13 Марта 2019 года / Текст:  Дмитрий НЕРАТОВ / К номеру: 10  (833)

Сибирская «Швейцария» ждет сябров

Какие деловые контракты, в том числе и в сфере туризма, прошли проверку временем, какой опыт интересен регионам, в интервью «СВ» рассказал заместитель Председателя Правительства Алтайского края, руководитель Администрации Губернатора и Правительства края Виталий Снесарь

Сибирская «Швейцария» ждет сябров

Парламентарии давно предлагают запустить союзную программу по туризму. Одно из направлений - горнолыжные курорты Алтая. Фото: Курорт "Белокурика"

ОТ ФОРСУНОК ДО ПРОТИВОПОЖАРНЫХ СИСТЕМ

- Как давно ваш регион сотрудничает с Беларусью?

- Уже двадцать лет. Нас связывает соглашение о взаимодействии в торгово-экономической сфере. Пять лет назад мы дополнили его новыми направлениями. Создана двусторонняя комиссия по координации сотрудничества. В крае действуют сборочные производства белорусской сельхозтехники. Топливные насосы и форсунки, которые делают у нас, десятилетиями ставят на двигатели Минского моторного завода. Наш шинный комбинат поставляет в Синеокую свою продукцию. Завод алюминиевого литья отправляет изделия для знаменитых минских колесных тягачей.

- На какие направления делаете ставку в будущем?

- Упор на совместных проектах в аграрном и энергетическом машиностроении, химической промышленности, сфере транспорта, сельском хозяйстве. Готовим соглашения для учреждений науки и здравоохранения, фармацевтических компаний и турфирм, работающих в области санаторно-курортного лечения. Заинтересован в контрактах с белорусами и легпром.

- Есть идеи, как нарастить взаимный товарооборот?

- Продолжать работать, встречаться. По итогам переговоров всегда подписываем документы, выполнение которых обе стороны контролируют. Эффективность работы подтверждает статистика. Внешнеторговый оборот Алтайского края с Беларусью по итогам девяти месяцев 2018 года составил 129 миллионов долларов (или 10,4 процента от общего объема внешнеторгового оборота края).

Основа товарооборота - продукция с высокой добавленной стоимостью: двигатели внутреннего сгорания и их части, арматура для трубопроводов, фрикционные материалы и асбестовое волокно, котельное оборудование и его части, вагонное литье, продовольственные товары, изделия из черных металлов, широкая линейка сельхозтехники, лифты. Это говорит о взаимовыгодном и взаимодополняемом характере торгово-экономических связей.

Сибирская «Швейцария» ждет сябров

- Если в ближайшее время наметится поездка в Беларусь, то с какими деловыми предложениями вы бы поехали?

- Алтайский производитель современных систем пожаротушения компания «Источник Плюс» уже поставляет свою продукцию для БелАЗа и готов работать с другими предприятиями. Перспективно и применение на нефтеперерабатывающих предприятиях Беларуси цетаноповышающей присадки для дизтоплива «Экоцетол» - оригинальной запатентованной разработки Бийского олеумного завода.

Есть предложения по производству продуктов, организации стажировок профильных специалистов. Интересен обмен генетическим и посадочным материалом для проведения совместных научно-исследовательских работ.

ТЕХНИКА - ТОЛЬКО БРАТСКАЯ

- Льняные предприятия Вологды и Смоленска думают создать с белорусами совместные производства. На Алтае работает Бийская льняная компания. С РБ она сотрудничает?

- Ровно год назад к нам приезжала большая белорусская делегация во главе с министром промышленности. Побывала и на Бийской льняной компании. Говорили о взаимодействии с Оршанским льнокомбинатом, поставках техники. В прошлом году бийская компания закупила в РБ одиннадцать пресс-подборщиков, в планах приобретение четырех сеялок.

- Какой сельхозтехники не хватает в регионе?

- Аграрии края тратят больше 5,5 миллиарда рублей в год на техническое перевооружение отрасли. Сегодня агропарк насчитывает порядка 23 тысяч тракторов, 9 тысяч зерноуборочных комбайнов, 800 самоходных косилок и свыше тысячи кормоуборочных комбайнов, 11 тысяч сеялок и 1,2 тысячи посевных комплексов различных марок. Отдаем предпочтение поставщикам Союзного государства. Главными остаются Минский и Петербургский тракторные заводы. По комбайнам - «Ростсельмаш» и «Гомсельмаш».

В регионе действует ряд совместных проектов. Например, сборочное производство с использованием машинокомплектов «Бобруйскагромаша» - пресс-подборщиков и роторных граблей-ворошилок.

- Многие бизнесмены из Беларуси хотят заняться предпринимательством в России. В Алтайском крае помогают малому и среднему бизнесу?

 Сибирская «Швейцария» ждет сябров

Фото: Дмитрий Нератов

- Предпринимательство формирует свыше 38 процентов валового регионального продукта, более четверти инвестиций в основной капитал и налоговых поступлений в бюджет края. Именно малый и средний бизнес сегодня максимально активен как на внутреннем, так и на внешних рынках. В этом секторе почти 80 процентов от общего числа хозяйствующих субъектов региона. В рамках нацпроекта к 2024 году количество субъектов бизнеса в крае должно увеличиться с 80 до 104 тысяч единиц, а число занятых в этом секторе - до 329 тысяч человек. Финансирование нацпроекта на территории Алтайского края за шесть лет составит беспрецедентную для региона сумму - 1,3 миллиарда рублей. Мы всегда рады предпринимателям из любых уголков Союзного государства.

КЛАССНЫЙ ЧАС

- Как развивается образовательный проект по подготовке на базе инженерного факультета Алтайского государственного аграрного университета специалистов по работе с белорусской техникой?

- По направлению «Агроинженерия» на инженерном факультете АГАУ бакалавры изучают конструкции тракторов и зерноуборочных комбайнов ведущих российских и зарубежных производителей, в том числе Минского тракторного завода и завода «Гомсельмаш» - поставщика зерно-уборочных комбайнов «Палессе». Из-за слабой материально-технической базы спецкурсы по детальному изучению этой техники пока не проводятся. В этом году планируем создание учебного класса по технике белорусского производства. Надеемся, что при поддержке белорусских партнеров реализуем проект.

ЗДРАВНИЦА

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

- У всех на слуху туристические кластеры Алтайского края - «Белокуриха», «Барнаул - горнозаводской город» и автотуристский кластер «Золотые ворота». В Беларуси такого пока нет. Кластерный подход оправдал себя?

- Несомненно. Это эффективный инструмент развития туристских территорий. Он собирает на одной территории предприятия и организации, связанные с производством, продвижением и продажей турпродукта. Наш край обладает уникальным природно-бальнеологическим потенциалом, ценными лечебными ресурсами, разнообразием флоры и фауны.

- В Беларуси меж тем активно развивается агротуризм. Несколько лет назад там приняли закон, который дал толчок отрасли. Каких правовых документов не хватает для развития агротуризма в регионе?

- Необходимости принятия дополнительных нормативных актов по сельскому туризму пока нет. Он попадает под действие закона «О туризме в Алтайском крае» от 2018 года. Национальным стандартом установлены общие требования и к сельским гостевым домам, и к услугам.

- Многие чуть ли не в штыки встретили эксперимент по уплате курортного сбора. Помогут ли деньги решить проблемы с благоустройством и ремонтом инфраструктуры?

- Участие края в эксперименте предоставило дополнительные возможности для обустройства территории «Белокурихи», чтобы и гости, и жители чувствовали себя максимально комфортно в нашей знаменитой здравнице. За счет средств Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края в прошлом году благоустроили прилегающие к курорту леса. На очереди - левый берег реки Белокурихи. Появятся пешеходные зоны, будет благоустроена территория при въезде в город.

- Нужен ли прямой рейс «Минск - Барнаул»?

- Авиаперевозчики решают самостоятельно с учетом рекомендаций регионов. В 2017 году Алтайский край посетили 559 граждан Беларуси (по данным УФМС), так что пока о востребованности авиамаршрута говорить рано.

 

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Кому мешают «молочные реки» из Беларуси в Россию?

В середине февраля наши страны подписали «дорожную карту» на 2019 год по снятию взаимных ограничений в поставках продукции животноводства. Как это будет происходить, и почему до сих пор внутри Союзного государства барьеры затрагивают целые отрасли, разбиралась корреспондент «СВ»

Каждой маме-буренке - витамины и энергетический напиток!

В совхозе «Корсаковский» на юге Сахалина на новой молочно-товарной ферме, построенной белорусами, пополнение - на свет родились первые шесть телят! И, наконец, начались первые удои.

Где в Союзном государстве жить хорошо?

Белстат опубликовал сравнительный сборник «Беларусь и Россия 2018», в котором, пройдя через дебри статистических данных, мы смогли сравнить, чем отличается жизнь в наших странах.

Кредитные аппетиты надо охладить

В Беларуси ажиотажный спрос на банковские займы

ДОЛГая дорога

Россияне и белорусы снова попали в тиски кредитов. Об этом свидетельствует статистика розничных торговцев и национальных банков

Читайте также

Туризм

Пять причин поехать в Ижевск

В Ижевске издавна было два главных центра притяжения. Первый - оружейный завод, с которого и началось развитие города. Центральное здание стоит на берегу Ижевского пруда и вызывает одновременно гордость и тревогу

Культура

Шляпы снимите!

«Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она - просто красавица!» - эту фразу для своего товарища Саахова он придумал сам. А еще он был для миллионов и Карабас-Барабас, и оставшийся без трех портсигаров отечественных зубной врач Шпак, фронтовик, верный вахтанговец. Владимир Этуш праздновал юбилеи: 70, 80, 90. Казалось, вот-вот - и будет 100. Но чуда не случилось

Общество

Миллениум по-брестски

Самый западный город Беларуси отмечает тысячелетие. Праздновать будут весь год, но главные события развернутся осенью

Трибуна депутата

Безвиз без долгов

Заседание Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью прошло 26 февраля в Москве

Экономика: интеграция

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Политика

Михаил Бабич: Никто не предлагал Беларуси вступать в состав России

Москва никогда не предлагала Минску войти в состав России, наоборот, речь идет об исключительно двустороннем взаимовыгодном развитии Союзного государства — экономической кооперации, единой валюте, сотрудничестве в ВТС.



Союзное государство

Дороги ведут через Минск

В Брюсселе состоялся первый диалог «Соединяя Евразию - от Атлантики до Тихого океана», где обсуждались вопросы взаимодействия между Евросоюзом и ЕАЭС

Политика

Михаил Бабич: Никто не предлагал Беларуси вступать в состав России

Москва никогда не предлагала Минску войти в состав России, наоборот, речь идет об исключительно двустороннем взаимовыгодном развитии Союзного государства — экономической кооперации, единой валюте, сотрудничестве в ВТС.

Политика

Михаил Бабич: Единая валюта и конституция – важные, но всего лишь элементы Союзного государства

Посол России в Беларуси прокомментировал острые и актуальные вопросы в отношениях между государствами – начиная от цен на нефть и заканчивая образованием единой российско-белорусской конституции. О главных моментах интервью расскажет «СВ»

Общество

Миллениум по-брестски

Самый западный город Беларуси отмечает тысячелетие. Праздновать будут весь год, но главные события развернутся осенью

Экономика: интеграция

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Политика

Владимир Путин: В «Курчатнике» зародился отечественный Интернет

Президент России на этой неделе провел несколько важных встреч, на которых ему доложили о развитии атомной науки, борьбе с «черным налом» и планами газификации страны

Политика

Александр Лукашенко: Беларуси новые разделительные линии не нужны

Президент Беларуси предложил строить диалог с НАТО, но при этом держать порох сухим в рамках ОДКБ

Взгляд из Минска

Новое правило трех «Д»: дай «добрую дорогу»

Каждое ДТП с жертвами в Беларуси становится в СМИ новостью государственного масштаба. Почему? Да потому что - к счастью! - это уже событие из ряда вон выходящее. Статистика обнадеживает: в столице количество погибших на дорогах с 2006 по 2018 год удалось снизить в 4,5 раза. Как?

Взгляд из Москвы

ВСЁ закатают в асфальт

В ближайшую пятилетку власти обещают искоренить извечную проблему России

Общество

Музыка северного ветра

Зима потихоньку сдает позиции. Но есть и те, кто надеется еще хоть на несколько холодных дней, чтобы их шедевры не растаяли. В городах России и Беларуси проходят фестивали ледяных скульптур