Владимир Воленко: За "Божью коровку" не стыдно"
Лидер и основатель группы «Божья коровка» рассказал «Союзному вече», за что любит Беларусь, как стать популярным и пойдет ли сын по его стопам
ИСКАТЬ СВОЮ ФИШКУ
- Вы уже выступали на «Славянском базаре», какие впечатления от фестиваля и от страны?
- В Беларуси мы бываем довольно часто. И на «Славянском базаре» были уже дважды, и на Дискотеке СССР выступали несколько лет подряд, а в 2018-м году у нас проходил тур по Беларуси, в рамках которого мы дали больше тридцати концертов, выступая в ДК небольших городов. Ну что сказать? Во время таких поездок всегда пребываешь в восторженном состоянии. Как это ни странно, здесь я себя чувствую гораздо более русским, чем дома, в России. И еще поражают порядок и чистота. К сожалению, не всем дано это оценить. Человек так устроен, что ему кажется, будто где-то там, ну чужбине, лучше и комфортнее. Но это только до тех пор, пока ты турист.
- Зачем нужны фестивали, конкурсы?
- Для молодых исполнителей это хорошая возможность показать себя большой аудитории. Но «Славянский базар» - это другое. Это фестиваль звезд, где ты ни с кем не соревнуешься, а просто выходишь и демонстрируешь публике свои лучшие достижения.
- Помните свой самый-самый первый выход на сцену?
- Впервые я исполнил песню «Гранитный камушек» в концерте у Светланы Лазаревой, певицы, у которой в далекие 1990-е работал музыкантом-клавишником. Понадобилось заполнить паузу, и мне сказали: «Ты вроде пишешь песни, так давай, спой». Нужно было выйти из-за клавишной стойки, взять ручной микрофон и на какое-то время стать сольным исполнителем. Я этого никогда не делал, поэтому чувствовал себя крайне неуверенно. От волнения закрыл глаза. Но когда услышал бурные овации, открыл их и обнаружил, что у всего зала в руках горящие зажигалки и прочие огоньки, откуда зрители их взяли я так и не понял, тогда еще не было мобильных телефонов. С тех пор прошло больше тридцати лет, но самое удивительное, что волнение перед выходом на сцену сохраняется до сих пор, хотя сегодня я точно знаю, что и как нужно делать.
- Ваш младший сын тоже занимается музыкой. Какие советы ему даете для творчества и жизни?
- Вовас, так я его называю, чтобы нас не путали, проходит все этапы обучения и набирается опыта, минуя те ошибки, которые проходил я. Он похож на меня в молодости как две капли воды. Иногда создается ощущение, что, набравшись многолетнего опыта, я вернулся в свои восьмидесятые и сам себе даю подсказки: вот этого не делай, а это делай так-то и так-то. К сожалению, в моей юности не было человека, который мог бы меня так направлять. Приходилось пробиваться к успеху методом многочисленных проб и ошибок. Вовас же может добиваться поставленной цели значительно быстрее и эффективнее. Надеюсь, у него все получится не хуже, чем у меня, а скорей всего, и гораздо лучше.
ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ НЕ СТЫДНО
- Дайте, пожалуйста, совет молодым исполнителям, как обрести уверенность в себе?
- Путь каждого артиста к успеху индивидуален и неповторим. На мой взгляд, тут не существует универсального решения. То, что подходит одному, может никак не сработать у другого. Просто необходимо «держать нос по ветру» и, как говорится, искать свою фишку. Если вам удалось ее найти и она зацепила публику, уверенность придет сама собой.
- У вас нюх на хиты, судя по тому, что вы когда-то купили песни у будущей звезды Елены Ваенги. Часто угадываете?
- Не часто. Была за все время пара метких попаданий. Полно примеров, когда одного знакового хита достаточно на всю жизнь. Ведь существуют сотни тысяч, а возможно и миллионы артистов, у которых нет ни одного хита собственного производства. А для тех счастливчиков, которых называют артистами одной песни, такой хит как привлекающий маяк, дарующий им звездный статус. Наверное, вы помните стандартный журналистский штамп про группу «Иглз», что мол, кроме песни «Отель Калифорния» у них больше ничего нет. То же самое можно сказать и про «Shocking blue» с их «Шизгарой», и про «Status Quo» с песней «Я сейчас в армии». Понятно же, что это абсолютная глупость. Однажды мы побывали на концерте Бобби Макферрина, исполнителя хита «Don’t worry, be happy», и оказалось, он реальная глыба! А данная популярная песенка всего лишь повод для знакомства с таким великим исполнителем.
- Вот «Божью коровку» раз услышишь - не забудешь, мы росли на ваших песнях и вместе с вами. Что вы считаете своим главным плюсом? И минусом?
- Пожалуй, самый большой плюс «Божьей коровки» - это юмор и оптимизм. За это нас и любят. В треках популярных молодежных исполнителей сейчас очень много агрессии и пошлых намеков, использования нецензурной лексики или же, наоборот, депрессивных настроений. Я всегда намеренно избегал и первого, и второго, и третьего. Для нас проверочным показателем является то, что при выступлении «Божьей коровки» родителям никогда не стыдно перед детьми, и наоборот. А главный минус — это, пожалуй, хронический недостаток популяризации. «Божьей коровки» мало в телевизоре, и на радио, в прессе, и во всевозможных чартах хит-парадов. Спасибо, что есть Интернет и такие издания, как ваше.

ЭФФЕКТ УЗНАВАЕМОСТИ: КАК КОРАБЛЬ НАЗОВЕШЬ
Образ должен облагораживать душу
- Имя группе выбрали путем голосования, насколько важно название?
- Это крайне важно. Не зря придумали поговорку: как корабль назовешь, так он и поплывет. Я всегда считал, что образ, который ты выбираешь, должен облагораживать человеческую душу, а недавно вообще сделал поразительное открытие. Обнаружил, что меня всегда подсознательно тянуло к группам с суперпозитивными названиями: «Вера в возрождение чистой воды», «Добродушный великан», «Да», «Радуга» или «Королева». Переведите названия на английский, и вы будете поражены (Creedence Clearwater Revival, Gentle Giant, Уеs, Rainbow, Queen – суперизвестные рок-группы 1960-х- 1970-х годов. - Ред.). И уж точно могу сказать, что никогда бы не решился назвать свой коллектив словосочетанием типа «Ногу свело», «Красная плесень» или «Волосатое стекло».
- Когда вы в первый раз покрасили волосы и кто шьет вам костюмы?
- Это было в 2000-м году. Одна наша знакомая открыла парикмахерскую и ей требовался какой-то яркий пиар-ход. Она и предложила нам раскрасить головы в красно-черный цвет ради творческого эксперимента. Сначала я отнесся к затее скептически. Но когда мы с Наташей (вторая жена музыканта. – Ред.) поняли, что это создает дополнительный элемент сценического шоу и эффект узнаваемости, то стали делать такие покраски регулярно. Со временем Наташа научилась это делать самостоятельно. Она же и автор всех сценических костюмов. У нас семейный подряд. Так как никогда не было лишних денег, приходилось все делать самим. Сами сочиняем тексты и музыку, сами аранжируем, записываем, сами сводим, снимаем видео, монтируем и продюсируем. Это делаю я. Соответственно вся имиджевая составляющая на Наталье: прически, костюмы, постановки танцев и сценических движений.
- Божьих коровок любите в виде игрушек-подушек?
- Да, у нас была огромная коллекция. В свое время почти каждый считал своим долгом подарить какой-нибудь сувенир с изображением или символикой Божьей коровки. Часы и ручки, посуда и кухонные принадлежности, одежда, брелки, значки... Только плюшевыми игрушками все комнаты были просто завалены. В один прекрасный день мы вызвали грузовой фургон и отправили все в детские сады и центры досуга. До сего дня сохранились только единичные, наиболее ценные экземпляры, которые умещаются в небольшом отделении комнатной стенки.
ОТКРОВЕННО: СКОРО МНОГИХ УДИВИМ
Изменилась ли жизнь с возрастом?
- В этом году вы отметили юбилей, 60 лет, это какой-то переломный момент или нет?
- Как вам сказать? Внешне вроде бы ничего не изменилось. Однако в творческом плане я внезапно осознал, что моя кубышка популярных песен уже наполнена до краев и больше нет надобности впихивать туда что-либо еще. Теперь могу заняться более сложной и интересной музыкой. С этого, собственно, и начиналась история группы «Божья коровка» в конце 1980-х. Однако тогда не было никаких возможностей реализовать и донести свои идеи до широкой публики. Сейчас, как говорится, могу себе позволить. Так что, надеюсь, очень скоро мы многих удивим весьма неожиданным релизом.



MAX