САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Завелись не на шутку

В России приняли стратегию развития автомобильной отрасли до 2035 года

Фото: Александр Авилов/Агенство городских новостей «Москва»

СТИМУЛ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

Бытует мнение, что в России никогда не научатся хорошо делать автомобили. Мол, даже советские «Жигули» - калька итальянского «Фиата», и то плохая.

- Зачем отечественный автопром нам вообще нужен? - в полемическом запале говорят горячие головы. Но они не слишком умны.

Автомобильная промышленность - одна из ключевых отраслей экономики. По официальным данным на 2021 год, в ней были задействованы триста тысяч работников. А со смежными областями она обеспечивает занятость больше 2,8 миллиона человек. Это как три Тюмени плюс Брянск со всеми жителями от младенцев до стариков.

Но это еще не все. Развитие автомобилестроения создает потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической, электронной отраслей, станкостроения и многих других. Стимулирует развитие экономики в целом. Именно поэтому российское правительство приняло стратегию развития автомобильной промышленности.

ОБОШЛИСЬ БЕЗ ФРАНЦУЗОВ

- Требуется не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями, но и создать собственную компонентную базу с максимально широкой номенклатурой - от самых простых деталей до сложных элементов, - поставил задачу глава Кабмина Михаил Мишустин.

Импортозамещение рулит! И не спешите скептически кривить рот. Вот ушла компания Renault с российского рынка - не прошло и полугода, как с конвейера сходят первые «Москвичи 3». А за ними последуют новые модели - «Москвич 5» и «Москвич 6».

Да, новинка в основном из китайских деталей. Но уже в этом году тормозные системы, силовые элементы управления и другие компоненты будут заказывать российским поставщикам. Параллельно разрабатывают собственную универсальную платформу российского электромобиля, в чем «Москвичу» поможет КамАЗ.

А вот модульную платформу электромобиля E-Neva от концерна «Алмаз-Антей» уже создали. Впервые модель представили публике еще год назад, до начала массовых санкций. Она сможет ездить как на электричестве, так и на газе.

По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, E-Neva будет значительно дешевле известной модели Tesla Илона Маска.

Новый российско-китайский бренд из Липецка Evolute объявил о старте продаж в семи городах страны. Первым к клиентам поступит седан Evolute i-Pro.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

Предполагается увеличить минимум в два раза выпуск автомобилей в ближайшие два-три года. Это не просто цифры с потолка, но и показатель растущего спроса. На развитие профильных производств, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выделят огромную сумму - 2,7 триллиона рублей. И больше полутриллиона - на поддержку внутреннего спроса и экспорта.

И это не благотворительность для автопрома за счет налогоплательщиков. Есть установка к 2035 году вывести торговый баланс автомобильной отрасли, включая импорт и экспорт, в плюс на 92 миллиарда рублей. А если брать только объем налоговых поступлений, то он уже сейчас в 2,2 раза превышает размер субсидий правительства на отрасль.

НА ВЫРУЧКУ

ГЛАЗ-АЛМАЗ

Из-за санкций с рынка ушли западные производители оптики, но им уже нашли замену в Синеокой.

Белорусский завод светотехнической продукции в Руденске начал производить фары еще в девяностых. А в 2013-м появился новый цех с высокотехнологичным оборудованием и испытательной лабораторией. Здесь производят до трехсот модификаций товара! Он втрое и даже вчетверо дешевле немецкого, а по качеству ничуть не уступает. Только с Уральского автозавода поступило три тысячи заявок на комплекты фар ближнего и дальнего света.

ЦИФРА

По базовому сценарию, отечественные машины должны покрывать спрос к 2035 году на 60 процентов, по целевому - на 83. Сейчас - только на 40.

КОМПЕТЕНТНО

ПРОМО ДЛЯ АВТОПРОМА

Эксперты с оптимизмом смотрят в будущее.

Леонид Брич, заместитель председателя Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговле:

- Совместная работа по импортозамещению России и Беларуси развивается успешно. Как точно сказал Александр Лукашенко о влиянии санкций на производство, «не было бы счастья, да несчастье помогло».

В России собирали «мерседесы», «фольксвагены», «рено» и другие автомобили. Сейчас эти производители окончательно уходят. Но большие свободные площади сборочных заводов - остаются. И они не должны пустовать.

Подставляя друг другу плечо, наши страны могут вместе развивать союзный автопром. Беларуси удалось сберечь и приумножить промышленное наследие СССР. Продукция Минского подшипникового завода, Минского завода шестерен, «Амкодора», «Интеграла» и многих других предприятий открывает новые горизонты союзного сотрудничества. И предоставленный Россией кредит на создание интеграционных производств поможет заменить импортные запчасти белорусскими. Определен порядок финансирования двенадцати импортозамещающих, инвестиционных проектов. По каждому из них сформировали график выполнения, согласованный профильными министерствами РФ и РБ.

Не прекращается и развитие белорусского автопрома. «БЕЛДЖИ» в 2023 году планирует выпустить минимум 35 тысяч авто. А к 2025 году специалисты намерены освоить компонентную базу для создания собственного электромобиля.

Александр Козловский, член Комиссии ПС по бюджету, налогам и финансовому рынку:

- Мы отходим от приоритетности сборочных производств. Теперь приоритет - создание фундамента автоиндустрии: производство материалов и компонентов. Изменилась и терминология: «высоколокализованный автомобиль» теперь значит локализованный на восемьдесят процентов. Мы надеемся, что отрасль справится и некоторые модели появятся уже к 2025-му.

Развитие электротранспорта - доминирующий тренд отрасли. Пока нас сдерживали в том числе высокие цены на аккумуляторы. Сейчас у производителя есть амбиции снизить цену более чем в два раза, что решит проблему. Запланировано развитие зарядной инфраструктуры. Задачи сложные, но при высоком спросе и активной поддержке государства выполнимые.

Объем мирового рынка электромобилей в 2021 году составил около 4,7 миллиона штук.

А это около 5,6 процента от общего авторынка. При этом до 2030 года ожидается увеличение этой доли до тридцати процентов, а с учетом гибридов - 46.

Большое внимание уделяют развитию гибридов и электромобилей на водородных топливных элементах, а также технологиям автономизации транспорта. Минпромторг прогнозирует, что по электромобилям к 2035 году мы должны выйти на 25 процентов доли рынка. И часть ее - новый продукт завода «Москвич», где планируется к концу 2023 года изготовить пятьдесят тысяч машин, включая десять тысяч электрических.

Стратегия уделяет внимание и вопросам экологии: предусмотрено развитие газомоторной техники. Еще предстоит интересная работа в области коммерческого транспорта - маршруток, автобусов. Но это отдельный большой разговор.

В общем, путь намечен, алгоритмы есть - теперь важно пройти его эффективно. Но я смотрю на ситуацию в целом с осторожным оптимизмом. Верю в нашего отечественного производителя и понимаю: если его системно и последовательно поддержать - все получится.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Через 200 лет Россия станет высокообразованной и высокотехнологичной державой
  2. «Итоги года» с Владимиром Путиным длились около 4,5 часов и затронули более 70 тем
  3. Владимир Путин пошутил, что его рабочий график «нарушает трудовое законодательство»
  4. Владимир Путин признался, что влюблен, и рассказал, с чего для него начинается Родина
  5. После обращения вдовы военного к Путину СК возбудил дело о халатности в Новосибирской области
  6. Владимир Путин резко высказался о заявлениях Рютте о войне с Россией: Умный, системный, но что он несет
  7. Школьница попросила Путина дождаться её в роли журналиста: Паша уйдет на пенсию, а я его заменю
  8. Владимир Путин: Новых спецопераций не будет, если Запад начнёт уважать Россию
  9. Владимир Путин заявил, что российская армия стала «самой боеспособной в мире»
  10. Владимир Путин о росте утильсбора: Лучше выбирать отечественные автомобили
  11. Владимир Путин заявил, что Запад создает образ врага из России и «пренебрег» ее интересами безопасности
  12. Журналист из Свердловской области сделал предложение в прямом эфире и пригласил Путина на свадьбу
  13. Владимир Путин поручил восстановить всю водопроводную сеть Донбасса, «развалившуюся за десятилетия»
  14. Александр Лукашенко: Беларусь сохранила компетенции для производства маломерных и средних судов
  15. Владимир Путин: Рождение детей должно стать модным, а семья — не беднеть из‑за пополнения

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: Доступность жилья должна быть одинаковой для всех

В московском Доме Союзов прошло заседание Совета Законодателей

МНЕНИЯ

«Европейские подсвинки» так и не поняли, кто они такие

Олег Зинченко

Или делают вид, что не понимают.

Магия Сафонова

Анатолий Заусайлов

Российский вратарь взял 4 пенальти и помог своей команде выиграть Межконтинентальный кубок по футболу

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также