САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

В ожидании ВТОрого пришествия

Что даст республике членство во Всемирной торговой организации, которое может начаться с середины 2020 года? Какие моменты следует учесть исходя из российского опыта, и вообще стоит ли это делать? Во всех плюсах и минусах корреспонденты «СВ» разбирались вместе экспертами обеих стран

Беларусь с лидерами мировой торговли плавает в одном море, но пока вынуждена смотреть на них со стороны. Фото: pixino.com

ДОЛГО ЗАПРЯГАЕМ

Во Всемирную торговую организацию Беларусь прокладывает дорогу с 1993 года. Это самый длительный период переговоров в истории экономического объединения. Прошлый рекорд поставила Россия. Она вела дискуссии на эту тему больше 18 лет, но в 2012 году все-таки ратифицировала договор.

Теперь в ВТО считают, что и Беларусь может присоединиться к организации к середине 2020 года.

- Беларусь достигла серьезного прогресса в том, что касается ее стратегических решений, регулирования нормативно-правовых отношений, а также правоприменительных практик. Страна находится на последнем этапе переговоров, - заявил недавно Хуан Марчетти, советник Управления торговли и инвестиций секретариата ВТО.

Регламент вступления предполагает, что «новенький» должен провести двусторонние переговоры со всеми крупными странами - торговыми партнерами. И согласовать условия. К примеру, вскоре Беларусь начнет диалог по этому поводу с США. Это сложный и упертый собеседник, который скорее будет продавливать свои политические интересы, а не руководствоваться только экономической логикой.

ПРОМОРГАЛИ ПОЛТРИЛЛИОНА

Плата за вступление в ВТО для России была немаленькой.

- Прямые бюджетные потери от присоединения России к ВТО могут составить 445 миллиардов рублей за два года, - говорил сразу после ратификации соглашения тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.

Это был грубый математический расчет, который объяснялся просто: пошлины на ввоз заграничных товаров снизились, потому что ВТО ратует за свободу торговли. Для сравнения, если до вступления в организацию средний импортный тариф составлял 9,5 процента, то к 2015 году он снизился до 6 процентов. Отсюда и потери.

Однако ожидания были такие, что рост объемов торговли перекроет это снижение доходов. Мол, бизнес зацветет буйным цветом, инвесторы повалят к нам косяком, объем налогов в бюджет резко вырастет, а инфляция снизится за счет увеличившейся конкуренции с импортными товарами.

Как мы помним, все получилось ровно наоборот. И можно ли все свалить на кризис и падение цен на нефть, ответить сложно. Да, собираемость налогов выросла, но не за счет роста прибыли у бизнеса, а скорее за счет закручивания гаек налоговиками. Но вступать в ВТО для этого смысла не было.

СПОРЫ ЕСТЬ, А РЕЗУЛЬТАТА - НЕТ

Главный довод сторонников вступления - мол, оно позволит стране на равных участвовать в обсуждении международной повестки. И если нужно - у члена организации будет право решать глобальные споры. Например, если на мировом рынке возникнут проблемы у той или иной отечественной компании.

Оказалось, что это только красивая теория. Российские власти активно пользуются этим механизмом. Но особых поблажек не получают. Даже главный переговорщик от российского правительства, бессменный директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков это недавно признал.

- Количество споров вряд ли может считаться показателем успешности участия в организации, да и сама процедура споров является весьма затратной, - заявил он спустя пять лет после вступления России в ВТО.

Собственно, некоторые эксперты приписывают незначительные успехи российской экономики в последние годы именно членству во Всемирной торговой организации. Например, с этим связывают подъем сельского хозяйства. Тем не менее факты говорят о том, что агропромышленный комплекс поднялся не благодаря, а вопреки ВТО. И спасибо надо говорить не международной кооперации и открытым границам, а санкциям и антисанкциям.

Кстати, членство в ВТО никак не спасло Россию от экономических ограничений со стороны США и Евросоюза. Поэтому большой вопрос, стоит ли тратить время на то, чтобы вступить в организацию, которая уже не обладает прежним весом и, по сути, стала атавизмом мировой торговли.

 

ВЕЗДЕ ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАМЕКИ

 

О перспективах сотрудничества на большой торговой арене мы поговорили с политическим экспертом Александром Шпаковским.

 В ожидании ВТОрого пришествия

Фото: БЕЛТА

«ФЛИРТ» С АМЕРИКОЙ - НЕ РАЗВОРОТ НА ЗАПАД

- На каком этапе находится обсуждение?

- Переговоры по вступлению в ВТО Беларусь ведет с разной интенсивностью четверть века, и излишнего оптимизма относительно сроков их завершения нет. Но несмотря на определенную сложность и непрозрачность существующей системы международной бюрократии, можно сказать, что в последние годы позиции удалось существенно сблизить.

- Какие есть опасения?

- Присоединение к ВТО требует определенных практик, реально ограничивающих внутренний суверенитет правительств в вопросах управления экономикой. Кроме того, повсеместно присутствуют пресловутые двойные стандарты, а технический переговорный процесс обставляется разного рода политическими намеками. Многое, безусловно, зависит от позиции ЕС и США, отношения с которыми у Беларуси хотя и улучшились в последние годы, но все же далеко не безоблачные.

- С кем конкретно нужно договориться?

- Открытыми остаются переговоры с Евросоюзом, Австралией, Аргентиной, Бразилией, Канадой, США, Швейцарией и Украиной. Со Штатами до настоящего момента нет полноценного дипломатического обмена, а американские чиновники, отвечающие за развитие отношений с нашей страной, часто меняются, даже не успевая войти в курс дела. Но незначительное потепление отношений с американцами направлено на улучшение дипломатических связей, а вовсе не связано с конспирологическими версиями на тему «разворота на Запад», «США готовят майдан в Беларуси» и пр.

ОДИН ТОЛЬКО ШАГ

- Что получит Беларусь от вступления в организацию? Есть ли оценки экономической эффективности этого шага?

- Министерство экономики Республики Беларусь полагает, что присоединение к ВТО является «одной из наиболее важных целей внешнеторговой политики нашей страны» и обусловлено возрастанием роли глобальных интеграционных процессов в международной торговле.

Фактически с 2012 года, с того момента, как РФ стала участником ВТО, Беларусь по умолчанию выполняет большинство требований этой структуры без юридически оформленного членства. Иными словами, обязанности у Минска уже есть, а прав нет. Добавлю, что и другие члены Евразийского экономического союза - Казахстан, Кыргызстан и Армения - являются членами ВТО.

- То есть присоединение Беларуси можно рассматривать и как завершающий шаг для всего Евразийского союза?

- Страны «таможенной тройки» договаривались двигаться по этому маршруту совместно, но эта хорошая идея так и не была воплощена. С появлением Минска в ВТО вполне возможно вернуться к программе согласованных действий, распространив их на всю «евразийскую пятерку». Для этого необходимо преодолеть барьеры и местечковое мышление внутри самого ЕАЭС.

Конкретно для Беларуси вступление в ВТО в теории может рассматриваться как расширение географии экспорта, инструментария финансово-кредитной поддержки и привлечения инвестиций, получение доступа к переговорам на высоком уровне.

по новым правилам

ГИГАНТЫ ТЕРЯЮТ В ВЕСЕ

Разлад в организации начался после того, как Президент США Дональд Трамп в открытую стал критиковать деятельность ВТО и пригрозил выйти из состава этой организации. В середине прошлого года Америка и Китай развернули полномасштабную торговую войну. Страны стали зеркально поднимать импортные пошлины на ввоз продукции. И хотя в конце года руководителям двух крупнейших экономик мира удалось договориться, перемирие пока лишь временное.

Это еще раз доказало, что механизмы ВТО никуда не годятся. Они устарели и требуют пересмотра. Поэтому эксперты и чиновники разных стран заговорили о реформе организации. Но быстро провернуть ее не получится. Уж если иногда переговоры с парой десятков стран затягиваются на десятилетия, что говорить о спорах, в которых будут участвовать больше полутора сотен государств.

По мнению профессора Высшей школы экономики Алексея Портанского, одного из главных российских экспертов по международной торговле, аналогов ВТО в мире все равно не существует, систему нужно модернизировать, но на это точно уйдет не один год.

- Есть системные вещи, которые требуют перестройки, и операционные, которые необходимо улучшить. Это реформирование органа по разрешению споров, переосмысление подходов к вопросу развития, расширение и совершенствование переговорной и мониторинговой функций ВТО, работа над барьерами, внутренним регулированием и протекционистскими мерами, - пояснили в российском Минэкономразвития.

В ведомстве пояснили, что готовы активно участвовать в процессе реформирования. Это означает, что и Беларуси, наверное, есть смысл вступать в международную организацию уже по новым, а не по старым правилам.

УСЛОВИЯ

УДАЧНЫЕ ПРИМЕРЫ ЕСТЬ. НО НЕМНОГО

В ожидании ВТОрого пришествия

- Союзное государство, членство в ЕАЭС... Беларусь по идее должна вступать на тех же самых условиях, на которых в ВТО вступили Россия и Казахстан.

- К сожалению, это не так. Несмотря на то, что соответствие Беларуси требованиям ВТО - это уже многолетняя реальность. ЕС и США постоянно выдвигают дополнительные условия. Некоторые требования очевидно завышены и вообще не сочетаются с вопросами ВТО. Например, предложение присоединиться к правилам ЕС в области транспортных или медицинских услуг. Ситуация иногда напоминает известный армейский анекдот, когда прапорщик, не зная, как бы еще придраться к солдату, поочередно наказывал его за нахождение в шапке и без шапки.

- Некоторые эксперты утверждают, что вступление в ВТО - минус для крупнейших предприятий. Плюс в виде отстаивания своих интересов в международных судах остается эфемерным. Какой смысл вступать в ВТО, если это реально не дает стране никаких преференций?

- Приведу мнение известного российского ученого, профессора Николая Межевича, который отмечает, что «эйфория от принятия России в ВТО закончилась на следующий день после вступления». Российской стороне действительно удалось разрешить в свою пользу ряд крупных торговых споров через механизмы ВТО, однако и убытки от ограничений также носят болезненный характер. Словом, возвращаясь к оценкам Межевича, «суммировать разноотраслевые поражения и победы в некий единый плюс или минус достаточно сложно».

- Есть ли примеры того, как страна удачно вступила в ВТО?

- История знает успешные и неудачные прецеденты. Есть опыт Сингапура, а есть - Республики Молдова. Членство в различных экономических союзах, принятие кредитных программ - это возможность, которую можно развернуть как в плюс, так и в минус. Во многом это будет зависеть от компетенции наших кадров.

- На каких условиях тогда нужно присоединяться?

- Присоединяться к организации целесообразно лишь в том случае, если белорусское правительство уверено в возможностях использовать права членства в национальных интересах. А лучше в интересах всего ЕАЭС, когда евразийская интеграционная группировка будет действовать на международной арене в рамках общего замысла. Если подобные цели есть в светлых головах наших чиновников, то вступление в ВТО точно не ухудшит, а, возможно, и улучшит ситуацию в белорусской экономике.

прямая речь

Андрей Евдоченко, первый заместитель министра иностранных дел Беларуси:

 В ожидании ВТОрого пришествия

Фото: БЕЛТА

- Мы должны продвигать свои экономические интересы на международной площадке. Беларусь сохраняет большой интерес к вступлению во Всемирную торговую организацию. ВТО объединяет наших основных торговых партнеров. Последние два года мы значительно активизировали переговорный процесс. На данном этапе завершили переговоры примерно с двадцатью торговыми партнерами. Осталось пять-шесть стран. В планах провести в феврале в Женеве очередной раунд переговоров. Для нашей страны это важно, мы должны участвовать в обсуждении вопросов международной торговли. У нас есть свои экономические интересы, и мы хотели бы достойно их продвигать на этой площадке.

вопрос ребром

НАПРАВО ПОЙДЕШЬ – БЕЗ ДЕНЕГ ОСТАНЕШЬСЯ?

- Что требует ВТО от Беларуси? И на каких условиях страна готова вступить в организацию?

- Речь идет скорее о «возможностях», которыми нужно еще суметь воспользоваться. Вопрос расширения экспорта, дешевых кредитов, привлечения инвестиций - это перспектива, а выполнять требования, необходимые для вступления в ВТО, надо уже сейчас. У многих отечественных производителей есть определенный кадровый голод на специалистов по внешнеэкономической деятельности и дефицит знаний по проблематике функционирования ВТО.

- Может, и не стоит тогда вступать?

- Такая дискуссия идет в госорганах. Есть и точка зрения главы государства, который в августе прошлого года заявил, что этот шаг «не является самоцелью» в развитии страны. Необходимо очень внимательно оценивать все последствия, включая риски. Особенно это важно в свете того, что о «преимуществах» вступления в ВТО информации достаточно, распространение такого рода сведений стимулируется международными организациями, а вот обратная сторона медали чаще всего остается вне поля зрения.

СКАЗАНО

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:

- Кто в ЕАЭС не член ВТО? Только Беларусь. Надо разобраться, куда мы будем вступать. Дональд (Трамп, Президент США. - Ред.) крест поставил на этом ВТО. И на «двадцатке» заявили, что ВТО надо переформатировать, надо переделать. Я своим говорю: «Ну что? Кто оказался прав?». Это не значит, что мы не вступим в эту торговую организацию, но нам надо сегодня разобраться».

СПРАВКА «СВ»

Что такое ВТО?

Во Всемирную торговую организацию входят 164 страны. На их долю приходится примерно 98 процентов мировой торговли. Грубо говоря, почти вся планета - внутри этой большой организации. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). В теории все страны внутри ВТО торгуют по одним правилам. Чтобы соответствовать требованиям, российские чиновники в свое время изменили 52 федеральных закона и 450 нормативных актов правительства. Переговоры велись восемнадцать лет и завершились только в 2012 году. Россия выторговала себе неплохие условия участия. Но последующие годы показали, что членство в ВТО никак не помогло отстаивать свои интересы на международном рынке.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Гайдукевич: цинизм властей в отношении детей зашкаливает
  2. В Москве открылся экспертно-медийный форум «Союзное государство. Научный прорыв»
  3. Лавров заявил, что обсуждения легитимности правления Зеленского скоро может не потребоваться
  4. Ещё один гражданин Беларуси, пострадавший при теракте в «Крокусе», умер
  5. Силы ПВО ликвидировали 15 снарядов РСЗО Vampire над Белгородской областью
  6. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  7. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  8. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  9. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  10. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  11. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  12. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  13. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  14. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  15. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

США-то про ИГИЛ* фуфло толкали

Олег Зинченко

С государством покрывающим террористов, теперь надо говорить только на блатном сленге, так как человеческой речи они не достойны

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также