на отечественные порядка сорока систем и агрегатов лайнера. Новейшая авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, а также системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты – все теперь свое, родное. Самолет пережил, по сути, второе рождение.
А там и двигатель подоспел: вместо французского – родной ПД-8. На заводе ОДК «Сатурн» в Рыбинске его создали с нуля за рекордные сроки – всего лишь за четыре года. Использовались уникальные новации – такие, например, как монокристаллическое литье лопаток. Что делает ПД-8 более надежным и экономичным, чем западные аналоги.
И еще важнейший момент – Россия сегодня единственная страна в мире, способная самостоятельно производить как сами самолеты, так и двигатели к ним. Единственная. Когда-то ей был Советский Союз. Теперь – Россия. Даже американцы на свои «Боинги» ставят движки совместной разработки с теми же французами или английские «Роллс-Ройс». Они же, британские, поднимают в небо и лайнеры «Эйрбас». У нас же все свое – родное. Есть, чем гордится. Все произошло точь-в-точь по поговорке: пока петух не клюнет, мужик не пошевелится. Санкции стали для нас, как раз тем самым петухом.
РАСКУСИЛИ ИЗЮМИНКУ
Серийное производство пережившего второе рождение SJ-100 на заводе в Комсомольске-на Амуре начнется уже в будущем году. Тогда же в серию пойдет еще один полностью – от носа до хвоста – отечественный лайнер МС-21. Уже на заводе в Иркутске. Самолет оснащен еще более мощным движком пятого поколения ПД-14. Путь в небо и этой машины оказался весьма непростым. Изюминка МС-21 – крыло. Полностью из композитов. Изначально полагались на американцев, но они нас кинули – полностью обрезали поставки под соусом санкций. Что Владимир Путин назвал хамством. Резко, но метко. Ничего, справились в конце концов и с этим. Ученые МГУ и «Росатома» для МС-21 разработали уникальное композитное крыло, способное выдерживать небывалые нагрузки, что доказали первые же испытательные полеты новой машины.
На региональные линии в будущем году выйдет еще Ил-114 – также отечественный до последнего винтика. Его стихия - перевозка пассажиров и грузов на небольшие расстояния, что упростить жизнь для миллионов наших граждан. Самолету не нужны длинные взлетные полосы, он не прихотлив и способен летать в любых климатических зонах, включая, крайний Север.
Запад своими санкциями рассчитывал знать нас в угол, разрушив авиационную отрасль. Но мы, в который уже раз, доказали, что трудности делают нас только сильнее и уверенно идем на взлет.
КООПЕРАЦИЯ: «НАДО БРАТЬСЯ И ДЕЛАТЬ»
Счет заказов на предприятиях РБ может идти на миллиарды рублей
Велика вероятность, что первым зарубежным покупателем SJ-100 и МС-21 может стать Беларусь. Национальная авиакомпания Синеокой «Белавиа» уже выразила заинтересованность в их приобретении. Более того, сябры хотят не просто эксплуатировать, но и самостоятельно обслуживать самолеты, освоив у себя производство необходимых комплектующих. Тем более, что они уже сейчас непосредственно участвуют в развитии российского авиапрома. В частности, поставляют подшипники для МС-21. В ОАК уже подсчитали, что могут разместить на авиапредприятиях РБ заказы на миллиарды рублей. Речь о деталях и агрегатах.
- Они хотят на базе Беларуси это делать - надо браться и делать, - поддержал Александр Лукашенко развитие сотрудничества.
Предприятия Синеокой уже встроены в производственные цепочки, не только поставляют российским партнерам комплектующие, но и выполняют ремонт и модернизацию авиатехники. В частности, на Минском заводе гражданской авиации № 407 производят больше двухсот деталей для консоли композитного крыла МС-21. А недавно там открылся целый инновационный комплекс по техобслуживанию и покраске воздушных судов. Например, Ту-214. Полностью обновляют ливреи на фюзеляжах машин.
- Используем красители, которые полностью производятся в Союзном государстве, - рассказывают на заводе.
С «тушкой» была только проба пера. Теперь здесь ждут импортозамещенные SJ-100 и МС-21.
ОТ ВИНТА: КРЫЛАТАЯ ПРЕМЬЕРА
Маленький, да удаленький «Освей» взлетит в Беларуси
КАК В ПЕСНЕ ПОЕТСЯ
Главная цель российско-белорусского сотрудничества в крылатой сфере - организовать совместное производство многоцелевого двухмоторного самолета для местных авиалиний. У него уже есть имя – «Освей». Так называется второе по площади озеро в Синеокой в Витебской области. По проекту, машина с салоном на девятнадцать пассажиров будет способна работать с грунтовых полос даже в экстремальных климатических условиях, то есть на Крайнем Севере и Северном морском пути. Надо ли говорить, насколько нужен такой самолет, особенно в России с ее необъятными просторами, куда, как в песне, только самолетом можно долететь.
Как сообщил недавно глава Минпромторга РФ Антон Алиханов, все параметры проекта российская сторона разработала, теперь ждет положительного заключения от белорусских партнеров.
Строить самолет в кооперации будут АО «Уральский завод гражданской авиации» в Екатеринбурге и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» в Барановичах. Любопытная вещь – принято считать, что в Беларуси производством самолетов никогда не занимались. Но это не так. Небольшой и успешный опыт был. Еще в 1945 году в Минске на восстановленном после боев авиазаводе №453 начали выпускать истребители Як-9. Сделали почти 400 машин. После чего по решению Москвы производство свернули – война закончилась. Но минские машины прослужили в частях ВВС до начала пятидесятых годов без единой рекламации – что значит качество.
ТОЧНОСТЬ МИКРОННАЯ
Тем временем на заводе в Барановичах уже во всю готовятся к производству «Освея». Сейчас здесь идет глобальная стройка. Поэтапно будут возведены и оснащены три новых корпуса, каждый последующий больше другого.
- График создания самолета достаточно жесткий. Сборочное производство все-таки отличается от ремонтного, для него нужны специфические пространства, поэтому требуемая площадь в разы больше, чем мы имеем на сегодняшний день, - поясняет главный инженер завода №558 Андрей Тучин.
Сроки, и впрямь поджимают. Согласно межправительственному соглашению, первый опытный образец совместной машины должен появится уже в будущем году. А уже к концу 2027 года будут созданы производственные мощности для ежегодного выпуска как минимум двадцати самолетов, начиная с 2030 года. Всего в рамках проекта намечено построить больше двухсот самолетов, половину из них в Барановичах. Но это только стартовые, предварительные цифры. Которые, наверняка возрастут.
Специализацией 558-го завода еще с советских времен был ремонт и модернизация боевых самолетов марки «Су». То есть, компетенция у коллектива предприятия высочайшая. И полная импортонезависимость, как защита от санкций. Даже сверла к станкам изготавливают сами. Допуски микронные – не толще человеческого волоса. В авиации иначе нельзя. Даже маленький самолет – это большая, предельная точность в каждой детали. И белорусы ее гарантируют.



MAX