САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Овсепьян

Главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб считает, что театру не хватает новаторства

Козочка - в «Эсмеральде», лошади - в «Жизели»

Костюмы и оформление сцены — не менее существенные атрибуты удачной постановки, уверен Игорь.
Фото: ИД «Беларусь сегодня»


Четверть века в труппе Мариинского театра, непревзойденная пластика и виртуозное мастерство, мировая слава и выходы на сцену с самыми звездными балеринами. А затем педагогическая деятельность и работа в качестве главного балетмейстера Большого в Минске. Настоящая союзная звезда. Игорь рассказывает: детство провел в деревне под Пинском, не чурается никакого труда. До сих пор может и покосить, и дров нарубить, и сделать любую другую работу.

ВАЖНО, ГДЕ РОДИЛСЯ


- Знаю, для вас много значит тема семьи, рода.

- С детства знал свои корни, как со стороны отца, так и со стороны мамы. Сейчас не так много родственников, к сожалению, уже осталось, и нет домов, где я провел детство. Это деревня Колбы в двадцати километрах от Пинска. Когда в моей жизни возникает ступор или тупик, еду туда. Это для меня очищение: когда ты приходишь на кладбище, а там фактически только одна фамилия - та, которую я несу по жизни и которую унаследовал мой сын. И это дает силу. До сих пор для меня это очень важный момент - где я родился, на какой земле. С детства знаю, что такое работа, что такое косить и собирать сено, утрамбовывать его в телегу и потом ехать на самом верху. Какими бы ни были мои успехи, всегда возвращаюсь к тому, откуда я.

- Знаете, что такое физический труд, - и выбрали профессию, которая связана с чудовищным напряжением.

- Учился во вторую смену, моим близким надо было нас с сестрой развести по времени, чтобы письменный стол был в доступе. И однажды оказался в хореографической школе. В Минске я узнал, что такое балет. Юрию Трояну удалось уговорить моих родителей, подобрать какие-то нужные слова, чтобы они меня не забирали домой. И я ему благодарен по сей день за многое. Спустя некоторое время мне уже так нравилось в училище, что я даже не уезжал на каникулы. Потому что сама система обучения и проживания ребенка была идеальной: с тобой делали уроки, ты воспитывался с возможностью приходить в театр и видеть спектакли.
Не могу вспомнить ни одного негативного момента из детства, чтобы кто-то нас обидел, или не помог, или не обнял, или не уберег от чего-то. Всегда вспоминаю эти годы с большой теплотой.

- Приходилось голодать, чтобы соблюдать форму?

- Это удивительно, но я ел много и мне, как правило, не хватало. Наверное, такая конституция досталась от родителей - они были спортивного телосложения, потому что всегда трудились, никто не сидел без дела. Поэтому и в моей жизни ключевым моментом была работа. Проблем с диетой никогда не было. Это при том, что я нормально питаюсь: не могу без супа, без мяса, мне нужно поддерживать состояние бодрости, а это удается благодаря кофе и хорошей еде.

НА ОДНОЙ ВОЛНЕ


- Сейчас вы уже в команде тренеров. Это понятно: в балете большой физический износ, неизбежный ранний выход на пенсию. Уход со сцены дался тяжело?

- С тридцати лет я думал о том, что же дальше. Поэтому для меня этот переход не стал стрессовой ситуацией, скорее дал очень много возможностей. Появилась Санкт-Петербургская консерватория, где преподавал шесть лет, а также продюсерский центр «Открытое искусство», в котором я - художественный руководитель. Уже четвертый год с моим коллегой Сергеем Величкиным, директором центра, организуем фестиваль для детей в Великом Новгороде на гранты Президентского фонда культурных инициатив. Достаточно трудоемкий процесс: привозим детей, они живут там бесплатно, для них готовят мастер-классы. А если выигрываешь первые места, это еще и сопровождение таких личностей, как ректор Санкт-Петербургской консерватории, оперные дивы Большого театра, известные артисты.
То есть это шанс и возможность движения вперед.
И сегодня, в преддверии четвертого фестиваля, я вижу, как растут дети, которые из года в год, даже если побеждают, вновь подают заявки к нам.

- Педагогика - важная часть жизни?

- Она очень много значит. Шесть лет в консерватории, два с половиной года в Академии танца Бориса Эйфмана. Люблю детей, нравится быть с ними на одной волне. Понимаю, что такое мотивировать, поддерживать. Вижу результат по своим ученикам, которые работают в театрах. Один из них - артист Большого театра Беларуси Андрей Барьев, который уже год успешно выходит в сольных партиях. Это прекрасный Альберт в «Жизели» и бесподобный Эспада в «Дон Кихоте». Поэтому смена деятельности для меня не была трагедией.
Скорее был выбор между двумя направлениями: одновременно мне пришло два предложения - от руководителя балетной труппы Большого театра России Махара Вазиева и от художественного руководителя Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева. Я оказался в Минске, хотя мучился сомнениями.

- И в первой же работе - в вашей редакции классической постановки «Жизели» - отыскали новый для публики музыкальный фрагмент.

- Не знаю, почему этот шанс пришел ко мне, ведь «Жизель» - это не тот рай, в котором бы я хотел оказаться в качестве главного балетмейстера. Но я использовал эту возможность и благодарен, поскольку считаю, что мне удалось сделать многое. Изменить рисунок танца, вернуть историческую составляющую, в том числе животных на сцене. Это естественная практика для мировых театров. Козочка с Кшесинской в «Эсмеральде», деревенские лошади и собаки в бытовой сцене в «Жизели» или в «Дон Кихоте»… Прекрасное дополнение к спектаклю. Впервые столкнулся в клавире с новым фрагментом музыки Адана - композитора, который создал этот балет. И если в нем присутствует па-де-де Альберта и Жизели в первом акте, то почему его вычеркнули, мне непонятно. Эти ноты оказались подарком судьбы, поэтому удалось сделать премьеру в премьере.

Главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб считает, что театру не хватает новаторства
Зрители точно не ожидают увидеть актера с копытами и шикарной гривой.
Фото: ИД «Беларусь сегодня»


ВЫХОД ЗА РАМКИ


- Недавняя минская премьера - балет «Иллюзии» - решена в очень современном ключе, что вызывает бурные дискуссии. Новаторский подход ближе, нежели привычный академический балет?

- Если ты приходишь в театр в качестве главного балетмейстера, то начинаешь анализировать репертуарную политику: когда и сколько премьерных спектаклей и на чем воспитывались артист и зритель. За последние тридцать лет в Большом театре Беларуси было несколько спектаклей, которые вызвали бы интерес не только внутри нашей страны, но и за ее пределами, Например, вечер одноактных балетов Иржи Килиана и «Анна Каренина»
на музыку Чайковского. Основной акцент делали на классическом репертуаре.
Но репертуар не менялся веками, и странно не попробовать выйти за рамки. «Иллюзии» создавали исходя из возможностей труппы. Реакции на спектакль оказались диаметрально противоположными. Результат удивил: никто не остался равнодушным.

- Можете поделиться ближайшими планами?

- В апреле 2024 года - премьера «Золушки» Сергея Прокофьева в хореографии Валентина Елизарьева. Предложил спектакль «Золотая рыбка».

ХОББИ - РЕСТАВРАЦИЯ


- Для людей поход в театр - это отдых, для вас - работа. А как вы отдыхаете?

- Дом в Великом Новгороде на берегу Волхова для меня - место тишины и спокойствия. Река, цветы и деревья. В сложные моменты, бывает, рисую, но очень мало - не хватает времени. Еще хобби - реставрирую мебель.
В нашей петербургской квартире появились старинный буфет, самоварный столик, ломберный столик…
И когда приехал в Минск, купил небольшой деревенский стол - у нас
в Колбах похожий стоял между плитой и печью. Очистил его, покрыл восковой пропиткой. Меня это вдохновляет.

- Подводя итоги: что нового принес прошлый год?

- Я по-прежнему восхищаюсь людьми.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские депутаты призвали мировые структуры отреагировать на снос памятников советским солдатам
  2. Россия приглашена на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
  3. Закон об ужесточении мобилизации на Украине подписан Зеленским
  4. Более пяти миллионов туристов из России посетили Беларусь в 2023 году
  5. В суд Москвы поступил административный протокол на Ивлееву за дискредитацию ВС РФ
  6. Путин поговорил по телефону с президентом Ирана Раиси
  7. Рогов сообщил о покушении на депутата в Запорожье
  8. Первый туристический информационный центр Союзного государства появится в Смоленске
  9. В России предложили установить минимальный оклад не ниже МРОТ
  10. Патрушев назвал недостаточное реагирование причиной наводнений в регионах России
  11. Памфилова вручила Путину удостоверение президента
  12. Патрушев подтвердил связь исполнителей теракта в «Крокусе» и украинских националистов
  13. ВС РФ нанесли удар по военному аэродрому в Хмельницкой области
  14. Завальный: На Дальнем Востоке по мере выработки ресурсной базы все ТЭЦ переведут на газ
  15. Лукашенко поручил разработать стратегию обеспечения белорусского животноводства концентрированными кормами

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: Ипотека оформляется, но жилье ближе не становится

Стоимость квадратного метра уходит все дальше от того, что могут себе позволить россияне.

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Тарелкины пельмени

Юлия Новицкая

Космонавтам на орбите очень не хватает свежих фруктов и овощей

Победа - для героев, а не для жлобов

Олег Зинченко

Мирные переговоры враг должен выстрадать, ну или заслужить

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

Сергей Андреев

Жители поселка под Оренбургом спасли свои дома от большой воды. Собственными силами они построили дамбу, которая отгородила улицы от потопа

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также