САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Анатолий Заусайлов

Сделайте это немедленно!

Прямой рейс Минск - Нью-Йорк. Cогласитесь, звучит эффектно, но так ли уж фантастично?

США сняли санкции с «Белавиа». Каких изменений ждать?
 Фото: БелТА

ПОДРЕЗАЛИ КРЫЛЬЯ

Власти США сняли санкции с белорусского национального перевозчика «Белавиа». Объявили об этом 11 сентября. Это решение стало возможным после освобождения в Беларуси 52 заключенных. Спецпредставитель президента США Джон Коул озвучил его в «трамповском» стиле:

- Это решение было принято президентом, который сказал: «Сделайте это немедленно в отношении «Белавиа».

Снятие запрета стало неожиданностью даже для белорусов.

США начали подрезать крылья «Белавиа» после инцидента в 2021-м с приземлением в аэропорту Минска самолета Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс. Тогда задержали призывавшего народ к погромам автора популярного телеграм-канала Романа Протасевича.

ЕС внес «Белавиа» в «черные списки» в декабре того же года. Вашингтон, потихоньку-помаленьку, в 2022 году ввел ограничения на обслуживание самолетов Boeing из парка белорусского перевозчика. А в 2023-м уже сама компания попала в списки, которые запрещали взаимодействие с ней любых американских юридических и физических лиц.

РЕЙДЕРЫ ИЗ БРЮССЕЛЯ

В Минске санкции против «Белавиа» справедливо называли «рейдерским захватом» рынка. По утверждению представителей белорусского Минтранса, западные страны приняли меры против авиакомпании на основании фейковой новости. Перевозчик не участвовал в инциденте с посадкой лайнера Ryanair. Еще одной из причин введения санкций было якобы участие Беларуси в перевозке мигрантов из Ближнего Востока и Африки.

В результате в маршрутной сети «Белавиа», которая летала в Лондон, Париж, Рим, остались восточные направления: в российские города, Турцию, Египет, Закавказье и в западную часть Китая. При этом вылетать из Беларуси она могла и до сих пор может лишь через Россию.

Санкции не только закрыли для «Белавиа» небо над частью мира, но, по словам директора Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Игоря Голуба, в первую очередь создавали сложности в поддержании летной годности парка авиакомпании:

- До введения санкций было прямое взаимодействие - постоянное обновление различных информационных систем, получение напрямую различных запасных частей для самолетов, агрегатов. Когда санкции ввели, это было очень тяжело.

В итоге парк «Белавиа» сильно сократился за это время. Кроме того, работу авиакомпании усложняла блокировка платежей.

- Мы в некоторых аэропортах не могли напрямую рассчитаться, это и наземное обслуживание, и тот же кейтеринг. Мы эти проблемы решали, но с определенными трудностями, - добавил Игорь Голуб.

Из-за санкций США некоторые страны вводили аналогичные ограничения в отношении «Белавиа», опасаясь вторичных штрафов от Вашингтона.

Сделайте это немедленно!
Перед пассажирами «Белавиа» открываются новые горизонты.
 Фото: Максим БЛИНОВ/РИА Новости

ГЕОГРАФИЯ: ЛЕТНАЯ ПОГОДА

До конца октября запланированы маршруты на Хайнань, Шри-Ланку и во Вьетнам

География полетов регулярных рейсов «Белавиа» до конца года пока насчитывает одиннадцать стран и 22 аэропорта, чартерных - четыре государства и восемь аэропортов. Направления были ограничены дальностью полета среднемагистральных самолетов семейства Boeing 737NG и MAX, а также Embraer E-Jet. Сейчас самый дальний прямой маршрут в расписании «Белавиа» - рейс из Минска в китайский Урумчи. Перелет в Дели выполняется с технической посадкой в Ташкенте.

В июне парк «Белавиа» пополнили три широкофюзеляжных Airbus А330-200, купленные через посредников у гамбийской Magic Air. Они могут летать на расстояние до двенадцати тысяч километров, что почти вдвое дальше, чем самый современный из узкофюзеляжных самолетов «Белавиа».

Тогда же было озвучено, что это даст «возможность совершать дальнемагистральные рейсы и открывать новые маршруты». Уже с 8 октября прямые рейсы запустят по маршруту Минск - Санья (остров Хайнань в Китае), с 12-го - на вьетнамский курорт Фукуок, а с 28-го - на Шри-Ланку. Ждем в расписании Нью-Йорк?

ВАРИАНТЫ: СЯБРАМ ДАЛИ КОРИДОР

Путь в Америку может пролегать через Северный полюс

Одного «железа» недостаточно - нужны разрешения регуляторов. И тут возможны варианты с нашим участием. Например, для «Белавиа» может открыться коридор через Россию, Карское море и Северный полюс с выходом в район Аляски, минуя европейскую и канадскую территории.

Такой трек уже используют китайские и индийские перевозчики, но для белорусов он сопряжен с дополнительными сопровождениями в арктических районах и необходимостью запасного аэродрома на Чукотке или в Анадыре.

Альтернативой мог бы стать рейс с технической посадкой в Мурманске, но, по оценкам экспертов, он увеличит время в пути и поднимет стоимость билета. При нынешних ценах на авиакеросин перелет Минск - Нью-Йорк может начинаться от 1,1 тысячи долларов в один конец, что на десять - пятнадцать процентов дороже пересадочных вариантов через Дубай или Стамбул. А это уже ниша бизнес-перелетов.

Теоретически Минск мог бы стать хорошим транспортным «хабом», каким он был до 2021 года. Но вот будет ли велик спрос на билеты в США? Ведь с 7 сентября гражданам России можно получать визы только в двух американских посольствах - в недружественной Варшаве и в Астане. Было бы здорово, если бы к ним добавился Минск, но для этого сюда для начала должны вернуться американские дипломаты. И это возможно в ближайшем будущем. Вашингтон готов к «окончательной нормализации отношений» и намерен восстановить работу дипмиссии.

Сделайте это немедленно!
Эти стюардессы украсили бы и Неделю Высокой моды в Нью-Йорке.
 Фото: БелТА

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ: ЛИЦЕНЗИЯ НА ЗАПЧАСТЬ

Что теперь изменилось?


  1. Первый и главный плюс: Министерство финансов, Министерство торговли и Госдепартамент США выдали «Белавиа» генеральную лицензию, снимающую экспортные ограничения на сделки с  американскими компонентами и услугами.
    По сути, это облегчает техническое обслуживание флота (всего у белорусов в парке восемь «Боингов»): позволяет закупать оригинальные запчасти, двигатели, обновлять программное обеспечение воздушных судов.
  2. Открывается окно возможностей для переговоров о новых лизинговых контрактах самолетов «Боинг». Обновлять и  пополнять парк лайнеров станет проще.
  3. Сябры могут стать посредником в техническом обслуживании российских воздушных судов западного производства, используя доступ к иностранным технологиям и капиталу.
    В условиях, когда наши авиакомпании испытывают дефицит запчастей и сервисных услуг, это может здорово выручить перевозчиков, эксплуатирующих парк «Боингов». В теории, через Синеокую они могут получать необходимые детали и поддержку. Это значительно дешевле, чем сейчас, когда необходимые узлы поступают из азиатских и арабских стран.
  4. Гипотетически возможно и приобретение новых «Боингов» российскими авиакомпаниями через белорусского посредника.
  5. Снятие ограничений открывает возможность и для переговоров о прямых рейсах из Минска в США.
    Летать можно на Аirbus А330-200, их в парке «Белавиа» три. Теоретически можно взять самолеты у Москвы. Такой сценарий включает механизм «мокрого» лизинга, когда одна из российских авиакомпаний, находящаяся под прямыми санкциями США, заключит с «Белавиа» соответствующее соглашение для рейсов в Америку. Фактически полеты будут выполняться на белорусском самолете с белорусским экипажем, но в интересах российского перевозчика. Такой подход, в принципе, не нарушает прямых санкций, но явно будет рассматриваться под лупой американцами.

 

  1. Но есть нюанс: все активы «Белавиа» в  американских банках по-прежнему заморожены. И на каждое действие придется получать отдельное «добро» от Вашингтона.
  2. Американцы запретили «Белавиа» летать в Россию на «Боингах». Опять же с оговоркой - такие полеты могут разрешить «в соответствии с лицензией». Впрочем, белорусы в основном и так использовали на российских маршрутах Embraer-175 и 195.
  3. Трамповская «вольница» не отменяет прочие действующие запреты. Брюссель пока не снимал с авиакомпании санкций и продолжает держать свое воздушное пространство для нее на замке. «Белавиа» по-прежнему не может летать над территорией Евросоюза, Великобритании, Норвегии и Канады. А этот воздушный барьер напрямую влияет на траекторию возможных трансатлантических маршрутов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

Лыжню, лыжню!

Анатолий Заусайлов

Российских и белорусских лыжников могут допустить до зимней Олимпиады в Милане

Молодежь России полюбила санатории

Михаил Панюков

В том числе и на территории Беларуси

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также