14 Марта 2019 года / Текст:  Софья Колесова / К номеру: 10  (833)

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Легки на подъем

«Могилевлифтмаш» большую часть продукции делает на экспорт, и почти вся она отправляется в Россию. Фото: Белта

В ШАХТУ СО СКРИПОМ

Каждый день все лифты в мире перевозят треть населения планеты. В России чуть больше 400 тысяч подъемников. Это не очень много. В Европе они часто есть и в трехэтажных зданиях, у нас еще недавно ставили только в домах выше пяти этажей. В Беларуси ситуация схожая.

И как бы ни были крепки и надежны эти аппараты, свой срок службы у них есть. В среднем - 25 лет. После чего их положено менять. Сейчас в РФ каждый четвертый лифт уже перешагнул этот рубеж. По данным Минстроя, на замену агрегатов, поднимающихся по своим шахтам уже со скрипом, нужно примерно 150 миллиардов рублей.

А тут еще в декабре впервые с 2015 года цены на подъемники выросли сразу на четырнадцать процентов. По данным аналитического агентства Alto Consulting Group, сейчас средняя цена за пассажирский лифт - примерно 851 тысяча рублей.

- Новое оборудование - это повышенная безопасность, экономия электроэнергии, увеличение скорости и комфорта. Но подорожание практически никак не отразится на кошельке потребителей. Если разницу разделить на всех жильцов дома, получится совсем немного, - уверен член президиума «Опоры России» Евгений Шлеменков.

Ничего удивительного в росте цен нет. Повысились налоги, стоимость металла и электричества, вырос спрос на лифтовое оборудование. Впрочем, эксперты считают, что для развития лифтовой отрасли это даже хорошо.

СВОИМИ СИЛАМИ

Преимущественно в России используются отечественные лифты. Доля импорта в 2018 году составила 37,4 процента. И львиную долю привозных аппаратов делает белорусский холдинг «Могилевлифтмаш». Есть еще несколько брендов, продукция которых изготавливается в Китае.

- Много разговоров о том, что Поднебесная собирается активно выходить на наш рынок, а на самом деле у нас единицы лифтов оттуда, и их используют преимущественно на Дальнем Востоке. Наши потребности успешно закрывают российские и белорусские предприятия, - отмечает Евгений Шлеменков.

В России больше ста специализированных производителей. Один из крупнейших - Щербинский лифтостроительный завод. Объемы производства большинства предприятий небольшие. Некоторые выпускают всего по 200 - 250 машин в год. Больше им и не надо, потому что они работают на конкретные регионы. Это в Москве потребность - несколько десятков тысяч лифтов в год, а в других городах их нужно гораздо меньше.

- Везти несколько штук с Щербинского на Чукотку смысла нет. Зато у маленьких предприятий - высокая степень локализации, и вся продукция востребована, - рассуждает Шлеменков.

По той же причине на экспорт российские лифтостроительные предприятия почти не работают. Совсем немного идет в страны бывшего соцлагеря: например, на Кубу. Они покупают кабины из РФ, потому что если сменить поставщика, придется изменять конструктив шахты, а это дело затратное. К тому же наши подъемники в сегменте эконом-класса вполне конкурентоспособны на мировом рынке.

ДОРОГАЯ АЛЬТЕРНТИВА

По словам Евгения Шлеменкова, белорусские лифты очень схожи с российскими и по качеству, и по цене. «Могилевлифтмаш» работает в Беларуси уже больше 50 лет. Сейчас в холдинге около 6,5 тысячи сотрудников. Производят больше ста серийных моделей: пассажирские, грузовые, для лечебных учреждений, обзорные со стеклянной кабиной...

- Наш грузовой лифт стоял в здании Большого театра в Москве, в сочинском ресторане «Плакучая ива», в Университете горной промышленности в Санкт-Петербурге, - перечисляют в «Могилевлифтмаше».

Легки на подъем

После развала СССР свои связи с Россией завод не потерял.

- Мы экспортно ориентированное предприятие. Емкость рынка Беларуси составляет всего 1,5 - 2 тысячи лифтов в год. А производим ежегодно больше двенадцати тысяч. Основной рынок сбыта - соседи по Союзному государству, - рассказывает начальник отдела маркетинга «Могилевлифтмаша» Антон Бельский.

Белорусские лифты во многом «роднее» для России, чем даже оборудование местных производителей. Все сырье для производства Могилевский завод покупает в РФ: на Липецком и Череповецком металлургических комбинатах. Белорусский лифт больше чем наполовину - российский.

Почти в каждом российском областном центре у «Могилевлифтмаша» есть торгово-сервисные центры. Уже больше десяти лет работает совместное производство в городе Кстово Нижегородской области. До конца этого года планируется открыть еще одно, в Санкт-Петербурге. Его плановая мощность - несколько тысяч кабин в год. Это совместное предприятие «Могилевлифтмаша» и «МЛМ Нева Трейд» в поселке Металлострой. Завод уже построен, первый пробный пуск пройдет в апреле.

- Альтернатива нашим лифтам - импортные, например, китайские, но они дороже на 10 - 15 процентов. Покупать их к тому же рискованно: срок службы лифта 25 лет, и все это время его надо обслуживать, то есть искать запчасти, комплектующие, и тут могут возникнуть проблемы. Китай конкурирует с российскими производителями лифтов разве что на Дальнем Востоке и в Сибири, - комментирует Бельский.

Кроме России, «Могилевлифтмаш» поставляет лифты в Казахстан, Армению, Грузию, Азербайджан. Были заказы из Венесуэлы и Сирии. Скоро первый лифт из Беларуси должен отправиться в Нигерию.

СЛОВО ДЕПУТАТУ

Ольга Политико, член Комиссии ПС по бюджету и финансам:

Легки на подъем

Фото: Василий Малашенков

- Финансовые возможности мировых лидеров в производстве лифтового оборудования несопоставимы с белорусскими и с российскими. Ведь транснациональные компании часто имеют свои банки, которые могут представлять клиентам долгосрочное финансирование и льготы. Чтобы оставаться конкурентоспособным, могилевское предприятие постоянно совершенствует модельный ряд, осваивает производство новой продукции, в том числе эскалаторов и траволаторов.

В наших странах стоит задача заменить в многоэтажках старые лифты. В Беларуси с 2016 года в рамках государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» реализуется подпрограмма «Безопасный лифт», которая предусматривает замену до конца 2020 года больше 13,6 тысячи подъемников. А сколько строится жилья, производственных и торгово-развлекательных зданий! И везде нужен современный, надежный, энергоэффективный, удобный в монтаже и обслуживании лифт.

КСТАТИ

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

В последнее время спрос на лифты в России растет. Одна из причин - запуск в Москве программы реновации жилья и обновления подъемников во время капремонта домов.

- Долго пользовались тем, что осталось еще с советских времен. Очень много кабин устарело и морально, и физически. Сейчас идет активный процесс по замене их на новые, но старых еще много, - подтверждает Евгений Шлеменков.

Спрос на лифты и дальше будет расти. К 2024 году рассчитывают строить до 120 миллионов квадратных метров в год (сейчас этот показатель гораздо ниже: 80 - 85 миллионов). Плюс продолжат менять старые лифты. Программа ускоренной замены датируется за счет местного бюджета и действует примерно в двадцати регионах.

- В прошлом году по этой программе заменили около семнадцати тысяч лифтов. В 2019-м будет не меньше, - комментирует Шлеменков.

Работает похожая программа и в Синеокой.

 

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Мал золотник, да бизнес

Как заработать на родословной и поставить диагноз по одному вздоху? Россияне и белорусы все активнее предлагают всевозможные стартапы. «Союзное вече» узнало, что происходит с начинающими коммерсантами в наших странах

Владимир Путин: СНГ стоит задуматься о формировании общего финансового рынка

11 октября в Ашхабаде проходит заседание Совета лидеров стран Содружества Независимых Государств, участие в котором принимают президенты России и Беларуси. Какие предложения высказали президенты и что может измениться в наших странах в скором времени – расскажет «СВ»

День сырка

Почему белорусское золото белого цвета, и какие продукты из Синеокой самые популярные

Горючая смесь

Что такое налоговый маневр, и почему правительство России пошло на него? Как он отразится на внутренних ценах на топливо и на взаимоотношениях с главным союзником России по интеграционным процессам - Беларуси?

Единый рынок в общем пространстве

В Ереване прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, участие в котором приняли первые лица России, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии

А вместо сердца... электромотор

На улицах Союзного государства станет больше самого экологичного транспорта в мире

Читайте также

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Победителем в войне был великий советский народ

В Ашхабаде руководители Союзного государства встретились со своими коллегами по СНГ, чтобы обсудить дальнейшую интеграцию

Общество

КЛАССный трактор

Тюменские студенты будут знакомиться с белорусской техникой прямо в аудиториях

Культура

В Питере петь

Участники международного фестиваля «Добровидение-2019» искали культурный код народов в самобытных песнях, танцах, обычаях и сказаниях

Экономика: интеграция

Мал золотник, да бизнес

Как заработать на родословной и поставить диагноз по одному вздоху? Россияне и белорусы все активнее предлагают всевозможные стартапы. «Союзное вече» узнало, что происходит с начинающими коммерсантами в наших странах

Туризм

Пять причин поехать в Нижний Тагил

Жители города давно вошли в курортные легенды со знаменитым кличем «Таги-и-ил». Но и в родном краю - промышленников, изобретателей и природных красот - туристам тоже есть что посмотреть

Трибуна депутата

Узница кадров

Чем болеет система здравоохранения? Почему раньше врачей учили дольше? Нужна ли России корпорация «Медицина»? Об этом рассуждает сенатор, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир Круглый



Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Победителем в войне был великий советский народ

В Ашхабаде руководители Союзного государства встретились со своими коллегами по СНГ, чтобы обсудить дальнейшую интеграцию

Общество

КЛАССный трактор

Тюменские студенты будут знакомиться с белорусской техникой прямо в аудиториях

Трибуна депутата

Узница кадров

Чем болеет система здравоохранения? Почему раньше врачей учили дольше? Нужна ли России корпорация «Медицина»? Об этом рассуждает сенатор, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир Круглый

Общество

Кто стучится в дверь ко мне?

В Беларуси начался самый технологичный всереспубликанский соцопрос под слоганом «Взгляд на настоящее - шаг в будущее»

Экономика: интеграция

Мал золотник, да бизнес

Как заработать на родословной и поставить диагноз по одному вздоху? Россияне и белорусы все активнее предлагают всевозможные стартапы. «Союзное вече» узнало, что происходит с начинающими коммерсантами в наших странах

Культура

В Питере петь

Участники международного фестиваля «Добровидение-2019» искали культурный код народов в самобытных песнях, танцах, обычаях и сказаниях

Общество

От зоны отчуждения до места притяжения

Больше тридцати лет опустевшие белорусские деревни после взрыва на Чернобыльской АЭС были скрыты от любопытных глаз заборами, густо обтянутыми колючей проволокой. Сегодня сюда приглашают туристов

Общество

«Ну ты, Леха, даешь!...»

Не стало Алексея Леонова - первого из землян, побывавшего в открытом космосе. Астронавта, который мог первым ступить на Луну

Культура

Билет на подземный балет

Ночь классики в метро, выступление с королевским размахом, беби-концерт - в Минске завершился XIV Международный фестиваль Юрия Башмета

Общество

«Твой Костя. Октябрь 43-го…»

В Могилев из Москвы передали уникальные письма Константина Симонова. Корреспондент «СВ» одной из первых взглянула на раритеты