14 Марта 2019 года / Текст:  Софья Колесова / К номеру: 10  (833)

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Легки на подъем

«Могилевлифтмаш» большую часть продукции делает на экспорт, и почти вся она отправляется в Россию. Фото: Белта

В ШАХТУ СО СКРИПОМ

Каждый день все лифты в мире перевозят треть населения планеты. В России чуть больше 400 тысяч подъемников. Это не очень много. В Европе они часто есть и в трехэтажных зданиях, у нас еще недавно ставили только в домах выше пяти этажей. В Беларуси ситуация схожая.

И как бы ни были крепки и надежны эти аппараты, свой срок службы у них есть. В среднем - 25 лет. После чего их положено менять. Сейчас в РФ каждый четвертый лифт уже перешагнул этот рубеж. По данным Минстроя, на замену агрегатов, поднимающихся по своим шахтам уже со скрипом, нужно примерно 150 миллиардов рублей.

А тут еще в декабре впервые с 2015 года цены на подъемники выросли сразу на четырнадцать процентов. По данным аналитического агентства Alto Consulting Group, сейчас средняя цена за пассажирский лифт - примерно 851 тысяча рублей.

- Новое оборудование - это повышенная безопасность, экономия электроэнергии, увеличение скорости и комфорта. Но подорожание практически никак не отразится на кошельке потребителей. Если разницу разделить на всех жильцов дома, получится совсем немного, - уверен член президиума «Опоры России» Евгений Шлеменков.

Ничего удивительного в росте цен нет. Повысились налоги, стоимость металла и электричества, вырос спрос на лифтовое оборудование. Впрочем, эксперты считают, что для развития лифтовой отрасли это даже хорошо.

СВОИМИ СИЛАМИ

Преимущественно в России используются отечественные лифты. Доля импорта в 2018 году составила 37,4 процента. И львиную долю привозных аппаратов делает белорусский холдинг «Могилевлифтмаш». Есть еще несколько брендов, продукция которых изготавливается в Китае.

- Много разговоров о том, что Поднебесная собирается активно выходить на наш рынок, а на самом деле у нас единицы лифтов оттуда, и их используют преимущественно на Дальнем Востоке. Наши потребности успешно закрывают российские и белорусские предприятия, - отмечает Евгений Шлеменков.

В России больше ста специализированных производителей. Один из крупнейших - Щербинский лифтостроительный завод. Объемы производства большинства предприятий небольшие. Некоторые выпускают всего по 200 - 250 машин в год. Больше им и не надо, потому что они работают на конкретные регионы. Это в Москве потребность - несколько десятков тысяч лифтов в год, а в других городах их нужно гораздо меньше.

- Везти несколько штук с Щербинского на Чукотку смысла нет. Зато у маленьких предприятий - высокая степень локализации, и вся продукция востребована, - рассуждает Шлеменков.

По той же причине на экспорт российские лифтостроительные предприятия почти не работают. Совсем немного идет в страны бывшего соцлагеря: например, на Кубу. Они покупают кабины из РФ, потому что если сменить поставщика, придется изменять конструктив шахты, а это дело затратное. К тому же наши подъемники в сегменте эконом-класса вполне конкурентоспособны на мировом рынке.

ДОРОГАЯ АЛЬТЕРНТИВА

По словам Евгения Шлеменкова, белорусские лифты очень схожи с российскими и по качеству, и по цене. «Могилевлифтмаш» работает в Беларуси уже больше 50 лет. Сейчас в холдинге около 6,5 тысячи сотрудников. Производят больше ста серийных моделей: пассажирские, грузовые, для лечебных учреждений, обзорные со стеклянной кабиной...

- Наш грузовой лифт стоял в здании Большого театра в Москве, в сочинском ресторане «Плакучая ива», в Университете горной промышленности в Санкт-Петербурге, - перечисляют в «Могилевлифтмаше».

Легки на подъем

После развала СССР свои связи с Россией завод не потерял.

- Мы экспортно ориентированное предприятие. Емкость рынка Беларуси составляет всего 1,5 - 2 тысячи лифтов в год. А производим ежегодно больше двенадцати тысяч. Основной рынок сбыта - соседи по Союзному государству, - рассказывает начальник отдела маркетинга «Могилевлифтмаша» Антон Бельский.

Белорусские лифты во многом «роднее» для России, чем даже оборудование местных производителей. Все сырье для производства Могилевский завод покупает в РФ: на Липецком и Череповецком металлургических комбинатах. Белорусский лифт больше чем наполовину - российский.

Почти в каждом российском областном центре у «Могилевлифтмаша» есть торгово-сервисные центры. Уже больше десяти лет работает совместное производство в городе Кстово Нижегородской области. До конца этого года планируется открыть еще одно, в Санкт-Петербурге. Его плановая мощность - несколько тысяч кабин в год. Это совместное предприятие «Могилевлифтмаша» и «МЛМ Нева Трейд» в поселке Металлострой. Завод уже построен, первый пробный пуск пройдет в апреле.

- Альтернатива нашим лифтам - импортные, например, китайские, но они дороже на 10 - 15 процентов. Покупать их к тому же рискованно: срок службы лифта 25 лет, и все это время его надо обслуживать, то есть искать запчасти, комплектующие, и тут могут возникнуть проблемы. Китай конкурирует с российскими производителями лифтов разве что на Дальнем Востоке и в Сибири, - комментирует Бельский.

Кроме России, «Могилевлифтмаш» поставляет лифты в Казахстан, Армению, Грузию, Азербайджан. Были заказы из Венесуэлы и Сирии. Скоро первый лифт из Беларуси должен отправиться в Нигерию.

СЛОВО ДЕПУТАТУ

Ольга Политико, член Комиссии ПС по бюджету и финансам:

Легки на подъем

Фото: Василий Малашенков

- Финансовые возможности мировых лидеров в производстве лифтового оборудования несопоставимы с белорусскими и с российскими. Ведь транснациональные компании часто имеют свои банки, которые могут представлять клиентам долгосрочное финансирование и льготы. Чтобы оставаться конкурентоспособным, могилевское предприятие постоянно совершенствует модельный ряд, осваивает производство новой продукции, в том числе эскалаторов и траволаторов.

В наших странах стоит задача заменить в многоэтажках старые лифты. В Беларуси с 2016 года в рамках государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» реализуется подпрограмма «Безопасный лифт», которая предусматривает замену до конца 2020 года больше 13,6 тысячи подъемников. А сколько строится жилья, производственных и торгово-развлекательных зданий! И везде нужен современный, надежный, энергоэффективный, удобный в монтаже и обслуживании лифт.

КСТАТИ

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

В последнее время спрос на лифты в России растет. Одна из причин - запуск в Москве программы реновации жилья и обновления подъемников во время капремонта домов.

- Долго пользовались тем, что осталось еще с советских времен. Очень много кабин устарело и морально, и физически. Сейчас идет активный процесс по замене их на новые, но старых еще много, - подтверждает Евгений Шлеменков.

Спрос на лифты и дальше будет расти. К 2024 году рассчитывают строить до 120 миллионов квадратных метров в год (сейчас этот показатель гораздо ниже: 80 - 85 миллионов). Плюс продолжат менять старые лифты. Программа ускоренной замены датируется за счет местного бюджета и действует примерно в двадцати регионах.

- В прошлом году по этой программе заменили около семнадцати тысяч лифтов. В 2019-м будет не меньше, - комментирует Шлеменков.

Работает похожая программа и в Синеокой.

 

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Сибирская «Швейцария» ждет сябров

Какие деловые контракты, в том числе и в сфере туризма, прошли проверку временем, какой опыт интересен регионам, в интервью «СВ» рассказал заместитель Председателя Правительства Алтайского края, руководитель Администрации Губернатора и Правительства края Виталий Снесарь

Кому мешают «молочные реки» из Беларуси в Россию?

В середине февраля наши страны подписали «дорожную карту» на 2019 год по снятию взаимных ограничений в поставках продукции животноводства. Как это будет происходить, и почему до сих пор внутри Союзного государства барьеры затрагивают целые отрасли, разбиралась корреспондент «СВ»

Каждой маме-буренке - витамины и энергетический напиток!

В совхозе «Корсаковский» на юге Сахалина на новой молочно-товарной ферме, построенной белорусами, пополнение - на свет родились первые шесть телят! И, наконец, начались первые удои.

Где в Союзном государстве жить хорошо?

Белстат опубликовал сравнительный сборник «Беларусь и Россия 2018», в котором, пройдя через дебри статистических данных, мы смогли сравнить, чем отличается жизнь в наших странах.

Кредитные аппетиты надо охладить

В Беларуси ажиотажный спрос на банковские займы

ДОЛГая дорога

Россияне и белорусы снова попали в тиски кредитов. Об этом свидетельствует статистика розничных торговцев и национальных банков

Читайте также

Союзное государство

Дороги ведут через Минск

В Брюсселе состоялся первый диалог «Соединяя Евразию - от Атлантики до Тихого океана», где обсуждались вопросы взаимодействия между Евросоюзом и ЕАЭС

Экономика: интеграция

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Трибуна депутата

Безвиз без долгов

Заседание Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью прошло 26 февраля в Москве

Туризм

Пять причин поехать в Ижевск

В Ижевске издавна было два главных центра притяжения. Первый - оружейный завод, с которого и началось развитие города. Центральное здание стоит на берегу Ижевского пруда и вызывает одновременно гордость и тревогу

Общество

Миллениум по-брестски

Самый западный город Беларуси отмечает тысячелетие. Праздновать будут весь год, но главные события развернутся осенью

Культура

Шляпы снимите!

«Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она - просто красавица!» - эту фразу для своего товарища Саахова он придумал сам. А еще он был для миллионов и Карабас-Барабас, и оставшийся без трех портсигаров отечественных зубной врач Шпак, фронтовик, верный вахтанговец. Владимир Этуш праздновал юбилеи: 70, 80, 90. Казалось, вот-вот - и будет 100. Но чуда не случилось



Союзное государство

Дороги ведут через Минск

В Брюсселе состоялся первый диалог «Соединяя Евразию - от Атлантики до Тихого океана», где обсуждались вопросы взаимодействия между Евросоюзом и ЕАЭС

Политика

Михаил Бабич: Никто не предлагал Беларуси вступать в состав России

Москва никогда не предлагала Минску войти в состав России, наоборот, речь идет об исключительно двустороннем взаимовыгодном развитии Союзного государства — экономической кооперации, единой валюте, сотрудничестве в ВТС.

Политика

Михаил Бабич: Единая валюта и конституция – важные, но всего лишь элементы Союзного государства

Посол России в Беларуси прокомментировал острые и актуальные вопросы в отношениях между государствами – начиная от цен на нефть и заканчивая образованием единой российско-белорусской конституции. О главных моментах интервью расскажет «СВ»

Общество

Миллениум по-брестски

Самый западный город Беларуси отмечает тысячелетие. Праздновать будут весь год, но главные события развернутся осенью

Политика

Владимир Путин: В «Курчатнике» зародился отечественный Интернет

Президент России на этой неделе провел несколько важных встреч, на которых ему доложили о развитии атомной науки, борьбе с «черным налом» и планами газификации страны

Политика

Александр Лукашенко: Беларуси новые разделительные линии не нужны

Президент Беларуси предложил строить диалог с НАТО, но при этом держать порох сухим в рамках ОДКБ

Взгляд из Минска

Новое правило трех «Д»: дай «добрую дорогу»

Каждое ДТП с жертвами в Беларуси становится в СМИ новостью государственного масштаба. Почему? Да потому что - к счастью! - это уже событие из ряда вон выходящее. Статистика обнадеживает: в столице количество погибших на дорогах с 2006 по 2018 год удалось снизить в 4,5 раза. Как?

Взгляд из Москвы

ВСЁ закатают в асфальт

В ближайшую пятилетку власти обещают искоренить извечную проблему России

Общество

Музыка северного ветра

Зима потихоньку сдает позиции. Но есть и те, кто надеется еще хоть на несколько холодных дней, чтобы их шедевры не растаяли. В городах России и Беларуси проходят фестивали ледяных скульптур

Союзное государство

«Навстречу звездам» к «Созвездию пеликана»

На Смоленщине и в приграничных белорусских областях молодежные гуманитарные проекты пользуются большой популярностью