14 Марта 2019 года / Текст:  Софья Колесова / К номеру: 10  (833)

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Легки на подъем

«Могилевлифтмаш» большую часть продукции делает на экспорт, и почти вся она отправляется в Россию. Фото: Белта

В ШАХТУ СО СКРИПОМ

Каждый день все лифты в мире перевозят треть населения планеты. В России чуть больше 400 тысяч подъемников. Это не очень много. В Европе они часто есть и в трехэтажных зданиях, у нас еще недавно ставили только в домах выше пяти этажей. В Беларуси ситуация схожая.

И как бы ни были крепки и надежны эти аппараты, свой срок службы у них есть. В среднем - 25 лет. После чего их положено менять. Сейчас в РФ каждый четвертый лифт уже перешагнул этот рубеж. По данным Минстроя, на замену агрегатов, поднимающихся по своим шахтам уже со скрипом, нужно примерно 150 миллиардов рублей.

А тут еще в декабре впервые с 2015 года цены на подъемники выросли сразу на четырнадцать процентов. По данным аналитического агентства Alto Consulting Group, сейчас средняя цена за пассажирский лифт - примерно 851 тысяча рублей.

- Новое оборудование - это повышенная безопасность, экономия электроэнергии, увеличение скорости и комфорта. Но подорожание практически никак не отразится на кошельке потребителей. Если разницу разделить на всех жильцов дома, получится совсем немного, - уверен член президиума «Опоры России» Евгений Шлеменков.

Ничего удивительного в росте цен нет. Повысились налоги, стоимость металла и электричества, вырос спрос на лифтовое оборудование. Впрочем, эксперты считают, что для развития лифтовой отрасли это даже хорошо.

СВОИМИ СИЛАМИ

Преимущественно в России используются отечественные лифты. Доля импорта в 2018 году составила 37,4 процента. И львиную долю привозных аппаратов делает белорусский холдинг «Могилевлифтмаш». Есть еще несколько брендов, продукция которых изготавливается в Китае.

- Много разговоров о том, что Поднебесная собирается активно выходить на наш рынок, а на самом деле у нас единицы лифтов оттуда, и их используют преимущественно на Дальнем Востоке. Наши потребности успешно закрывают российские и белорусские предприятия, - отмечает Евгений Шлеменков.

В России больше ста специализированных производителей. Один из крупнейших - Щербинский лифтостроительный завод. Объемы производства большинства предприятий небольшие. Некоторые выпускают всего по 200 - 250 машин в год. Больше им и не надо, потому что они работают на конкретные регионы. Это в Москве потребность - несколько десятков тысяч лифтов в год, а в других городах их нужно гораздо меньше.

- Везти несколько штук с Щербинского на Чукотку смысла нет. Зато у маленьких предприятий - высокая степень локализации, и вся продукция востребована, - рассуждает Шлеменков.

По той же причине на экспорт российские лифтостроительные предприятия почти не работают. Совсем немного идет в страны бывшего соцлагеря: например, на Кубу. Они покупают кабины из РФ, потому что если сменить поставщика, придется изменять конструктив шахты, а это дело затратное. К тому же наши подъемники в сегменте эконом-класса вполне конкурентоспособны на мировом рынке.

ДОРОГАЯ АЛЬТЕРНТИВА

По словам Евгения Шлеменкова, белорусские лифты очень схожи с российскими и по качеству, и по цене. «Могилевлифтмаш» работает в Беларуси уже больше 50 лет. Сейчас в холдинге около 6,5 тысячи сотрудников. Производят больше ста серийных моделей: пассажирские, грузовые, для лечебных учреждений, обзорные со стеклянной кабиной...

- Наш грузовой лифт стоял в здании Большого театра в Москве, в сочинском ресторане «Плакучая ива», в Университете горной промышленности в Санкт-Петербурге, - перечисляют в «Могилевлифтмаше».

Легки на подъем

После развала СССР свои связи с Россией завод не потерял.

- Мы экспортно ориентированное предприятие. Емкость рынка Беларуси составляет всего 1,5 - 2 тысячи лифтов в год. А производим ежегодно больше двенадцати тысяч. Основной рынок сбыта - соседи по Союзному государству, - рассказывает начальник отдела маркетинга «Могилевлифтмаша» Антон Бельский.

Белорусские лифты во многом «роднее» для России, чем даже оборудование местных производителей. Все сырье для производства Могилевский завод покупает в РФ: на Липецком и Череповецком металлургических комбинатах. Белорусский лифт больше чем наполовину - российский.

Почти в каждом российском областном центре у «Могилевлифтмаша» есть торгово-сервисные центры. Уже больше десяти лет работает совместное производство в городе Кстово Нижегородской области. До конца этого года планируется открыть еще одно, в Санкт-Петербурге. Его плановая мощность - несколько тысяч кабин в год. Это совместное предприятие «Могилевлифтмаша» и «МЛМ Нева Трейд» в поселке Металлострой. Завод уже построен, первый пробный пуск пройдет в апреле.

- Альтернатива нашим лифтам - импортные, например, китайские, но они дороже на 10 - 15 процентов. Покупать их к тому же рискованно: срок службы лифта 25 лет, и все это время его надо обслуживать, то есть искать запчасти, комплектующие, и тут могут возникнуть проблемы. Китай конкурирует с российскими производителями лифтов разве что на Дальнем Востоке и в Сибири, - комментирует Бельский.

Кроме России, «Могилевлифтмаш» поставляет лифты в Казахстан, Армению, Грузию, Азербайджан. Были заказы из Венесуэлы и Сирии. Скоро первый лифт из Беларуси должен отправиться в Нигерию.

СЛОВО ДЕПУТАТУ

Ольга Политико, член Комиссии ПС по бюджету и финансам:

Легки на подъем

Фото: Василий Малашенков

- Финансовые возможности мировых лидеров в производстве лифтового оборудования несопоставимы с белорусскими и с российскими. Ведь транснациональные компании часто имеют свои банки, которые могут представлять клиентам долгосрочное финансирование и льготы. Чтобы оставаться конкурентоспособным, могилевское предприятие постоянно совершенствует модельный ряд, осваивает производство новой продукции, в том числе эскалаторов и траволаторов.

В наших странах стоит задача заменить в многоэтажках старые лифты. В Беларуси с 2016 года в рамках государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» реализуется подпрограмма «Безопасный лифт», которая предусматривает замену до конца 2020 года больше 13,6 тысячи подъемников. А сколько строится жилья, производственных и торгово-развлекательных зданий! И везде нужен современный, надежный, энергоэффективный, удобный в монтаже и обслуживании лифт.

КСТАТИ

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

В последнее время спрос на лифты в России растет. Одна из причин - запуск в Москве программы реновации жилья и обновления подъемников во время капремонта домов.

- Долго пользовались тем, что осталось еще с советских времен. Очень много кабин устарело и морально, и физически. Сейчас идет активный процесс по замене их на новые, но старых еще много, - подтверждает Евгений Шлеменков.

Спрос на лифты и дальше будет расти. К 2024 году рассчитывают строить до 120 миллионов квадратных метров в год (сейчас этот показатель гораздо ниже: 80 - 85 миллионов). Плюс продолжат менять старые лифты. Программа ускоренной замены датируется за счет местного бюджета и действует примерно в двадцати регионах.

- В прошлом году по этой программе заменили около семнадцати тысяч лифтов. В 2019-м будет не меньше, - комментирует Шлеменков.

Работает похожая программа и в Синеокой.

 

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Александр Лукашенко: Беларусь создаст собственный электромобиль в ближайшие пять лет

Президент РБ пообщался с работниками завода «Атлант» и бойцами студенческих отрядов - участниками проекта «Атлант-2020», поделился планами на пятилетку, воспоминаниями о первой потраченной зарплате в студотряде и развитии республиканского электротранспорта

Как тебе такое, кремниевая долина?

Коронакризис IT-отрасль переносит относительно легко. Еще бы - большинство компаний перешло на «удаленку», а люди остались без привычных офлайн-развлечений вроде похода в ресторан или кино. Самое время для цифровизации. В России предложили меры, которые простимулируют развитие отрасли

Рубль мягкий - он простит

Как снижение ключевой ставки в России и Беларуси повлияет на рост цен, стоимость кредитов и курсы валют

Александр Лукашенко: Нет большей ценности, чем Беларусь - суверенная и независимая

Президент республики провел совещание по вопросам мер поддержки реального сектора экономики со стороны банков, где затронул вопросы как по ситуации с коронавирусом, так и в целом по изменениям в экономической сфере. Подробности в материале «СВ»

Осенью в Синеокой

Белорусская и российская части оргкомитета по подготовке и проведению VII Форума регионов обсудили программу мероприятия, которое пройдет в Минске 23 — 25 сентября

Трудноустройство

«Коронакризис» официально оставил не у дел уже больше двух миллионов россиян. Сегодня на десять вакансий приходится 18 человек, и это, похоже, не предел - пик увольнений придется на лето. Выходом из ситуации может стать общественный труд

Читайте также

Культура

Елена Спиридович: Удивляла зрителей инопланетной стрижкой

Представить фестивальные концерты без известной теледивы невозможно. Трудно поверить, что впервые сюда она приехала в качестве корреспондента - и чуть не провалила эфиры. Елена рассказала, как появился ее смелый образ, и раскрыла кулинарные секреты «Братской кухни»

Союзное государство

Лен и логистика

У депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на «Славянском базаре» традиционно насыщенный график: встречи на производствах, участие в акциях памяти и вручение наград

Политика

Дмитрий Медведев: Эпоха борьбы с коронавирусом нас многому научила

Бывший президент и премьер России, который сегодня занимает должность заместителя Совета безопасности России, поделился с «Комсомольской правдой» своими взглядами на коронавирус, экономику, международные отношения, а также оценил собственный опыт президентства

Экономика: интеграция

Александр Лукашенко: Беларусь создаст собственный электромобиль в ближайшие пять лет

Президент РБ пообщался с работниками завода «Атлант» и бойцами студенческих отрядов - участниками проекта «Атлант-2020», поделился планами на пятилетку, воспоминаниями о первой потраченной зарплате в студотряде и развитии республиканского электротранспорта

Туризм

Бесценная береста, цирк и почти голливудский бульвар

Завсегдатаи хорошо знают географию феста: хотя в этом году немало нового, его знаковые места останутся неизменными

Трибуна депутата

Виктор Чайчиц: Конституция РФ соответствует духу времени

Член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту уверен: основной закон страны должен отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира. Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, которое прошло в России, наглядно показало их актуальность



Союзное государство

Лен и логистика

У депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на «Славянском базаре» традиционно насыщенный график: встречи на производствах, участие в акциях памяти и вручение наград

Общество

Сергей Жилин: Музыка в кино - фантастика

Пианист, дирижер, руководитель оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» рассказал о концерте в День Союзного государства и о своем отношении к важнейшему из искусств

Общество

Вот такая свистопляска

Жителей Синеокой хотят познакомить с дымковской игрушкой

Общество

Ждут Киркорова и «курят» с Еленой Ваенгой

В этом году смотр искусств в Витебске превратится в большой опен-эйр. Генеральный директор фестиваля Глеб Лапицкий рассказал об особенностях нынешнего форума

Культура

Елена Спиридович: Удивляла зрителей инопланетной стрижкой

Представить фестивальные концерты без известной теледивы невозможно. Трудно поверить, что впервые сюда она приехала в качестве корреспондента - и чуть не провалила эфиры. Елена рассказала, как появился ее смелый образ, и раскрыла кулинарные секреты «Братской кухни»

Туризм

Бесценная береста, цирк и почти голливудский бульвар

Завсегдатаи хорошо знают географию феста: хотя в этом году немало нового, его знаковые места останутся неизменными

Звезды

Митя Фомин: Проехал от Гомеля до Бреста

Витебчане ждут концертов с нетерпением: концентрация известных исполнителей в эти дни такая, что не знаешь - как успеть на все выступления. А вот что сами они думают о ежегодном празднике музыки и песен

Общество

На трамвае в прошлое

Фрагменты декораций, фотографии разных годов, сувениры для жеребьевки - за тринадцать лет музей музыкального конкурса собрал внушительную коллекцию

Звезды

Варвара: Купила в городе мастеров шубу

Нежная блондинка с голубыми глазами вошла в состав жюри детского конкурса. Причем уже в третий раз. Певица рассказала, чем сильны юные вокалисты, как гоняет на тракторе и отчего ее заинтересовал Иван Грозный

Общество

Скрипичный ключ на счастье

Он не может не петь, говорит про Володю Серкова, который представит на детском конкурсе Россию, его мама. Юный талант уже заметили Баста и Полина Гагарина. Теперь дело за международным признанием